Последнее лето

Тамара Родионова
«Я благодарен красоте, подстерегающей нас…»
Л. Борхес

«Срок настанет - господь сына блудного спросит:
"Был ли счастлив ты в жизни земной?"»
И. Бунин


Этот вопрос можно задать любому. И все ответят по-разному. Старушка, ругающая жизнь, сама виновата, что оказалась у разбитого корыта, а вовсе не мэр, который делает многое, чтобы наш город был чистым и удобным для проживания. У новых тротуаров на обочине уже не валяются пьяные фигуры. У мусорных ящиков редко встретится голодный человек…

На дорогах много машин и четкие правила движения. Пусть коренное население катается на машинах, строит особняки и дворцы «Триумф», пусть будут довольны своей карьерой и доходами, пусть даже берут взятки один у другого, только бы не трогали нас, ставших чужими, не захотевших поменять родной город на чужую страну.

Все четыре окна в моем доме заставляют меня вспомнить мольбу М. Цветаевой: «Пошли мне сад на старость лет»! За что судьба подарила мне эти великолепные пейзажи за окнами, не ведаю.

Трепет листьев, освещенных солнцем, колышущих ветерком, и всё это на фоне голубого неба, во всякое время года, дарит мне меняющиеся картины Проведение. Вот листва сложилась в профиль собачьей морды, ухо шевелится – собака живая.

После инсульта прошло два года. Лечение, восстановление, возвращение жизни, эйфория, осознание, что прежнее здоровье не вернуть, депрессия и, наконец, это лето, когда каждая минута дорога, единственна и неповторимо прекрасна. Его надо прожить как последнее лето, т.е. счастливо. Но прежде мне хочется спеть «Гимн старости».

Одиночество, независимость, благополучие и здоровье – необходимые и достаточные компоненты, составляющие безоблачную пору нашей жизни. Когда небольшая поломка в сети водопровода переживается как катастрофа. Когда каждый день и час ценен своей неповторимостью и щедростью. Что заставляет наше сердце быть благодарным за отпущенное время, за жизнь – подарок тебе ни за что!

Будь же благодарен, старец, помни: тебя могло и не быть. Сравни во время войны свое детство, вспомни, как трудно в юности с проблемами и препятствиями на пути к счастью. Сравни то время с нынешним и согласись, что, получив всё, что сам заслужил, можешь продлить свою жизнь до тех пор, пока не устанешь…

Сижу в окружении листвы, никуда не спешу, никому не должна, и как говорит мой любимый Доктор А. Л. Мясников: «У меня всё есть, но хочется чего-то еще».

Пейзаж отражается в зеркале и стеклах, закрывающих книжные стеллажи. А хочется мне довести до возможного совершенства всё, что окружает меня дома, раздать подарки, чтобы порадовать остающихся. Ничто не живет в памяти так долго, как чувство благодарности за подаренную радость.

Солнечная синева едва просвечивает сквозь зеленую листву. Господь позаботился о смягчении июльской жары: почти каждую ночь дождь поливает скверы и мостовые, а днем украшает небо белыми облаками.

Нас всюду подстерегает красота.


2019 г., июль