Верить или не верить?

Владимир Ком
(статья  в Калужской  газете «Молодой Ленинец» за сентябрь  1990 года)
 В удивительное время мы живём. Ещё недавно никто серьёзно не воспринимал вести о «летающих тарелках», ясновидящих, «снежном человеке», а за последний год  всё это стало чуть ли не обычным явлением.
 Верить или не верить? Многие уже разделились на противоположные мнения и это приводит, то к отверганию, то к вознесению того или иного непонятного явления.
 Блестящим примером осознания  необычного служат философские труды Константина Эдуардовича Циолковского. В его время не было упоминаний  о НЛО, экстрасенсах и «барабашках», но зато были рассказы о явлениях Ангелов, исцеления болезней от прикосновения  к святым мощам чудотворцев, а домовые жили чуть ли не в каждом доме.  При этом важно знать, что  Циолковский был последовательный материалист.
 Он так и начал свою гениальную работу «Монизм Вселенной» :  «Я – чистейший материалист . Ничего не признаю, кроме материи».
Однако  выводы, которые он сделал в этой книге, на долгие годы напугали  наших идеологов.   Ведь до сего времени нет полного академического издания его трудов.  Вероятно  те, кто стоял на страже  образа мыслей советских людей: вначале сталинского, потом хрущёвского, затем и брежневского периодов, думали примерно так:  «Зачем смущать умы «воинствующих атеистов»,  «верных ленинцев», «строителей коммунизма» разными бреднями калужского учителя  о внеземном разуме, достаточно того, что он стал «отцом космонавтики».
 И только в 1986 году   широкой публике стали известны избранные философские  труды  К.Э. Циолковского, опубликованные Приокским  издательством  в книге «Грёзы о земле и небе», правда, их почему-то приписали к научно- фантастическим произведениям. Эти работы дают глобальное понимание целей покорения космоса, и не зная их, поставишь по сомнение развития космонавтики.  Ожидаются новые издания трудов  К. Э. Циолковского с включением философских работ, подготовленных комиссией АН СССР по разработке  научного исследования учёного.
 Но продолжим  начатый разговор о таинственных явлениях, и предоставим слово  самому Циолковскому (из книги «Этика» 1902 г.):
 «…Скажу откровенно, до последнего времени, поражённый ярким светом науки, я отрицал все  таинственные явления и объяснял их то известными законами природы, то галлюцинациями, обманом, фокусничеством, забывчивостью,  невежество,  болезненностью и т.п. И теперь я думаю, что более 99  процентов этих явлений именно таковы.  Но не все…». Он утверждал затем, что  сам два раза был свидетелем  таких явлений.
 Что же видел или ощущал Циолковский? Прочитав ещё раз упомянутую работу, я не нашёл  ответа на этот вопрос.  Пришлось обратиться в Государственный музей  истории космонавтики  им. К.Э. Циолковского, где хранят его книжки, изданные ещё при жизни автора. В одной из них, напечатанной  в 1928 году, - «Неизвестные разумные силы», было упомянуто следующее: «…Вот что случилось со мной  31 мая 1928 года, вечером, часов в 8, после чтения или какой-то другой работы, я вышел  по обыкновению, освежиться  на крытый застеклённый балкон. Он обращён был на  северо-запад. В эту сторону  смотрел на закат солнца. Оно ещё не зашло, и было вполне светло.  Погода   была полуоблачная, и солнце было закрыто облаками.  Почти у самого горизонта, я увидел без всяких недостатков, как бы напечатанные, горизонтально расположенные три буквы:  ЧАУ. Ясно, что они составлены из облаков и были на расстоянии 20-30  вёрст (потому что близко к горизонту). Покамест я смотрел на них, они не изменяли свою форму. Меня очень удивила правильность букв, но что  значит «ЧАУ»? Ни на каком известном языке это не имеет смысла. Через минуту я пошёл в комнату, , чтобы записать дату и само слово, как оно было начертано облаками. Тут же мне пришло в голову, принять буквы за латинские. Тогда я прочёл: «Рай». Это уже имело смысл. Слово было довольно пошло, но что делать: бери, что дают.  Под облачным словом было что то вроде плиты или гробницы…
 Я понял всё это так: после смерти  конец  всем нашим мукам, т.е. то, что показал в Монизме (имеется ввиду  «Монизм Вселенной» - В.К.). Таким образом само небо   подтвердило  мои предположения.
… «Ray» по-английски означает луч и скат, и читается: «РЭЙ». Можно подумать, хотя и натянуто, что  закат (скат) жизни (смерть) даёт  свет (луч) познания.
 О случае, бывшем  со мной 40 лет тому назад, сообщать пока не могу. Он был не менее удивителен и был  записан мною…».
 Настало время раскрыть и эту тайну, история которой хранится  в архиве учёного в рукописном виде и любезно  предоставлена к публикации  его праправнучкой  Е. А. Тимошенковой, работающей заведующей  Домом музеем  К.Э. Циолковского.  Это  своеобразное автобиографическое  исследование под названием «Фатум, судьба, рок», датировано 1919 годом, где Циолковский  прослеживает  в своей жизни  ряд несчастий и приходит  к удивительному выводу. Все удары судьбы: ранняя глухота,  ссоры с отцом,  переезд в Боровск, женитьба не по любви,  смерть сына, война, нужда, не понимание его идей – способствовало тому, чтобы он стал тем, кем стал – мыслителем!
 «…Случилось так, что друзья мои как то сразу   все разъехались. Я чувствовал себя далеко неладно. Был  очень одинок.  Старался заглушить  новыми работами  скуку. Стал впадать в отчаяние. Увлекался ранее Евангелием. Придавал огромное значение Христу, хотя  никогда не причислял его к сану богов. Я видел и в своей жизни судьбу, руководство высших сил. С чисто материальными  взглядами на вещи мешалось что-то  таинственное,  вера  в  какие-то непостижимые силы, связанные с Христом и Первопричиной.    Мне казалось, что оно может поддержать  от отчаяния и дать энергию.  Я пожелал в доказательство видеть облака в виде простой фигуры, креста или человека. Желал, думал и забыл.
 Прошло, вероятно, несколько недель.  Мы переехали (это было в Боровске – В.К.) на другую квартиру (дом Ковалёвых, Калужская ул., дом через год сгорел). Я часто там сиживал нам крыльце на дворе, думал и смотрел на облака. Интересовался направлением ветра, погодою, и т.д. Вдруг вижу в южной стороне, не очень высоко над горизонтом, облако  в виде очень правильного   четырёхконечного креста. Форма была так правильна, что я очень удивился и громко звал жену посмотреть на странное облако. Вероятно, она была занята в доме или не слыхала, только не пришла. Когда я смотрел на него, то совершенно забыл про своё желание.  Долго я следил за облаком, и форма его сохранялась. Затем это  мне надоело, и я стал смотреть по сторонам   или задумался (не помню). Только погодя немного, опять взглянул в ту же сторону. Теперь я был не менее удивлён, так как  видел облако в форме человека.  Фигура была отдалённая,  некрупная, ясно были видны руки, ноги, туловище и голова. Фигура тоже правильная (как вырезанная грубо  из бумаги). Опять я звал жену, но опять не пришла.
 Потом  уже я вспомнил, что загадал об этих фигурах ранее. Ни прежде, ни потом, во всю свою жизнь  я не видел ничего подобного.  Это было должно  быть в 1885 году   весной (на 28 году от рождения).
…Это странное явление в связи с моими предыдущими  мыслями и настроениями  имело громадное влияние на всю мою последующую жизнь…  Несмотря на то, что я был проникнут современными мне взглядами, чистым научным духом, материализмом,  во мне одновременно уживалось  и смутно шевелилось ещё что-то непонятное. Это было сознание неполноты науки, возможность ошибки и человеческой ограниченности, весьма далёкой от  истинного положения вещей. Она осталась и теперь, и даже растёт с годами».
 Такие явления  вроде бы должны свидетельствовать о правоте религиозного учения, о существовании потустороннего мира,  рая, а значит – и бога или богов, которые способны творить такие чудеса. Но для Циолковского это  объяснение было бы  слишком тривиальным, на уровне теологического мышления.  Его мысль работала только над  материалистичной модели мира, пусть невообразимо сложной  и фантастической,  но материалистической!  Штурм этой проблемы  завершился грандиозным постулатом: «Во вселенной господствовал, господствует и будет господствовать разум».
 Чтобы понять это утверждение, нужно проделать тот же путь, который мысленно прошёл Циолковский,  начавший анализировать  таинственные явления.  Вот что мы узнаем, обратившись к его работе «Существа  разных периодов эволюции»:
«Факты  эти указывают  на присутствие  каких-то сил, каких-то разумных  существ, вмешивающихся  в нашу человеческую жизнь.  С точки зрения современной науки известными  нам силами  природы  их не всегда можно выяснить, не предположив  особой разумной силы… Какие из этих существ вмешиваются в нашу жизнь, решить трудно.  Проще предположить,  участие подобных нам, развившихся из таких же несовершенных, как и мы.  Конечно, это не противоречит известным  силам природы,  но до сих пор не допускали возможности участия  иных существ  в земной жизни».
 «…Может быть , вмешательство  иных существ в жизнь Земли ещё не подготовлено  развитием большинства людей, - писал Циолковский  в работе «Воля Вселенной». – А может быть, оно повредило человечеству в настоящее время.  Большинство людей совершенно невежественно,  и смотрит на Вселенную  почти так же, как животные. Религиозные  его взгляды – сплошное суеверие. Если бы они увидали вмешательство иных  существ  в земные дела,  то сейчас бы поняли с точки зрения своей веры.  Появился бы фанатизм с его преступлениями, и больше ничего.
 Положим, силы  иных миров остановили бы войну  14-го года. Войны бы не было. Многие люди избавились от страданий и смерти. Но человечество так грубо, что только эти страдания могли возбудить отвращение к войне. Только они  оказались «наукой», заставившая людей иначе думать, способствовали  движению их мысли.  Что делать, люди таковы, что только тяжкие  страдания  могут их переделать и вести к лучшему.  Так может быть, хулигана ничем не уймёшь, только грубого наказания. Пьяного буяна приходится связывать, на сумасшедшего надевать горячечную рубашку.
Есть ещё ряд явлений, правда, в большинстве случаев  столь же сомнительных, как предыдущие.   Они говорят нам о проникновении каких-то разумных  сил в наш мозг  и вмешательство в наши земные дела».
 Эта последняя фраза напомнила мне одно интересное восспоминание о Циолковском, написанное  известным писателем В. Шкловским. Он посетил  К.Э. Циолковского в 1933 году, накануне    запуска советского аэростата. В разговоре об этом событии он показал Циолковскому его снимок. Посмотрев внимательно, Константин Эдуардович сказал, что аэростат завтра не полетит. Шкловский был сильно удивлён, когда на следующее утро, позвонив в Москву, узнал, что старт аэростата отложен, так как запутались стропы. Когда он это сообщил Циолковскому, то тот спокойно сказал, что так всегда бывает в большом деле, забывают о малом и это мешает его выполнению. За разговором, угощая гостя чаем, Циолковский  вдруг спросил:  «А Вы не разговариваете с ангелами? Я часто с ними спорю».
 Шкловский был удивлён этим вопросом и подумал, что Циолковский подразумевает под этим вдохновение, и сказал: «Нет». «Ваш череп, его форма натолкнула меня на мысль». У Шкловского, как и у Циолковского, был огромный лоб.
 Можно сказать, что у Циолковского были слуховые галлюцинации, учитывая многолетнюю глухоту, но разве но разве можно разумно спорить с галлюцинацией? И всё же, как это не фантастично не звучит, если воспоминания достоверны, то вывод может быть и такой: с Циолковским  был установлен телепатический контакт разумными существами.
 В воспоминаниях его ученика Александра Леонидовича Чижевского, изложенных в «Теории космических эр», сохранился  ряд интересных мыслей  этого великого  провидца. Это удивительно, что в таком захолустном городке, каким была Калуга  в 20-30 годы,  одновременно жили два гения, открывшие для человечества два совершенно новых направления научного мышления: космонавтику и космическую биологию. И то, что они соединились  духовным родством в одной временной точке пространства посередине России с великой думой о судьбе всего  человечества, по-моему, и является свидетельством воли Вселенной!
 Давайте обратимся к воспоминаниям Чижевского о разговоре с Циолковским:
«…Александр Леонидович, многие думают, что я хлопочу о ракете и беспокоюсь о её судьбе из-за самой ракеты.   Это было бы глубочайшей ошибкой. Ракета для меня только способ, только метод проникновения в глубины космоса, но не самоцель. Не доросшие до такого понимания вещей люди говорят о том, что не существует, что делает меня каким-то однобоким техником, а не мыслителем. Не спорю, очень важно иметь ракетные корабли, ибо они помогут человечеству  расселиться по мировому пространству…. Надо идти навстречу, так сказать, космической философии!   
 ….Человек должен быть вооружён знаниями до зубов, иначе он не сможет дать исчерпывающего ответа. Вообще же те, которые отрекаются открещиваются от этого вопроса, те которые относят его к разряду мракобесных, религиозных и прочих, сами не знают, что творят.  Человечество не может жить в таких шорах, как живёт, двигать свою мысль по указке, ибо человек не машина,  и это надо запомнить: человек настраивается природой  в определённом тоне, и это безусловно мажорный тон, требовательный тон, а не мольба о помиловании. Человек постепенно перерождается – из жалкого просителя он становится в воинственную позу и начинает требовать: дескать, выкладывай мать-природа, всю истину.  Так заявляет о себе новая космическая эра, к которой мы подходим, медленно подходим, но верно…
Космическое бытие человечества, как  и всё в космосе, может быть подразделено на четыре основных эры:
1. Эра рожденья,  в которую  вступит  человечество через несколько десятков лет и которая продлится несколько миллиардов лет.
2. Эра становления. Эта эра ознаменовать расселение  человечества по всему космосу. Длительность этой эры – сотни миллиардов лет.
3. Эра расцвета человечества. Теперь трудно предсказать её длительность – тоже, очевидно, сотни миллиардов лет.
4. Эра терминальная займёт   десятки миллиардов лет . Во время этой эры человечество полностью ответит на вопрос: зачем? – и сочтёт за благо включить второй закон термодинамики в атоме, то есть их корпускулярного вещества превратиться в лучевое. Что такое лучевая эра космоса – мы ничего не знаем и ничего предполагать не можем.
Такова будет смена великих космических эр и великий рост разума! И так будет длиться до тех пор, пока этот разум не узнает всего, то есть многие миллиарды миллионов лет , многие космические рождения и смерти. И вот когда разум (или материя) узнает всё, само существование отдельных индивидов и материального или корпускулярного  мира он сочтёт ненужным и перейдёт в лучевое состояние высокого порядка, которое будет всё знать и ничего не желать, то есть в то состояние сознания, которое разум человека считает прерогативой богов. Космос превратится в великое совершенство…». 

Эти мысли Циолковского, донесённые до нас Чижевским, наводят  на серьёзные размышления .
Так верить или не верить?

 P.S.
В сентябре 1989 года  после очередных чтений трудов К.Э. Циолковского его Дом-музей  на берегу Оки посетили экстрасенсы из Москвы и Калуги, которые   обнаружили в доме мощный поток космической энергии от метеорита. По их мнению, дом окружён силовыми полями и купол распространяется на сотню метров. Несколько лет назад наблюдалось НЛО недалеко от этого места. Видели их над Калугой и в этом году.

Читайте пьесу «Домик Циолковского» 
 http://www.proza.ru/2017/07/16/1264
по мотивам авторской повести «Беседы с Духом  К.Э. Циолковского»
на сайте Проза.ру  http://www.proza.ru/2015/11/07/1862