Хлеб

Айша Курбанова 3
                Благоразумие в соединении с прочими добродетелями представляет
                самое благородное качество человека, тогда как неблагоразумие
                в соединении с пороком составляет
                самый гнусный характер.

                Адам Смит

              Артур жил с красавицей Хамис в городе. К молодожёнам на побывку приехал Касум, отец Артура. Однажды он заметил, как невестка, проводив на работу мужа, выбросила в урну еду, оставшуюся после обеда, заодно выкинула туда и хлеб.
              Горец-хлебороб, за плечами которого был пятидесятилетний стаж крестьянского труда, вспомнил голодные годы войны, с болью посмотрел в сторону выброшенной еды:
              – Ой, моя красавица, как можно выбрасывать в урну хлеб? Грех же будет…
              – А что мне с ним делать, если его уже не подашь на стол?
              – Высушить и отдать его домашним животным.
              – Откуда я их найду, если ни дома, ни по соседству даже кошек нет?
              – огрызнулась молодая женщина.
              – Если поблизости нет домашних животных, ставь его в скворечник. Вообще покупай хлеба меньше, чтобы не пришлось его выбрасывать. Суши его в духовке на сухарики, если всё же остаётся.
              – Тебя забыла спросить, старый… – вовремя сдержалась невестка от грубости.
              – Забыла или не забыла, неважно. Лишнюю еду можно держать в холодильнике: вдруг зайдут гости.
              – Я никого в гости не приглашала.
              – Ну и что. Мы же не можем запретить нежданным гостям зайти в дом или же отправить их, не предложив наши блюда.
              – В городе не соблюдают сельских традиций.
              – Соблюдают или не соблюдают, моя невестка, к хлебу у людей всегда должно быть святое отношение. Мусульманская вера призывает беречь даже мельчайшую крошку. Советует делить её с близкими людьми. Знаешь, сколько тысячелетий и сколько поколений выращивало зёрнышко, чтобы оно до нас дошло? Поколения ушли, а зерно живо. Зерно – это наша жизнь. Недаром на нем линия посередине. Это значит, что с зерновыми культурами нужно делиться. Линия посередине зерна – это знак, указывающий на то, чтобы и будущие поколения делились имеющимся дома хлебом, думали не только о себе, но и о тех, кто рядам. Да и по светской этике, к хлебу нужно относиться почтительно, ведь в него вложен огромный людской труд.
               Тебе, моя невестка, видимо, не понять, как мне от зари до зари приходилось потеть и выматываться на полях, чтобы взрастить такой же хлеб, какой ты выбросила в урну. Ценить нужно труд человеческий.