Музей

Валерий Лютиков
     К сожалению, до реконструкции посетить Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда — музей, посвящённый истории битвы за Ленинград и блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне, я не смог.
Подходя к музею, я ожидал увидеть подвиг защитников города: всю тяжесть преодоления, самоотверженный труд во имя победы, героизм прорыва и полного снятия блокады.
То, что увидел сейчас, поразило.
Первое с чем сталкивается посетитель после противотанковой пушки выставленной вероятно в качестве символа обороны города - стенд, рассказывающий об истязаниях заключённого во Владимирской тюрьме в 1951 году. Правее ещё один стенд из той же серии: «меня забрали». Далее опять стенды о судебных процессах конца 40-х  -  начала 50-х годов – «Ленинградское дело». Затем о закрытии выставки-музея в сталинский период тех же 50-х годов. За ними на переднем плане 30-е годы – карточная продовольственная система, жилищный кризис, витки сталинских репрессий и как надругательство над памятью жертв фото Фриды Хенкиной обнимающей обнажённую статую Аполлона в Летнем саду.
Неужели в 3,7 % выставленных экспонатов от 51 тысячи единиц хранения нужно было вставить именно это?
В музее есть шведский примус по определению поэта Осипа Мандельштама символ коммунального быта. Есть форма нашего лётчика, рядом с немецкой, немецкий мотоцикл, пересекающий государственную границу, автоматы и винтовки под ногами и на стеллажах. Выразительное лицо блокадного ребёнка и тут же восковые мерзкие фигуры чекистов, оформляющие очередное дело, на фоне зарешеченной спины их жертвы. Две куда-то спешащие девушки с противогазными сумками через плечо. Школьная парта 40-х - 50-х годов за подобной когда-то сидел и я, и выстроенные в ряд снаряды. Какие-то экраны со склонившимися над ними посетителями, интригующе водящими по ним пальцами вверх и вниз.
Где во всём величии подвиг жителей города-героя, героический Ораниенбаумский плацдарм, откуда началось полное освобождение Ленинграда? Где мощь 305 мм орудий, которые 14 января 1944 года своим неумолкаемым грохотом возвестили о начале операции «Январский гром»? Где «Аврора» лежащая на грунте, но не покорённая? Где созданные трудом ленинградцев танки, выходящие из ворот Кировского завода? Где легендарная Дорога жизни?
Где всё это? Где? Где? Я этого не увидел.
Выходя из музея, я обратил внимание на выведенные под потолком, но почему-то не запомнившиеся мне строчки стихотворения Анны Ахматовой.
Я знаю другие её строки:
«Пусть миру этот день запомнится навеки,
Пусть будет вечности завещан этот час.
Легенда говорит о мудром человеке,
Что каждого из нас  от страшной смерти спас
Ликует вся страна в лучах зари янтарной,
И радости чистейшей нет преград,
И древний Самарканд, и Мурманск заполярный,
И дважды Сталиным спасенный Ленинград».