112. Начало премудрости - страх Господень

Ольга Кузнечик
Что такое "страх Божий"?

В воображении рисуется картинка, как верующие, сидя в подвале, трясутся от страха и трепещут выйти на свет божий, потому что там их встретит Бог Карающий и растешет мечем. За что? Ну, скажем, случайно на сапог священнику плюнули. А покаяться перед ним (священником) нет либо возможности (уехал, скажем, на Афон, и мобильник с собой не взял), либо желания (чтобы не ввести в прелесть. Возгордится. "Ага, грешшшники! Покаааааялись! То-то вам! Знай наших!". Это еще больше нельзя, чем плевать на сапог священнику).
И вот сидят в подвале и трепещут от страха, выходить на улицу боятся. А Господь, видя такое смирение, гнев утишает. И Свой, и того оплеванного священника.

Так рисуется в воображении на базисе знаний о божественном, привитых с детства. Меня иногда спрашивают: "Оля, где ты училась?", "Оля, ты где-то учишься?" либо в более деликатном варианте: "Я там учился!" или "А мой учитель!..." с намеком - "Поделись, кто учит?!".
Не отвечаю.
Уклоняюсь от ответов.
Потому что банально стыдно - я училась всему по книжкам. Буквально до идиотизма: рисовать я училась по книгам Владислава Крапивина. Кто не знает - это тюменский детский писатель, "по нынешнему" большинство его книг можно назвать фэнтези. И много много описаний типа такого: "Он прищурился, выводя овал лица мальчика", "Тонкими легкими линиями набросал брови, аккуратно, как хирург, делающий операцию, очертил зрачок и радужку" - то есть, Крапивин писал ПРО художников, так, как он это видел. А я, на волне любви к этому писателю, ДЕЛАЛА то, как он писал. Так моим учителем в изобразительных занятиях является Владислав Крапивин - кому расскажешь, будут смеяться до упаду. Поэтому - не рассказываю.

Равно как и богопознанию я училась у Димитрия Михайловича Балашова, по серии его книг, которые (о ужас!) мне дали почитать ненадолго, а я их банально присвоила. Потому что поставила пятно в одном месте, и мне стало стыдно их отдавать.
Балашов писал очень много про Сергия Радонежского, про святых, про церкви, про литургии, молитвы и исихию, и вот он ПИСАЛ это, а я - ДЕЛАЮ. И моим учителем в богопознании является Балашов Д.М., чье отношение к церкви я не знаю. Знаю только, что он был писателем, историком-фольклористом, что трагически скончался в 2000 году (по-моему так, если не перепутала). Кому об этом расскажешь? Засмеют!

Историю церкви же я изучала по Марксу-Энгельсу и их "последователям в беллетристике" - Солженицын, Симонов, Семенов. Рыбаков. И так далее.

Поэтому в воображении и рисуется такая картинка: верующие трепещут, сидя в подвале, после того, как плюнули на сапог священнику и не покаялись.
Но, пардон, а в чем здесь "начало премудрости"? Потрепещут и научатся не плевать на сапог? Так они и до этого знали, что делать так - богопротивно, иначе не были бы верующими. Как бы "каждый охотник знает где сидит фазан" = "каждый верующий знает, что плевать на сапог священнику низя!". Но - бес попутал и - плюнули! А теперь - трепещут.
В чем начало премудрости?
Ну, наверное, в осознании, что именно бес попутал, а не они сами так решили. Значит, власть беса над этими верующими сильнее страха Божиего, раз уж не побоялись и плюнули. А это для верующего - хуже смерти ведь! То же самое, что нашему ФСБшнику понять (через суд), что он, оказывается, служит на китайскую разведку на самом-то деле. Только - еще хуже, ФСБшник отсидел и вышел на волю, а верующего ждет вечная каторга в геене огненной, коли бес имеет над ним власть больше, чем Бог. Потому что - где живут бесы? В геене. И там же живут все те, кто во власти бесов. А те, кто во власти Бога - живут в Боге, но, блин, если бес попутал, значит = простая логика, да?

Это - страшно. Страх, что власть беса сильнее власти Бога. Начало премудрости. Развитие - в чем? А как отдать власть над собой Богу? Чтобы в рай?
Наверное, через длительные тренировки: плюнули на сапог - покаялись. Плюнули - покаялись. Плюнули - покаялись. Так священник привыкнет к тому, что сапоги ему чистят прихожане, и будет уже ждать: "Эй! Вы там! У меня сапоги запылились, быстренько назначьте дежурного, кому там плевать очередь-то?". И дежурные, тоже уже привыкшие к тому, что плевать на сапог хорошо, полезно для укрепления страха Божиего, для спасения души священника и - что немаловажно - для чистоты его сапог, ПЛЮЮТ.

Господь смотрит на это и делает какие-то выводы. Какие? Ни оплеванный священник, ни плюющие "по расписанию" не знают, и это страшно. А вдруг это опять бес путает? У других-то священников с сапогами как-то иначе происходит! Как ни крути, ведь это все-таки грех - плевать священнику на сапог! Ой, страшно...

Так происходит духовное возрастание.
На базисе страха Господнего - сиречь "начале премудрости".

Но самое смешное в том, что эти слова, про начало премудрости, написаны репрессированным автором. Автором, репрессированным церковью Христовой. Соломоном. Небезызвестно, что под конец своей соломоновой жизни он "глузду двинулся" - набрал себе гарем из колдуний и ведьм, тем прогневав Бога, и вот что интересно: премудрости его церковь Христова кушает с огромным удовольствием, а самого его не то, чтобы не почитают как пророка, а даже и дня-то ни одного не выделено в церковном календаре под "егоже память ныне совершаем". И знать-то его не желает Христова церковь. Потому что "все, кто были до меня - волки!". Сам Господь Иисус Христос это сказал и поставил точку: "Меня слушающий слушает Отца Моего!", и переиначил про "начало премудрости": "Новый закон вам даю - закон любви!".

Про любовь - где и как я ей училась - вспоминать еще гаже: у Дюма, Вальтера Скотта, Эдгара По и Ганса Христиана Андерсона. Как-то они умели подать христианские идеи так, что с пяти лет точно знала простые правила: если с кем-то поссорилась, то нужно идти мириться первой. Нельзя швырять плюшевым медвежонком в стенку, даже если очень разозлили - медвежонку же больно! Смотреть телевизор лучше в собственной комнате - так больше простора для размышлений. И - как можно реже делиться личным опытом. Последнее утверждение оказалось ложным, апостол Павел подкорректировал: "Благотворительность и общение - жертвы, угодные Богу", однако - что же рисуется в воображении на базисе того, чему меня научили мои "учителя любви" относительно "нового закона"?

Священник не заметил плевка. Плюнувшие поняли, что Бог простил ДО плевка. А если так, то не нужно ничего бояться. Нужно любить Всемилостивого и пытаться понять - а вот, Господи, зачем же мы плюнули-то тогда?