Венера эпоха первопроходцев. Пролог-4

Владимир Никитюк
- Ваша самая главная ошибка носит глобальный характер. Вы просто ставите перед собой совершенно неправильную цель.
Градислав очень удивился:
- Позвольте! - горячась, начал объяснять он. - Моя самая главная цель - обеспечить нашей фирме максимальное процветание. Надеюсь, вы не станете говорить, что эта цель - неправильна?
- Кто ж будет спорить с очевидным? - пожал плечами начальник отдела.
- А чтобы достичь максимального процветания, мы должны резко увеличить качество выпускаемой нами продукции.
- Стоп! - перебил говорившего начальник отдела. – А вот это вовсе не очевидно!
Градислав растерялся:
- Ну почему? Лучше качество - больше интереса к нашей продукции. Конкурентов сразу же в сторону отодвигаем. Кроме того, резкое увеличение качества даёт нам возможность повысить цены без серьезного недовольства со стороны покупателей.
- Нет, тут-то вы как раз сильно ошибаетесь. Возражаю вам подробно. По пунктам.
Градислав ошарашенно смотрел на своего начальника. А тот начал медленно и обстоятельно объяснять:
- Начнем с повышения интереса к нашей продукции. А зачем, собственно говоря, оно нам нужно? У нас есть постоянные покупатели - солидные, надёжные люди. Если появится кто-то ещё - мы, конечно, не против. Но искать новых покупателей специально - хлопотная и ненужная морока.
Полюбовавшись обескураженным лицом Градислава, хозяин кабинета продолжал:
- Теперь о конкурентах. Сейчас у нас с ними рынки в общем и целом поделены - где явно, а где и неявно. Если сейчас мы вдруг начнем отбивать у них покупателей, это будет фактически означать начало торговой войны. Но ведь такая война - палка о двух концах. Если мы полезем к ним, они сразу же полезут к нам. Станет ли нашей фирме от этого лучше? Очень сомневаюсь!
Градислав слушал начальника отдела - и не находил ни одного контраргумента. А хозяин кабинета между тем продолжал:
- Теперь давайте разбираться с качеством и ценой. Вы исходить из предположения, что большинство людей с лёгкостью заплатят повышенную цену при повышении качества товара. На самом деле покупателей, готовых на это, не так и много. У кого-то просто нет лишних денег. Кто-то элементарно скуп. А большинству ваше дополнительное качество вообще не интересно. Так что и последний ваш аргумент исходит из ложных предпосылок.

Градислав был буквально раздавлен.  Его глубоко продуманный и выстраданный план развалился прямо на глазах. А ведь он столько времени над ним работал! Нет! Так просто не может быть! Где-то в этих коварных рассуждениях таится подвох!
Хозяин кабинета, почувствовав, что протестный настрой Градислава не до конца преодолён, решил озвучить дополнительные аргументы.
- Давайте теперь подойдём к проблеме с другой стороны. Не с логической, а с хронологической. Попытаемся представить, что произойдет с нашей фирмой в течение нескольких ближайших лет. Причем рассмотрим оба варианта: когда от вашего плана отказываются и когда его принимают.
Рассмотрим первый вариант - всё остаётся, как есть. У нас есть покупатели, с которыми мы поддерживаем прочные и стабильные связи. Периодически кто-то из них покупает у нас новый аппарат. Если типовой - то чуть подешевле. Если сделанный по индивидуальному проекту - то чуть подороже.
Но гораздо чаще, чем постройка новых аппаратов, производится доработка существующих. Само собой, тоже нами.
Ещё чаще мы производим ремонт - либо периодический, либо экстренный. Ну а такая работа, как сопровождение находящейся в эксплуатации техники, производится нами, можно сказать, вообще постоянно.
Что мы имеем в итоге? Группу постоянных компаний-клиентов, для которых мы все время выполняем работы самого разного вида. И которые, что очень важно, все эти работы без проблем оплачивают. А это и есть финансовый успех! По крайней мере, один из его вариантов.

Теперь рассмотрим диаметрально противоположную ситуацию: ваши предложения руководством нашей фирмы утверждены и приняты в качестве руководства к действию. При этом для чистоты эксперимента я даже готов допустить, что сбылись самые оптимистические предположения: постоянные покупатели качеством нашей новой продукции по достоинству оценили и готовы платить за неё более высокую цену. Более того: удалось переманить часть покупатели у конкурентов. А конкуренты, что совсем уж невероятно, с этим безобразием смирились и серьёзные ответные действия в наш адрес проводить не стали.
Так вот: я отважусь предположить, что даже в таком практически идеальном варианте экономический подъем нашей фирмы будет временным. А за ним неизбежно последует разорение.
- Но почему? - подавленным голосом спросил Градислав.
- Почему? Да потому что в вашем плане каждое продвижение на пути к успеху создаёт серьёзные проблемы в будущем.

- Первое, что бросается в глаза, - стал объяснять хозяин кабинета, - что, если следовать вашему плану, деятельность нашей фирмы будет чётко разделена на три этапа.
Первый из них логичнее всего назвать этапом напряжённой работы. Все сотрудники фирмы, максимально напрягая силы, проектируют новые образцы техники. А потом, соответственно, реализуют.
Тут сразу же возникает естественный вопрос: а каким образом это напряжение сил обеспечивается?
Путём призыва проявить максимальную сознательность? Так сейчас давно не социализм -  и такие призывы на работников не действуют.
Путём обещания немного потерпеть, чтобы потом получить компенсацию за затраченные время и силы? Тоже нереально. Не поверят нам работники: сразу какой-нибудь подвох заподозрят. И по большому счёту будут правы.