Мутти

Сергей Приходько
         Эта история началась, когда учительница после зимних каникул нам рассказала, что объявлен конкурс на лучшую творческую работу о Великой Отечественной войне, в честь семидесятипятилетия победы - 9 мая.
         - Коля Ветренко! – обратилась она ко мне. – Я все понимаю, что тебе только двенадцать. Но я знаю, что ты пописываешь статьи да рассказики всякие про гоблинов и эльфов. Так вот, я настоятельно тебе рекомендую  написать рассказ на конкурс от нашего класса, направить свою энергию, так сказать, в мирное русло и принести пользу, как минимум, родному шестому «Д»!
         - Ладно, попробую, – согласился я, хотя мне не хотелось писать на тему, в которой я не понимаю и о которой я даже не думал никогда.
         
         
         - Ты обязан написать самый лучший рассказ, чтоб не посрамить нашу военную династию! – скомандовал папа, когда я дома рассказал семье о своей проблеме.
         Папа, мама и брат сидели передо мной на кухне, где я их собрал, чтобы получить ответ на извечный вопрос: «Что делать?». С нами еще живет прадед Коля или просто деда Коля, ему девяносто пять лет, его не позвали на совет, потому что он не любит выходить из своей комнаты и почти с нами не разговаривает.
Тут мне нужно немного рассказать о своей семье и о нашей военной династии.
Прадед – Николай Евгеньевич Ветренко, прошел всю войну и после войны служил военным. От рядового дослужился до капитана. Еще был дед - Иван Николаевич Ветренко, дослужился до генерал-майора, погиб вместе с бабушкой Матреной в автомобильной аварии в начале двухтысячных. Папа - Олег Иванович Ветренко, ему недавно дали полковника, под сорока-восьмилетие. Мама - Вера Романовна Ветренко, правда, она не военная, а просто работает в нашей поликлинике окулистом. Зато мой брат – Егор Ветренко, учится в военном училище, ему шестнадцать. Ну, а я пока не определился, кем буду.
         - Я совсем не знаю, о чем писать! Это для меня слишком непривычная тема! Посоветуйте, пожалуйста, что-нибудь! – попросил я.
         - Советовать будем по очереди!– сказал папа, взяв солонку. – Это будет у нас вроде микрофона. Отвечаем по старшинству, я - первый! – все послушно притихли. – Найди, сын, лучшие книги и фильмы о войне!
         - В интернете! – вставил Егор.
         - Отставить! … Ну, да, в принципе, в интернете, – все знали, что если какие-то книги у нас есть, у деда, то фильмов о войне точно нет. – Читай и смотри только русское, а еще лучше- советское, сейчас, говорят, врут много про войну. Ну, вот и все, теперь ты, мать! – он передал солонку маме.
         - Ну, конечно, читай и смотри, как папа сказал, но обязательно еще в энциклопедии все про войну изучи.
         - В Википедии, – опять вставил Егор.
         - Да, в Википедии. И, главное, в рассказ вставь, а то молодежь вообще про войну ничего не знает. А о ней забывать нельзя!
         - Точно! – подтвердил папа. Мама передала солонку Егору. Брат у меня очень смышленый, изобретательный и креативный.
         - Ты, Колька, смотри, читай, но то, что покороче, а то это только кажется, что времени много. А лучше всего поиграй в игрушку, в общем, игрушка есть классная про войну, я тебе достану. Там ты как будто реально побываешь в шкуре боевого офицера или бойца, словно сам в войне поучаствуешь! Что может быть круче собственного опыта, брат!?
         На том и разошлись.

         

         Первым этапом я начал качать с инета фильмы и книги. Искать и выбирать оказалось настолько трудно, что я совсем замучился. Тут пришел Егор устанавливать игру.
         - Что-нибудь посмотрел? – начал он покровительственно. – Я при отце говорить не стал, книги лучше не читай, пару фильмов посмотри, и хватит! А то замучаешься, и голова лопнет!
         - Посмотрим! – ответил я. Читать я любил.
         Когда Егор объяснил, как играть в эту военную игрушку, я проиграл в нее до ночи. Да, ничего игра, сложноватая для меня, но классная! Только, правда, ни капли я не почувствовал себя участником войны.
         - Ничего, завтра разберемся, утро вечера мудренее, -  подумал я и уснул.

         На следующий день до обеда, пока шли занятия в школе, я думал, что же мне все-таки делать. От игры толку мало, только время потрачу. Читать и смотреть накаченное с интернета я, конечно, буду, но как-то это все не то.
         Дома, пообедав, я засел в своей комнате смотреть военный фильм. Деда Коля почти каждый день совершает прогулки по коридору в квартире. Когда получается и позволяет его здоровье, мы его выводим во двор дышать воздухом или хотя бы на балкон. Так вот, дед как раз вышел со своей неизменной палочкой ходить по коридору. Увидав, что я смотрю фильм про Великую Отечественную войну, он, видать, очень удивился. Постояв в дверях нашей с братом комнаты, он вошел и присел рядом на диван.
         - Что это ты, Коленька, решил про войну посмотреть? – спросил он. Дед всегда называл меня «Коленька» или «внучок». Остановив фильм, я рассказал ему все, как есть.
         - Тебе, Коленька, надо было меня спросить, – ласково улыбнулся он. – Я же всю войну прошел, у меня этих историй на все ваши конкурсы хватит, – деда говорил медленно и маленько шамкал. Я обрадовался его предложению.
         - Точно, деда! А ты можешь мне рассказать самую-самую интересную свою историю? Что тебе самому больше всего запомнилось?
         - Есть у меня одна самая-самая история, – ответил дед.

         Мы перешли в его комнату, и, улегшись на диване, он начал свой рассказ:
         - На войну я пошел добровольцем в сорок первом, прям из школы. Мне было, вроде, шестнадцать. Память, Коленька, совсем плохая стала, если я что забуду или перепутаю, ты прости меня. Ну вот, а со мной на фронт пошли два моих самых лучших друга: Ванька и Олежка.
         - Слушай, деда, - перебил я его, – а не поэтому, деда, то есть твоего сына, звали Иван, а папу Олегом зовут?!
         - Какой ты смышленый, внучок, – улыбнулся дед. – Действительно, сына я назвал в честь одного лучшего друга, а когда у них твой папка родился, попросил его Олежкой назвать, в честь второго лучшего друга, они и согласились.
         - И что было дальше?
         - А дальше раскидала нас война, кто в госпиталь попал, кого перераспределили. Думал, не увижу уже друзей своих. Война кончалась, мы под Берлином стоим, и тут в наш поредевший  взвод определяют шесть бойцов – остатки соседнего взвода после жаркого боя. И среди них Ванька с Олежкой, представляешь?
         - Ничего себе, повезло!
         - Так, да не так, Коленька, – задумчиво продолжал дед. – Решили мы, что никогда больше не расстанемся, возьмем Берлин, раздавим Гитлера - и домой. У меня и у Ваньки девушки были, мечтали, что поженимся и заживем. Мир всегда будет. Олежка  говорил: «Тоже кого-нибудь найду, женюсь, и семьями дружить будем». Все свободное время мечтали, а свободного времени- то очень мало было.
         Берлин взять, брат, оказалось не так-то просто. Фашист яростно сопротивлялся, везде понаделал… ээ, ну, ловушек всяких. Куда ни сунься - везде западня! Много наших полегло, не ожидали мы таких потерь. Но и мы им спуску не давали!
         Вот идем мы, Коленька, на задание - дом проверить. Было двадцать седьмое апреля. Дом полуразрушенный, только отбили это место, еще через квартал бои идут, грохот, дым из-за домов. Я, Ванька и Олежка, ну, там, еще двое с другой стороны дома пошли. Тихий дом, идем да опять завели мы: как вернемся, как заживем, какой мир прекрасный будет… Казалось, что мы - самые счастливые на земле, конец войне, мир настает! … И тут автоматная очередь, Коленька, из окна! – дед сел. – Ване в голову и в грудь попало, сразу замертво рухнул, Олежке в живот! Я успел за угол завалиться, да Олежку за собой выволок, смотрю - Ванька уже все. «Колька! Колька! - стонал Олежка, - найди мамку мою, передай, что я до самого Берлина дошел! Эх, чуть-чуть не успел!» - хнычет.
          - Тихо, тихо, – шиплю я на него, – я тебя вытащу, в госпитале оклемаешься, будешь как огурчик, домой вместе приедем! Ты что?! Ты что?!». И тут смотрю я, Коленька, сник Олежка, замер, трясу его, зову: «Олежка! Олежка!», а он молчит, обмяк весь. Слезы у меня брызнули, признаюсь. Я ведь всю войну их искал, уже, думал, не найду. Потом такое счастье – нашлись, и тут, на тебе, – дед вытер слезу, – фашист проклятый! А сейчас я думаю, Коленька, война эта проклятая во всем виновата! Сколько миллионов погубила, не перечесть! … Страшная, очень страшная штука война, Коленька!.. А почему?.. Потому, что зло в людях, от этого и войны и все, что плохого в мире есть! Вот, ежли б каждый человек на земле добрым стал, пусть не умным, а просто добрым - и войны б навсегда кончились, а если б еще и умными все стали, тогда все бы счастливыми стали б! Вот, что я думаю, Коленька! – дед замолчал и задумался, глядя в окно.
         – Ну, так вот, - снова начал он. – Взял я еще и Олежкин автомат, загнал за спину, а свой на изготовку, и в дом. Поднимаюсь на цыпочках по лестнице, а в голове одно: «Убью гада! Убью гада!». На второй этаж поднялся, иду по коридору, слышу - пищит кто-то, тихо-тихо, то ли котенок, то ли ребенок. Еще прошел, слышу за дверью - точно, ребенок, тихо так, то ли хнычет, то ли повторяет что-то. Дверь автоматом открываю, захожу осторожно, война научила:  всегда ухо держать востро. Квартира пустая, с улицы полумрак кажется. Из угла слышу - тоненько так кто-то пищит: «Мутти, … Мутти», подхожу, вглядываюсь. Среди хлама малюсенькая девчушечка сидит лет двух-трех, в комочек сжалась, кудряшки беленькие, глазки голубенькие, круглые, заплаканные. Тихо плачет и повторяет: «Мутти, … Мутти». Все у меня внутри оборвалось и растаяло, в горле ком. Взял я ее на руки, аж страшно стало, такая она малюсенькая и хрупкая, нежный комочек жизни среди огромного мира мрака и смерти. Она вся ко мне прижалась, личиком уткнулась и замолчала.  «Что ты, малюсенькая, - шепчу, - спасу я тебя, сдохну, а спасу». Сердце колотится, и дыхание перехватило. «Странная штука – жизнь, – думаю. – Только что все, о чем мечтал, было – убить, пусть врага, но убить, а теперь ничего не нужно, только бы спасти, спасти эту крохотную беззащитную жизнь». Примастил я малюсенькую на левую руку, правой автомат держу и на цыпочках в коридор, пробираюсь по шажочку, и тут опять очередь. Я с малюсенькой падаю на пол за угол, а фашист все строчит да по коридору сюда шагает. Малюсенькая в крик: «Мутти! Мутти!». Тут слышу –  очередь оборвалась, и ругань по-немецки - патроны у него кончились, значит. Бах – автомат на пол бросил. Я кроху на полу оставляю, она орет, а я из-за угла с автоматом выскакиваю: «Получи, гадина!» и очередью по нему, тот в окно, как в реку, сиганул, только на секунду я его лицо разглядел, странный какой-то фашист, на азиата почему-то похож, страшный, рожу скорчил – и в окно. Слышу - внизу очередь, подбегаю, выглядываю - дострелили его наши. Взял малую на руки, опять затихла, уткнулась, только всхлипывает и дрожит. Унес я ее в часть. «Как зовут ее? -  спрашивают.  «Мутти, наверно»  -  отвечаю. «Деревня, – смеется командир. – «Мутти» по-немецки – «мамочка»!». Оказывается, она мамочку все время звала! Отрапортовал я, как все было. Пока то да се, хватился, а мою Мутю (так я стал ее про себя называть) уже увезли куда-то.
         Вот тогда, Коленька, мне совсем на душе пусто стало, мир вокруг потемнел. Самые дорогие друзья в один день погибли, нашел было свой лучик в темном царстве – Мутю, и ту забрала война, все в один день - двадцать седьмого апреля! Горько стало, тошно до смерти!
         Еще несколько дней за Берлин бились. Взяли! И Гитлер, объявили, что застрелился, а война все не кончалась. Где-то еще фашист сопротивлялся. А я все командира пытал, чтоб помог Мутю найти. «На кой она тебе, она же немка?!» – говорил командир. «Ребенок она», - отвечал я ему. Я и сам не знал, на кой она мне, просто запала в душу малюсенькая, и из головы не выходит. Все время перед глазами маленький, живой, белесый комочек, да голосочек, тоненький такой: «Мутти, … Мутти».
         И вот, внучок, наконец-то победа настала! Девятого мая сорок пятого, как объявили нам, что победа, радости было столько, что все забыли, аж голова кругом! А тут еще командир возвращается:  «Нашел я, - говорит, - твою девчушку!». У меня в голове как будто свет включили: «Где она?» – спрашиваю. «Отправили в детдом, в город Орел», - отвечает. Рад я был, конечно, но чего-то душа все равно не успокаивалась.
         Так вот, внучок, вернулся я в город наш. Нашел девушку, с которой до войны дружил, да предложение ей сделал. Так мы с твоей прабабушкой Зиной и поженились! Хорошо зажили, да все мысли о Муте покоя мне не давали. Конечно, я жене все и рассказал. Это она и настояла, чтобы немедленно ехали в Орел. У меня там тетка, у нее и остановились. Решили просто детдома по очереди обойти. Начали с того, что возле теткиного дома был. Зашли, нас отправили к директору, на третий этаж, там он как раз у малышей в группе был. Поднялись, идем через большой зал, а там с десяток ребятишек, года по три - четыре, играют на полу, и нянечка или воспитательница рядом. Идем дальше, куда указано, и тут смотрю - Мутя моя, в ситцевом платьишке, с куклой сидит чуть в сторонке, увидала меня, глазками хлопает, как будто вспомнила. У меня аж ком в горле, и во рту пересохло. Подошел я к ней: «Мутти, мутти», - говорю. Она подскочила на ножки, и не понятно, то ли заплакать, то ли засмеяться хочет. Обнял я малюсенькую, на руки поднял. Тут директор детдома из дальней двери вышел: «Вы ее знаете?» – удивленно так спрашивает. А малюсенькая, которую я на пол поставил, подошла к Зиночке моей, обняла за ноги, в лицо заглядывает: «Мутти», -  говорит, и улыбнулась. У Зины слезы, подняла ее на руки и плачет…
         В общем, я все директору рассказал, как есть. Посоветовал он мне тогда, правда, об этой истории не распространяться, девочка все-таки немецкая. Оформили мы удочерение быстро, тогда это проще решалось. Девочку Мотей назвали. Матрена Николаевна Ветренко. Да, да! Твоя бабушка. Тогда-то, внучок, душа у меня и успокоилась.
         Через несколько месяцев Ваня родился. Дети всё знали, а остальные – только то, что они не родные. Всех подробностей больше никто не знал. А как до старших классов доросли, мы поняли, что брата и сестры из них не получится. Влюбились друг в друга по уши. Как стало можно, сразу поженились.
         - А почему мы ничего не знали, деда? – спросил я.
         - Так вы ничем не интересовались никогда. Отец твой, вон, всегда занятый, ничего вам не рассказывает, а надо бы! Про предков своих знать надо, про историю, знать и помнить! А сейчас что?!
         - Ничего себе дела, дед! Ну, расскажи мне о них, о бабе Моте?
         - Жутко они, Коленька, любили друг друга, – продолжил деда Коля, – и не переносили расставаться даже на один день. Хотя расставаться приходилось, сам знаешь, дед военным был. Шутили всегда: «Помереть бы в один день». Вот и вышло так, вперед меня оба ушли, без войны, автомобильная авария…
         Дед опять замолчал, уставившись в окно. Лицо его было неподвижно, но по нему одна за другой покатились слезы, капая на рубашку. У меня к горлу подкатило, я тихонько вышел.
         В этот вечер я долго не мог уснуть, ворочался. Потом полночи мне снился Берлин, тот немец, умирающие друзья, и так ярко снилось, будто я - это мой молодой дед, и я нахожу эту маленькую светленькую девочку, а она повторяет жалобно: «Мутти, мутти». Просыпаясь, я слышал, как в своей комнате во сне стонет дед.
         На следующий день в школу было не надо. И я засел за рассказ, я быстро набирал текст на компьютере, но провозился до вечера. Родные заглядывали один за другим, но никто ни о чем не спрашивал и не отвлекал, все понимали, чем я занят, и, к моему удивлению, практически ходили на цыпочках. Уже к ночи рассказ был готов.
         - Ну, ты, брат, Юлиан Семенов! – пораженно выдохнул отец, когда прочитал. – Тебе надо стать писателем!
         Примерно так же отзывались и все. Учительница исправила ошибки, отредактировала и отправила рассказ на конкурс. Рассказ конкурс выиграл, но дописывал я его уже позже, потому что после конкурса произошли еще некоторые события:


         «Итак, сегодня 9 мая 2020 года. Только что, вернувшись домой, я дописываю этот рассказ. Чуть-чуть не дожил мой прадед до семидесятипятилетней годовщины победы. Умер он тихо 27 апреля, и опять это 27 апреля, теперь оно прочно вошло в историю нашей семьи, как 9 мая навсегда вошло в историю нашей страны. Несколько дней я ходил, как пришибленный, смотрел фильмы о войне и читал книги, хотя теперь, казалось бы, и не надо. Теперь я сам хотел понять, как же все было, хотел вжиться, вникнуть, что ли, в нутро тех людей, кто прошел эту ужасную войну.
         А сегодня мы всей семьей прошли бессмертным полком по улицам нашего города. Я гордо нес портрет моего прадеда. Я шел и снова переживал все, что он мне рассказывал. А сколько других, не менее удивительных судеб, скрывается за каждым портретом бессмертных полков по всей стране! От этих мыслей меня пробирала дрожь. Я понял: невозможно забыть, нельзя забыть эту войну. Нельзя забывать ничего!
         Кажется, что в эту весну я впервые почувствовал себя взрослым. И еще я окончательно решил стать военным! А писательство? Я узнал, что очень многие писатели были военными, так что одно другому не мешает!»