О национальной идее

Евгений Терещенко
Недавно в эфире телеканала «Россия 1», хорошо известный и очень популярный телеведущий Владимир Соловьев заявил следующее:
«Мы дошли до состояния, когда должны посмотреть друг другу в глаза и сказать честно (россияне!): в чем наша национальная идея, как мы ее собираемся реализовать, в чем наши национальные интересы».
«Ха-ха-ха! Ой, не могу! Ха-ха-ха!» Такова была моя непроизвольная реакция на фразу В.Соловьева. Как смешны эти великие интеллектуалы, со всей их самоуверенностью и гордыней! Они свято верят в способность человеческого ума все понимать, все познавать, все предвидеть, всем управлять. Они верят в то, что умудренный знаниями индивид, приняв удобную позу (лежачую, сидячую, ?), способен включить свой седой или плешивый наплечный биокомпьютер, сосредоточиться, натужиться и родить что-то великое, новое, важное для человечества или конкретного народа. Наивная, детская вера!

«Песню нельзя сочинить, песни рождаются сами» - поется в известной песне, и это воистину так. То же можно сказать о стихотворении: стихотворение нельзя сочинить, оно рождается само, побуждая поэта немедленно бросить все дела и включиться в родовой процесс. Нет, вообще-то, можно придумать «из головы» и песню и стихотворение, но они не будут иметь к искусству никакого отношения. Это будут фальшивки, подделки. То же с национальной идеей. Великие интеллектуалы могут придумать много национальных идей, и все они будут интересны, гениальны, но толку от них не будет никакого. Если же национальная идея созреет в духовных недрах конкретного социума (сама, сама созреет!), ее и придумывать будет не нужно. Тут же найдутся духовно чуткие люди, прозорливцы, которые ее почувствуют и сформулируют.

Появление национальной идеи вещь небезопасная, чреватая неприятностями для многих прозорливцев. Некоторые из них не смогут из-за нее засыпать без снотворного, некоторым она будет сниться ночами, другим будет досаждать во время обеда, мешая нормальному пищеварению. Когда национальная идея появится, от нее нужно будет прятаться, а не ее искать. Но спрятаться будет трудно.

Но что же делать, если национальная идея упорно не хочет созревать и появляться на свет? Ответ банальный – молиться Всевышнему и заниматься самим собой, своей душой, а не чужими делами. Именно это советовали нам классики этической мысли. Нужно менять себя, а не окружающий мир, и если мы начнем меняться в лучшую сторону, вместе с нами начнет меняться в лучшую сторону окружающий нас мир. Противоположная задача, изменение вне нас существующего мира, бесперспективна.