2000-2005 годы уверенное движение... назад

Аркадий Кузнецов 2
   В материале  "Современные российские школьники забывают об Александре Невском, но помнят о Колизее" ("История", №39, 2004 г.) автор опубликовал результаты опросов учащихся 10-11-ых классов по знанию древней и средневековой истории, которые проводились по следующим темам: события, деятели, памятники архитектуры.  Эти опросы проходят каждые пять лет в трёх московских школах:№№ 167, 388 и 809. Тогда было выявлено ухудшение знаний учащихся в 2000/2001 учебном году по сравнению с 1995/1996 (до этого количество ответов, начиная с 1970/1971 учебного года, постоянно увеличивалось). И вот в прошедшем, 2005/2006 учебном году  проведён тот же опрос в тех же школах (вновь опрошено 50 человек). Результаты говорят сами за себя.

Позиция    2000/2001 учебный год             2005/2006 учебный год
  опроса      Результаты (в%)                Результаты (в%)
                Количество правильных ответов
               0  1  2  3-9  >10               0  1  2  3-9  >10
                Древняя Греция
События        36 32 14 18  0                36 44 18 2   0
Деятели        24 8  12 52  4                28 10 16 44  2
Памятники      58 20 14 8   0                42 34 10 14  0
архитектуры
                Древний Рим
События        20 28 28 20  4                42 30 18 10  0
Деятели        26 20 16 34  4                14 22 38 24  2
Памятники      32 50 14 4   0                20 48 20 12  0
архитектуры
                Западная Европа в Средние века
События        38 26 14 18  4                28 30 20 22  0
Деятели        32 24 8  26  10                48 18 16 16  8
Памятники      58 20 4  16  2                58 8  18 16  0
архитектуры
                Русь по XIII век
События        2  16 20 58  4                20 12 50 16  2
Деятели        20 12 6  36  26                18 14 24 30  14
Памятники      56 10 10 22  2                60 10 16 14  0
архитектуры

Прежде всего обращает на себя внимание дальнейший рост числа тех учеников, которые не назвали ничего.
Можно отметить ещё более разительное, прямо-таки повальное, сокращение числа тех, кто назвал три и более событий и деятелей.
Также хуже стали знать памятники отечественного и западного Средневековья, а вот архитектуру Греции и Рима знают заметно лучше (видимо, результат занятий по МХК). Процент эрудитов, назвавших 10 и более пунктов, сократился вдвое. При этом максимальное количество названных имён деятелей европейского Средневековья осталось на уровне предыдущего опроса - 22.
Теперь конкретно. Есть ли изменения в предпочтениях того, что названо из событий, имён и памятников? Ещё больше упрочили своё лидерство среди знаменитых древних греков Аристотель и Сократ, им немного уступили Архимед и Пифагор. Но это — за счёт изучения в старших классах философии, а также математики и физики. А вот имена, которые называются в основном на уроках истории - Гомер, Александр Македонский - свелись в ответах уже к минимуму(от 3 до 7 ответов). Перикл, названный пять лет назад в 8 ответах, ныне упоминается лишь в двух. Зато по Риму поражает однообразие двух третей ответов — сплошь Цезарь да Колизей, и почти ничего больше (это те, у кого один-два пункта в ответе). Уже не выделяется среди событий восстание Спартака (5 ответов против 13 в прошлом опросе), основание Рима (6 ответов). Соответственно, стало меньше тех, кто назвал среди деятелей Спартака, Брута, Антония. Зато заметно "подросли" Колосс Родосский и Пантеон.
На порядок меньше названо деятелей западноевропейского Средневековья. Сегодняшний лидер — Леонардо да Винчи (11 ответов — браво, Дэн Браун!). А вот известный мюзикл не помог: сократилось число назвавших Нотр-Дам, как, впрочем, и Тауэр.
И ещё, если пять лет назад усердно зубрили для экзамена имена русских князей, то теперь нет и этого: очень мало ответов «Рюрик, Олег, Игорь, Святослав».
Имена назывались большинством вновь, как когда-то, бессистемно, никто не набрал более 20 ответов (Олег - 15 против 20 в 2000г., Ольга - 18 против 22, Ярослав Мудрый - 10 против 18, Александр Невский - 7 против 11 и т.д.). Ольга и Олег стали лидерами среди персоналий.
В других категориях по Руси - те же предпочтения (крещение Руси и София Киевская). С 10 до 6 ответов снизилось число назвавших основание Москвы - это следствие того, что из школ потихоньку уходит москвоведение...
Вот такие результаты. В общем, уже возвращаемся к уровню знаний доперестроечного времени (напомню - уровню весьма низкому по сравнению с недавними годами). И такое направление движения, видимо, и будет продолжаться, если не начнутся положительные изменения в преподавании истории.