Отдаленные эффекты для здоровья матери и ребенка..

Жанна Цареградская
ОТДАЛЕННЫЕ ЭФФЕКТЫ ДЛЯ ГРУДНОГО ВСКАРМЛИВАНИЯ И ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА ПОСЛЕ БИОЛОГИЧЕСКИ АДЕКВАТНЫХ РОДОВ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ И ОБУЧЕНИЯ МАТЕРИ МАТЕРИНСКОМУ ИСКУССТВУ

Результаты исследований Центра "Рожана" за период с 1991 по 2010 годы
Автор исследования: Ж.В. Цареградская, психолог-перинатолог

ПРЕАМБУЛА
Центр «Рожана», как общественная некоммерческая организация, существует уже 30 лет и в течение всего этого времени оказывает помощь мамам. За это время нам удалось проследить отдаленные эффекты разработанных нами методик. В настоящем резюме мы представляем результаты наблюдений за 500 мамами и детьми после биологически адекватных родов в домашних условиях и обучения матерей материнскому искусству, включающему приемы ухода и воспитания детей с момента рождения до 8 лет жизни. Наблюдение проводилось в период с 1991 по 2010 год.

Настоящее резюме включает следующие пункты: 1) кормление грудью после 14 дня жизни ребенка; 2) результаты биологически адекватного ухода за ребенком первого года жизни; 3) результаты биологически адекватного ухода за ребенком от года до 8 лет; 4) показатели развития интеллекта у детей от 1 до 8 лет.

КОРМЛЕНИЕ ГРУДЬЮ ПОСЛЕ 14 ДНЯ ЖИЗНИ РЕБЕНКА
   • Проблема грудного вскармливания «отказ от груди» наблюдалась в 3% случаев (у 15 матерей) в период между 3 и 4 месяцем жизни ребенка, которая преодолевалась в течение 3-10 дней и не имела последствий для здоровья матери и ребенка. В этих редких случаях матери сохранили и продолжили грудное вскармливание более 1 года. Для сравнения: после родов в клинике и водных родов эта проблема наблюдается в 76 % случаев и имеет отдаленные последствия.

   • До года грудью кормили все 500 матерей, что составляет 100 %. По официальной статистике до года кормит 12-14 %, до 3 месяцев грудное вскармливание сохраняет лишь 42% матерей.

   • До двух лет матери кормили грудью в 63,2% случаев, т.е. 316 матерей из 500. Для сравнения: по официальной статистике до 2 лет кормит около 0,5 % матерей.

   • Естественная продолжительность грудного вскармливания для человека, как биологического вида, составляет 3,5-5 лет. До 3 лет грудное вскармливание сохранило 60% матерей. Для сравнения необходимо отметить, что не существует официальной статистики о продолжительности кормления грудью более 1 года. Разные источники дают цифру от 0,1 до 4%.

РЕЗУЛЬТАТЫ БИОЛОГИЧЕСКИ АДЕКВАТНЫХ РОДОВ И УХОДА ЗА РЕБЕНКОМ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ
   • Не было ни одного случая недостаточного набора веса в первый месяц жизни.
   • В течение первых 3 месяцев жизни дети давали среднюю ежемесячную прибавку веса 900-1800 гр. и прибавку роста 3-8 см. Средние прибавки роста и веса после родов в роддоме составляют: рост 2-3 см, вес 500-1000 гр.

   • Не наблюдалось ни одно случая ПЭП (перинатальная энцефалопатия). Для сравнения: после клинических родов ПЭП встречается по разным медицинским данным в 30-70% случаев и считается чуть ли не нормой.

   • Диагноз «повышение внутричерепного давления» наблюдался в 5 % случаев. После клинических родов и родов в воду этот диагноз встречается в 30% случаев.

   • Младенческая колика (грудничковая мигрень) в течение первых 3 месяцев жизни наблюдалась в 5% случаев. Для сравнения: после клинических и водных родов колики встречаются в 70-80% случаев.

   • Не наблюдались нарушения сна в период от рождения до 3 лет. После клинических родов при отсутствии физиологически адекватного ухода по самым скромным данным нарушениями сна страдает 15% детей.

   • Диатез наблюдался в 11% случаев и был связан с наследственным фактором. После клинических родов, при нарушениях естественного вскармливания и физиологически неадекватном уходе за ребенком диатез разной степени тяжести наблюдается в 75% случаев.

   • У детей до 3 лет расстройства пищеварения наблюдались в 3% случаев и были связаны со сменой питания (сезонное питание, переезд на дачу или на отдых). При биологически неадекватном вскармливании и уходе по официальным данным расстройства пищеварения у детей этого возраста возникают в 58% случаев.

   • При физиологически адекватном уходе и вскармливании заболеваемость грудничков простудными заболеваниями на первом году жизни распределяется в следующем процентном соотношении: ни одного заболевания – 85%, однократное недомогание – 10%, недомогание 2-4 раза – 5 %. Для сравнения: после клинических и водных родов нормой считается заболеваемость 4-6 раз в год, а в отдельных случаях до 10-12 эпизодов в год.

РЕЗУЛЬТАТЫ БИОЛОГИЧЕСКИ АДЕКВАТНОГО УХОДА ЗА РЕБЕНКОМ ОТ ГОДА ДО 8 ЛЕТ
   • У детей в период от 1 до 8 лет не наблюдалось возрастных кризисов, а именно кризиса новорожденности, кризиса 1 года, 3 и 7 лет. Вопреки устоявшемуся общественному мнению и напряженным ожиданиям родителей дети не вели себя конфликтно в эти возрастные периоды, поэтому родителям не удалось дождаться «кризисного поведения». В психологии кризис характеризуется появлением следующих черт: негативизма, упрямства, обесценивания, строптивости, своеволия, протеста-бунта, деспотизма. Однако, ни родители, ни специалисты этих проявлений у детей не наблюдали.

   • Заболеваемость детскими инфекционными заболеваниями наблюдалась в период между 3,5 и 8 годами. Все дети обладали естественным иммунитетом по отношению к полиомиелиту к 4-м годам, что было подтверждено лабораторными исследованиями. Такие заболевания, как ветрянка и краснуха переносились в легкой форме. Для сравнения следует отметить, что дети, у которых были клинические роды, педиатрический уход, было нарушено естественное вскармливание и был неправильно введен прикорм, переносят эти безобидные заболевания в состоянии средней тяжести.

   • Все 500 детей в 8 лет, согласно медицинскому обследованию, относились к пер-вой группе здоровья. У них не наблюдались проблемы с зубами, не было хронических заболеваний, расстройств пищеварения, миопии, диабета и пр.

ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ ОТ 1 ДО 8 ЛЕТ
В этом разделе мы представляем результаты наблюдения за детьми мам, прошедших обучение материнскому искусству и получавших возрастные консультации по развитию детей от 1 до 8 лет, поскольку мы смогли сделать оценку интеллектуального развития детей, когда они пошли в школу. В наблюдаемую выборку вошло 317 детей, которые пошли в школу в 6,5-7 лет и к моменту завершения наблюдений закончили первый или первый и второй классы школы. Что отметили преподаватели и родители:

   • У детей не наблюдались сложности в освоении предметов. Особенно легко им давались арифметика и естествознание.

   • Родители отмечали, что дети охотно и быстро выполняют домашние задания, быстро осваивают чтение и грамоту.

   • Преподаватели отмечали, что у детей хорошо развита мелкая моторика и нет сложностей в выполнении письменных упражнений.

   • Преподаватели также отмечали, что дети усидчивы и старательны на уроке, а на перемене подвижны и активны. В целом все преподаватели отмечали, что у этих детей много энергии и эмоциональных сил.

   • Преподаватели физкультуры отмечали, что дети проявляют ловкость, силу и выносливость. Они легко выполняют упражнения школьной программы и проявляют стремление осваивать большие нагрузки.

ВЫВОДЫ
Полученные нами результаты ясно говорят о том, что при грамотном использовании методик Центра «Рожана» современные родители цивилизованных стран вполне способны родить и вырастить интеллектуальных детей, соответствующих 1 группе здоровья. Однако, для массового улучшения качества населения любой страны необходимо вернуться к семейному родовспоможению, наладить обучение молодых матерей материнскому искусству и возродить материнскую преемственность, емкостью для сохранения которой служит семейно-общинная разновозрастная материнская группа.