***

Анатолий Бородин
              Охотник     поневоле.
 
  Это сегодня у нас Республика Алтай. А было время дак
  всего  лишь область была. И самое главное начальство
над нами грешными было областное. Но и местное с простого
люда глаз , как говорят, не спущало , держа руку на твёрдом партийном пульсе  А пульс ему что ? Стучит и стучит, указывая
верную дорогу. Правда , иногда окружную , но к победе. И такая
победа случилась, и не только моя, а всей кооперации района.
    А при чём здесь кооперация, если я учитель ? Хе-хе-хе, очень
даже причём. В общем попал как кур во щи.
Случилось это в год 40-летия нашей победы над фашистами.
На верху, то есть в области решили, что кооператоры не только
могут обвешивать, обсчитывать, продавать из-за прилавка,
но и как все нормальные  люди , петь и плясать. А раз так –
даёшь   фестиваль областного масштаба в честь великой Победы.
       Так , а при чём тут моя скромная учительская, персона ?
Да очень даже при чём! Программу концерта от района кому
вести? То-то, улавливаете. Ситуация заманчивая. Кооператоры..
-народ всегда богатый. Съездить на халяву, оттянуться по полной
программе, как сегодня говорят, ну полный дурак будет отказываться. Для проформы поломался, конечно, но это чтобы
в райком вызвали и по-отечески поуговаривали
      Отцы района , когда надо им было, таких лещей бросали,
что я месяца два-три с рыбой жил. А когда не надо было –
в чёрном теле держали. Ну, может, нормальный  начальник
спокойно слушать, как я пою со сцены :
               Кто-то ездит на машине,
              А вот я хожу пешком,
               Позабудь о лимузине
               С таким длинным языком.
  Так знаем же: «кто старое помянет – тот вообще нехороший
человек». Нехорошим  человеком? А вот дудки! Короче вызвали,
уговорили.
  -А как же с документами ? –робко интересуюсь я
 -Это уже наша партийная забота, -по родственному объясняют
мне. Будешь ты у нас охотником. И работаешь ты на этой работе уже  два года.
  И стал я вживаться в роль охотника, Нашёл воздушку и начал
наводить ужас на бродячих собак и поросят. Вхожу так сказать
в образ. Только начальникам поставил условие :в школе никто
о новой моей профессии знать не должен, засмеют.
 Живу как король на именинах целых три недели. Разъезжаю
по району, просматриваю номера, с которыми поедем в город
на фестиваль.
    Компашка  собралась просто супер. Взять хотя бы Зибареву
На балалайке такие выкрутасы выделывала – просто ахнешь.
Закинет её за спину, да как начнёт наяривать и такие частушки
выдавать, то на русском, то на алтайском языке, что мужики
от восторга ржали как жеребцы. И представьте себе, таких у  нас

набралось, где-то двадцать человек с гаком. Гак – человек, наверное., двенадцать. Ну да, как сейчас помню. В два автобуса
кое-как вошли. Как ехали, рассказывать не будду, Всё как у людей :
и «Шумел камыш», и «Катюша», и «Расцвела под окошком».
Так разве без таких песен четыреста ввёрст до областного центра
доедешь? Да ни в жизнь. А песни эти задушевные после чего
обычно поют? Правильно, после этого самого. Почти все доехали
нор…нр…нрмально.  Уф, какое – то слово-то трудное.
Гостиница так на нас всю ночь пялилась. Почему, почему?
Мы генеральную репетицию всю ночь проводили.
        Наутро, как бывалые фронтовики, ни в одном глазу, ни то что
в двух, на концерт. А он, трам - папушки,  трм-та-та, аж после
обеда. Сплошная везуха. Освоились со сценой и пошли осваивать
достопримечательности города. Да вы не о том подумали.
Просто погулять по городу, дело-то летом было.
     И вот настал момент истины: выступаем. Всё идёт как
по маслу. Им масло не просто там какое-то нерафинированное,
а сливочное – объедение. Зритель принимает лучше некуда.
А я, между прочим, кто же  в жюри заседает, то есть, а судьи кто?
     Ох , и насмотрелся  же за свою жизнь при партийных временах.
Как правило, ни бе, ни ме, ни  кукареку, зато важности, надутости-
-хоть отбавляй. А тут вижу вроде ничего : приветливые лица,
весёлые, не чванливые. И вдруг, оба на! В жюри Николай  Фёдорович Копытов. О, это не только замечательный мужик,
но и лучший заведующий  Облоно Чтобы понятней было –
руководитель всех учителей Горного Алтая в те годы. А раз
нормальный мужик, то обязательно с начальством не поладит,
особенно с партийным. Вот и с ним тоже  было. Мы знали
друг друга отлично, при том много лет.. Он и в школе нашей
бывал неоднократно. Весёлый, открытый, добрый, имел
огромный авторитет,
      -Но почему он в жюри среди работников кооперации?
Ладно, я охотник поневоле. А он ?
      - И что делать? Ведь он меня уже ясно узнал,. Заложит,
как пить дать. Заложит. Может  и не специально, а от неожиданности от такой встречи. Как выкрутиться ?
     Эти мысли вихрем носились в моей непутёвой учительско-
-охотничьей  башке.
И тут номер, который объявляет одна из участниц :
  -А сейчас отрывок из поэмы А, Твардовского «Гармонь»
читает замечательный охотник нашей заготовительной
конторы и называет мою фамилию. Краем глаза успеваю
заметить, как брови Николая Фёдоровича поднимаются
так высоко, как я больше никогда не видел.
    Вот это было выступление! На мне военная форма, пилотка,
сапоги надраены – смотреться можно. А в конце номера, как
пошёл вприсядку, пропадать, так с музыкой! Смотрю, члены
жюри соскочили и к сцене подбежали. Не часто жюри с мест
соскакивает и бежит к сцене – видать понравилось.
    А я разве не сказал , что мы за первым местом приехали?
Сказал? А Николай  Фёдорович взбежал на сцену, пожал мне
руку, чем я горжусь до сих пор, и сказал проникновенно:
    -Друзья ! Как здорово, что в кооперацию приходят свежие
люди, как вот этот простой охотник Анатолий Бородин,
который понимает, что только торговля является двигателем
общества. Обнимает меня и шепчет на ухо :
     - Ну и нахал, ты , братец. Ружьё-то хоть раз в руках держал?
И с улыбкой ко всем :-Молодец, парень, так держать.
Плохих  в кооперации не держим!
    А у меня чуть не вырвалось: - А сами-то как в торгаши
попали?
  Потом уж узнал, что работает он в облпотребсоюзе
в кадрах.
    А первое место всё-таки нам присудили. Поэтому мы
ехали домой три дня, знай кооперацию.
            А вы бы не праздновали?!