Часть 1 Исторические парадоксы

Вячеслав Кудяков
 
История казачества, в том числе и Донского, еще мало описана, а потому казачье население в массе своей о великих делах предков своих знает очень немного:
о первоначальном же происхождении этого народа не имеет ни малейшего представления, если не считать ни на чем не основанных легенд, дошедших до нас изустным преданием или записанных и необдуманно принятых за достоверные факты некоторыми легковерными историками.
Письменных памятников о древностях казачества очень немного, да и те разбросаны по разным, мало изученным, русским и иностранным архивам и библиотекам; доступные же изучению русские летописные сказания говорят о казачестве весьма сбивчиво, а в большинстве случаев почти совсем о том замалчивают. Донской архив, в котором, надо полагать, было немало ценного материала по данному вопросу, сгорел дотла в гор. Черкасске в 1744 году.  В 19-20 веках, много  изданий создавали  люди  не жившие на Дону. т.е Европейцы. В то время их считали самыми образованными. Это значит-знающими. Но среди  Россиян, да и самих казаков, людей способных собрать устные воспоминания и легенды Дона, почти не было. Восточные авторы- Китая,  многое успели записать. но и там. документы , не смогли сохранить в целостности, потому до нашего времени. дошли только отрывки  тех монографий на китайском языке. Есть еще один источник, это Армянские  исторические записи, которые велись  в ходе движения Монголов на запад.

Это очень серьезный вопрос. Правильно говорят, когда  исчезнет память народа, когда  будет неизвестно кто были твои предки, человек не сможет продвигать свою жизнь вперед. Это значит наступит застой и разложение. 


Из исторической литературы о донских казаках XVII в. известно, что, кроме людей русского происхождения, среди казаков было немало представителей различных народов, выходцы из которых зачастую даже не были православными. В этом отношении показательно, что в 1632 г. донские казаки, отказываясь давать присягу Москве, одним из аргументов своего отказа называли тот факт, что среди них живет много "бусурман" (мусульман), которые не могут "целовать крест" (присягать) по христианскому обычаю.
 А в казачьей отписке (донесении) в Москву от 1658 г. видим такие слова:                "А которые  у нас в Войске живут переезщики  иноземцы - турки, и татаровя, да и греки, и иных розных земель люди, которые переезжают к нам, к Войску, на Дон , и служат они, живучи у нас в Войске  государевы службы с нами вместе"..

И хотя среди казаков были люди совершенно разного этнического происхождения - встречались даже арапы, тем не менее татар в этом перечне следовало бы поставить на первое место, ибо только они выделяются в документах в особую группу донского населения под названием "донские татары".
Наверное, ни одно другое название народов мира не имело в своей истории столько многообразных значений, как татары. А с содержанием термина «монголо-татары» историки так окончательно и не разобрались. Привычные словосочетания очень часто являются абсурдными. Не исключение – и этот случай. Монголы и татары до 20 века не называли себя так.
В настоящее время монголами (халха-монголами) называют этнос монгольской языковой группы, родственный бурятам и калмыкам, а татарами – несколько этносов тюркской группы. Эти две группы объединяют в алтайскую семью народов. То есть родство между монголами и татарами (по языку) – примерно такое же, как, скажем, между русскими и немцами.
 Не ранее 10 века в китайских источниках впервые упомянуты Монголы, это имя (в разных фонетических вариантах) является искажением каких-то монгольских слов, но не племенных самоназваний. Причём это искажения были сделаны либо самим китайцами, либо даже дошли до них через посредничество тунгусо-маньчжурских народов.
Термин Монгол - если перевести на Казахский означает : тысяча рук! А Греки ад назвали тартаром, возможно, поэтому  Европейцы и  ввели название  всех,  кто им казался, страшен - Татары. Само название «татар» или «тартар», наиболее вероятно, восходит к древнегреческому Тартару, то есть подземному царству, и должно было символизировать «адскую мощь» вторгшихся племён. Совпадение этого слова с тем, как, возможно, называло себя одно из тюркских племён, чисто случайное.
Та же самая история с названием Казаки. А.А. Гордеев — донской казак, офицер-фронтовик, автор замечательной книги «История казачества», впервые изданной во Франции, в своей книге пишет - утверждая, что казачество своим появлением обязано приходу татарских войск Батыя в южнорусские степи, в 1342 году. Гордеев сообщает, что основными силами войск Батыя были отряды легкой конницы из числа покоренных Монголами племен сибирских татарских орд «Касахов» (и Узбеков Средней Азии). После победного похода в Европу часть орд татар, участвовавших в походе Батыя, осели в степях от Дуная до Волги на жительство, где продолжали вести привычную для них жизнь кочевников - скотоводов. Степи эти вошли в улус Золотой Орды, включавший еще и земли по Волге от Казани до Астрахани. Для освоения этой огромной территории нужны были люди: для обслуживания дорог и содержания ям (ов) - станций, караван- сараев, для работ внутри поселений, для охраны границ; нужны были слуги, рабочие, пастухи, ямщики. Для решения этих задач татары вместе с данью брали на Руси особую дань «тамгу» - людьми, забирая каждого десятого человека, включая женщин. Из молодых и сильных мужчин татары формировали поселения руссов в степных землях Золотой Орды, среди татарских кочевий. Мужчины этих поселений должны были нести военную и сторожевую службу и составляли «низовые полки» Орды. Воинам этих поселений разрешалось заводить семьи, заниматься скотоводством, рыболовством и охотой, но запрещалось земледелие как занятие, мешающее воинской службе. Воинов этих поселений татары называли «ордынскими казаками». Правда, Гордеев уточняет, что из числа покоренных народов наиболее отвечали требованиям несения службы в составе легкой конницы «низовых полков» жители Приазовья, Придонья, население Северного Кавказа (Кубань) и половцы. Но кое-что следует пояснить.
Русские летописи жителей Приазовья и Придонья называли бродниками, так как в основном они обслуживали броды и переправы через реки еще задолго до прихода Субедея и Батыя. А что касается половцев, прибывших в степи за 100 лет до рейда Субедея (Барса с отгрызенной лапой, как его называли кочевники), следует не забывать, что они с Монголами враждовали и, именно от них уходя, они и вторглись в Волго-Донское междуречье, где 100 лет воевали и дружили с руссами Киевской Руси. Вражда монгольского ограниченного контингента с половцами была давней , как Субедей, так   и Бату, теснили половцев на запад. Именно поэтому в 1223 году Субэдэй дерзким походом через горные теснины Кавказа вышел в тыл «половцам» и погнал их к Днепру, где произошла битва на Калке между двумя туменами войска Субэдэя ( примерно 20 000 воинов) и соединенными русско-половецкими войсками числом до 80 000 бойцов.  Победили в этой схватке  нукеры Субедея. Об этом знают все учившиеся в школе.
За несколько дней до сражения на  реке Калке, Субедей прислали в Киев делегацию, которая объяснила русским, что их войско преследуют «половцев», а против руссов ничего не имеют и просили их не вступаться за половцев. Но совет ряда русских князей, к тому времени сдружившихся и даже породнившихся с «половцами», решил встать на их защиту. Всю пришедшую в Киев делегацию в городе перебили.
По законам Ясы Чингисхана, это было гнуснейшее преступление (убийство доверившегося), и пришедшие руководители Ордынского войска,  этого не забыли русичам ни на Калке в 1223 году, ни позже, в 1239 году, когда войска  Батыя  вновь погнали половцев на запад, а одна из колонн татарских войск пошла на Русь, где они разорили Торжок и Козельск. Козельск 7 недель защищался отчаянно, за что ордынцы назвали его «злым городом» и, взяв, подвергли население избиению, как они потом поясняли, за то, что козельский князь, будучи в Киеве в 1223 году, принимал участие в решении об уничтожении делегации Субедея.
Ни одно из русских княжеств не пришло на помощь Козельску и Торжку. Ордынцы - таки выбили «половцев» из степей, и они отходили на запад в степи дунайские, в Венгрию, будущую Польшу, Сербию, а ордынцы шли следом и громили армии европейских государств, встававших у них на пути. Война длилась два года. В начале того великого похода ордынские войска взяли и несколько русских городов: Владимир, Чернигов, Киев, но истощенные междоусобными распрями русские сопротивлялись слабо, и княжества сдавались одно за другим, многие потерпели полное поражение, как Углич на реке Улейме. Разгромив дружину  Углича, Бату сделал город своей временной ставкой. Это продолжалось два года. Не подвергнувшиеся разгрому города Поволжья и Волынское княжество. Русские обеспечивали ордынские войска продовольствием, лошадьми и… русскими войсками. Вероятно, все это  концентрировалось в поверженном Угличе.
  Ведь  не даром, купечество города в поздние года было одним из самых  богатых и активных. Да и прародители Романовых, жили в этом городе, где  и похоронены.  А для Ивана 4 , этот город был родовым поместьем. В  описываемом походе в  рядах ордынских  войск шли и бродники Донщины и Приазовья. Войско должно было быть  большим и сменяемым. Потому в составе ордынцев Батыя, находились  Булгары, Русские из  нетронутых княжеств, а так же  жители нынешней Кубани, но тогда  это были потомки Меотов и Адыги. В некоторых  документах упоминаются  еще и Черкесы. Черкесы к тому времени были объединенным народом, это  потом они распались на множество народностей Кавказа.
В Русском походе, войска Батыя,  в 1238 году взяли  Коломну,  Москву,  Владимир,  Ростов, Суздаль,  Ярославль, Кострому, Углич, Дмитров, Тверь, Переславль - Залесский, Юрьев и многие другие.  А всего лишь  через год, в 1239 году, пополнив армию (русичами и бродниками), Батый пошел на Европу. Именно в этом 1239 году войско Батыя разорило Торжок и Козельск, оказавших отчаянное сопротивление, а Чернигов и Киев, хоть и оказали сопротивление, но незначительное (не оправившись еще от междоусобиц), и потому ордынцы взяли их легко. Оставшиеся на их пути города и земли без боя покорялись татарам (как Волынь). Широкомасштабные бои начались в Польше, Чехии, Венгрии и пр. Причем от Чехов ордынцы, иногда, терпели и поражения. Русских, бывших в рядах татарских войск, европейцы называли «наихудшими христианами».
Таким образом, войско Батыя подчиняло   Русь три года.
Но… в занятых ими городах они не оставляли гарнизонов, что на оккупацию  как то непохоже. Они привлекали много русских войск в свою армию, как союзников в походе на Европу. Именно поэтому ордынцы после победного «Западного похода», 20 лет вообще не брали дани с русских княжеств, кроме Киева и Чернигова. Русь просто стала «русским улусом» в составе «Золотой Орды. А русским князьям ордынские ханы стали выдавать «ярлыки»   на княжение, в том числе и на великое княжение, для чего князья — русичи ездили в «Орду».
Ездили все даже Александр Невский, который именно во время «так называемого ига» бил Шведов и Немцев, а «Ордынцы»  его в том поощряли и помогали. Ярлыки на княжение вовсе не были унижением руссов, как пишут наши историки, а пресекали постоянную княжескую междоусобицу в борьбе за верховную власть, где проливалось море русской крови, что ордынцам было просто невыгодно. И Ханы «Золотой Орды» навели в этом порядок. Но некоторые князья и княжества иногда бунтовали и не подчинялись ордынским ярлыкам-приказам. Тогда Ханы Орды, посылали на Русь  смешанные , много национальные войска, чтобы напомнить, «кто в доме хозяин». И горели села и города, и лилась кровь. Так, дважды татарские войска приходили на Русь «огнем и мечом», когда власть делили сыновья Александра Невского. Остальные были не лучше. Так было. Много раз. Но вернемся к версии описанной А.А. Гордеевым.
Читая и перечитывая рассказ посла Рубрикуса (а он того стоит) о его путешествии в столицу «Золотой Орды», Сарай - Бату через степи, которые в 20 веке называли «Голодной степью, а еще раньше Диким полем» (в 1252 году), возникают вопросы. Это когда же и как, всего за 10 лет, люди Батыя смогли организовать столько военных поселений - «повсюду, среди ордынцев он встречал поселения руссов»? И когда русы, успели «превратиться в закаленных воинов»? Завести жен и дочерей, «которых баловали богатыми подарками и нарядами»? Это невозможно за 10 лет. Очень похоже, что все  прошедшие годы, они там и проживали. Обеспечивая  передовые  отряды оружием, конями, сбруей, и продовольствием. А еще  охраняя от кочевников, построенные поселения.  Это значит, что оставшиеся были не рабы, как писали наши историки, а  отдыхающие  воины ордынского  войска. Этот порядок остался  и у казаков Дона , вплоть до первой мировой войны. Но кто выполнял  тяжелую  работу и занимался земледелием.  У казачества, это было запрещено.  Ответ, конечно пленные. Но еще об одном  законе Донских казаков  умалчивает история, пленные  оставались пленными, только три года. Потом они могли вступить в войско.  Через три года, пленные, обзаведясь семьей и домом, уже никуда не уходили. Да и жизнь на Дону - им нравилась больше, чем в раздираемой междоусобицами европейской части.   Войны того времени, особенно ордынские, отличались от Европейских войн. В Европейских, войска уничтожали все население, не успевшее  откочевать.  Почему? Да потому, что не могли они кормить  пленных, и держать их было негде. А еще боялись они  духа Ордынского и Русского. До сей поры этот страх в крови у них пребывает.
Рассказ Рубрикуса «о руссах», об их быте, занятиях, одежде и образе жизни очень походит на описание донских казаков, которые тоже были закаленными воинами, средства для жизни добывали войной охотой, рыбной ловлей и огородничеством; баловали жен и дочерей подарками и нарядами (трофеи), одежда — «кафтаны, чекмени и барашковые шапки» (чисто казачья), (поэтому и пошли с ордынцами в Европу),  «в смешении с другими народами образовали особый народ» конечно  не за 10   лет , и, главное, было их много — «повсюду, среди ордынцев  были их поселения».
Но Рубрикус называет этот народ руссами, а не казаками? Это объяснимо  в моем понятии.
  В записях Рубрикуса речь идет о бродниках, издавна живших в Приазовье, а то, что Рубрикус называет их руссами, ясно - понятно, так как бродники говорили на языке, очень похожем на русский. Французский посол, ехавший в Монголию, вряд ли в совершенстве знал русский язык (если вообще знал), поэтому язык Бродников и Русских для него был одинаков, и он искренне принял Бродников за Русских. А вот Венгерский король в письме к папе Римскому их не перепутал и назвал отдельно: «Приходили Русские и Бродники с Востока». Название же Казаки, пришло  гораздо позже. В те времена, казаками называли  «шалых» людей которые не могли ужиться в селах , игнорировали сложившиеся  там порядки и не подчинялись местной власти. Им предлагали или остепениться, либо уйти из поселения. В противном  случае их просто убивали. Как и многие названия в  Русском языке,  как то так родилось и название  Казаки. Но имело это название уже совсем другое значение. Теперь это означало, владеющий оружием защитник и  кормилец.
Язык на Дону,  резко отличается от  иных мест. Сегодня,  конечно, многие слова  уже не используют, особенно в городах.  А вот в станицах, еще можно  встретить тот чисто казачий говор. Например, корзина, с двумя ручками, называется Сапетка. Весла для кайки, (лодки) бабайками. В некоторых станицах бабайками называют и руки. Помидоры – поташки. Тормоз - гальма. Много в донском говоре таких словечек, что нужен переводчик. Например: лататя (кувшинка), ялдычить (говорить с повторами), юзжать (визжать), шулюн (бульон), татаура (портупея), тазать (ругать), сюзьма (заквашенное молоко), сым (сливки), сутолпища (большая толпа), переказать (сообщить что-то), пан (большой сом), пампушка (булка), падалица (внебрачный ребенок), охреянный (отчаянный), отрожина (ветка), отос (трос), извадить (избаловать ребенка), имурка (люцерна), искострижить (изрезать), кавилюжечка (царапинка), кавося (кого), кальдюжина (лужа), абы (лишь бы), алахарь (легкомысленный), заклекать (завлекать), кветок (цветок), лабец (конец), пилигнуть (пикнуть), ражка (развилка дорог), смуга (тень), хлестун (болтливый)… Так на каком же языке говорят донские казаки? Самостоятельным его назвать нельзя. Мы имеем дело со смесью языков. Но эта смесь превратилась в нечто особенное. Ученые-филологи с изумлением обнаружили славянско - тюркскую основу. На Дону есть орловско-курские диалекты, тамбовско-рязанские, и они наслоились на языковые остатки половецких  и иных живших по Дону племен.

Вывод: казаки (бродники) жили в донских степях задолго до прихода туда Монголов и образования «Золотой Орды». С приходом нукеров Батыя, Бродники так и остались жить в тех степях, и именно из них «и иных», тоже живших в степях и формировались «низовые полки», служившие ордынцам под именем «ордынских казаков». За что Орда дани с них и не брала.
В более ранних источниках, жившие по берегам Дона, служили еще Хазарам.
В  более поздние времена, 17-18 века появилось в среде донских казаков множество   тюркоязычных выходцев - в первую очередь, ногайских и крымских, а также турок, поскольку именно с этими народами казаки жили в соседстве и имели постоянные контакты.
Турецкий путешественник Эвлия Челеби, проезжавший в середине 1660-х гг. по Дону, отметил, что в казачьих городках живет вместе с казаками немало татар (речь идет о городках, располагавшихся между излучиной Дона (Переволокой) и низовьями Дона). Путешественник называет их представителями народа "хешдек".  Именно эту группу на Дону называют также "наши татарове", "донские", "юртовые" татары, тем самым отделяя ее от враждебных казакам представителей тюркоязычных народов.