Как нас дурачат

Василий Азоронок
(по следам одной рецензии)

Недавно получил «сногсшибательный» ответ на свой стих «Разоружайтесь». Некоему Рою Рябинкину не понравился мой призыв избавляться от ракет, и он разразился возмутительной тирадой: «Войны двигают прогресс!» В обоснование своих мыслей он начал ссылаться на Федора Достоевского – мол, смотрите, даже великий писатель обосновывал необходимость военных действий. «Война - самая чудесная вещь для народа», - заключал тот, приводя как аргумент работу Достоевского «Парадоксалист».

Я, к своему горькому стыду, не читал дневник писателя, где опубликован «Парадоксалист», и, разочарованный, думал, что же ответить. «Достоевский в большей степени писатель, чем философ, - начинал соображать. - Кроме того, надо выделять время его жизни – это был XIX век – период, когда гремели победы Российской империи, и каждый считал своим долгом внести свою лепту в прославление Отчизны. Но тогда были другие войны! Они не идут ни в какое сравнение с XX веком, когда разгорались сражения в мировом масштабе. А начинались они из-за провокаций. Кто их устраивал? Крупный капитал, который наживался на войнах, производя для уничтожения людей различные виды оружия».

Так я готовился ответить критикану, но оголтелые его выпады – а он уже стал угрожать, заявляя: «Я бы тебя стёр в лагерную пыль!» - натолкнули на мысль посмотреть, что же на самом деле имел в виду великий Федор Михайлович.

Ба! Вот это да! Удивлению не было предела. Писатель и не собирался ратовать за убойные методы на Земле. Наоборот, он хотел показать, чем живут и как мыслят авантюристы, подобные Рябинкину. Свое произведение Достоевский построил в форме диалога: вопрос-ответ. Он задает вопросы, а оппонент (писатель назвал его словом, близким к «параноисту» - парадоксалист) отвечает.

А в конце разговора Федор Михайлович заключает: «Я, конечно, перестал спорить. С мечтателями спорить нельзя. Но есть, однако же, престранный факт: теперь начинают спорить и подымают рассуждения о таких вещах, которые, казалось бы, давным-давно решены и сданы в архив. Теперь это всё выкапывается опять. Главное в том, что это повсеместно».

Гениальные слова, но никакого отношения к любованию военными достижениями не имеющие. Наоборот, он мягко обозвал спорщика «мечтателем», хотя название произведения говорит о более крутой негативной характеристике.

Насколько прозорливы великие люди! «Теперь это всё выкапывается опять…» Как в воду глядел! Ведь Рябинкин не одинок в своих рассуждениях, а пропаганда насилия раскручивается, набирая обороты. «К войне с любовью!» - уже тиражируется.

Пусть приедет в мою родную белорусскую деревню и посмотрит, во что она превратилась после войн и переворотов, которые сотрясали землю. О каком прогрессе можно говорить? Полдеревни было угнано в рабство - концлагеря. Фашисты даже стариков и детей забирали. Моего деда – крестьянина загнали в Альпы – под горы, где под землей выколачивали из него последние силы для создания сверхзвуковых боевых самолетов и атомных бомб. Мой дед там и остался, погибший от истощения. А его трудами воспользовались денежные воротилы, увезя к себе созданное заключенными. Так же поступал и недалекий умом «стратег» Сталин. Загнанные в лагеря крестьяне добывали золото, которое шло за границу в счет поставок оружия.

Создавались более мощные средства уничтожения, а накопления капиталистов разрастались до заоблачных цифр, и они уже мечтали о покорении всех людей мира.

Моя бабушка всю жизнь молилась за мужа, надеясь, что он жив. Сталину были интересны ее страдания? Нет, он расплачивался по ленд-лизу богатствами России. А что мы приобрели? Мы потеряли целое поколение. Наши деды могли многому научить. Потому что родителям было не до детей – они вынуждены были поднимать страну. А горе заливали водкой. Подсчитайте, сколько людей погибло из-за этой заразы да добавьте наркотическую отраву, изысканную первоначально для военных целей.

О каком прогрессе говорить? Война истязает людские умы и направляет старания людей совсем в другую область. Сколько погибло здоровых, сильных умов, сколько нереализованных проектов! Читаю, во Франции сейчас вводят в обиход летающие электрические такси. Без напряжения, без военной истерии. Да мы давно бы перешли на другие источники энергии, если бы не те, кому выгодно высасывать недра Земли и кровь из человека. В Юрмале все городские пассажиры ездят в автобусах бесплатно. А на бывшем рижском стадионе создали горки для детей, где есть чем заняться школьникам. Да мы бы уже рай на Земле построили, не будь ненасытного желания мять всех под себя.

А что в моральном отношении? Ненависть, затаенная неприязнь, злоба: вдруг снова повторится? Вот и делимся на куски, отгораживаясь друг от друга заборами – границами. Это прогресс?

Достоевский писал, когда не изобрели еще атомное оружие. Тогда только винтовка заменяла каменное орудие. А что сейчас? Да один маньяк затащит в преисподнюю весь мир.

Мне дорого то, что создал Федор Достоевский. Его «Преступление и наказание» - ответ всем радетелям за насилие. Не надо перевирать гениальные творения!


23.09/19