Интервью с Наргиз

Наталия Май
                Интервью с Наргиз

После разрыва деловых отношений с Максимом Фадеевым певица дала интервью в программе «А поговорить?» Я внимательно ее выслушала и поняла, как мне кажется, интервьюер ее тоже понял. Но как же у нас потом все извратили! Взяли слова, выражения, вырвали из контекста, понаписали статеек под разными заголовками, желая смешать Наргиз с грязью.

Но я начну несколько издали – с самого появления этой певицы в проекте «Голос» 2 сезона. Известно, что русское понимание рока отличается от западного его понимания. У них – это именно музыкальный стиль, определенная вокальная манера, подача звука и т.п. У нас – это тексты. При этом музыка может быть попсой галимой, но эти исполнители величают себя рокерами. Я понять не могу, почему надо так себя называть, нельзя ли придумать другое слово? А, по-моему, и придумывать ничего особенно и не надо, есть понятие «авторская песня». Вот и все. Но они решили, что раз, в отличие от бардов, они на сцене что-то время от времени выкрикивают и барабанят, так они не барды, а рокеры. А по сути – это одно и то же.

Рокеры в западном (настоящем!) понимании (именно в плане музыки) – это бывшие музыканты группы «Парк Горького» (которые теперь сделали сольную карьеру), Ольга Кормухина, Николай Арутюнов и т.п. личности (у Лепса есть данные, но он предпочел более коммерческую музыку), которые завоевывают аудиторию музыкальностью, голосом (а текст может быть не особенно сложным, у них акцент – не на текст). Рок – это на самом деле достаточно сложная музыка, ее нужно изучать, просто так ее не постичь (в отличие от трехаккордового «шансона»).

Когда-то я писала о Наргиз Закировой и Максиме Фадееве – о каждом в отдельности, с большим уважением (в Эссеистике – сборнике статей об участниках взрослого и детского шоу «Голос»: http://www.proza.ru/2015/09/28/1780).  Они мне импонируют как музыканты. Поэтому повторяться не буду. Статья в данном случае о той ситуации, которая складывается в нашем шоу-бизнесе.

Когда Наргиз в «Голосе» пела роковые композиции, она была в своей стихии. Но и песни Пугачевой ей удались – причем в ее прочтении они прозвучали спокойно, сдержанно, умно, с ощущением полного понимания каждого слова текста (что бывает не часто). Я отметила, что в певице много что заложено, в ней не одна грань, нельзя ее свести к одному знаменателю, вписать в один стереотип. Она прекрасно поет трогательные песни, но так же точно она органична как рокер. Возможно, Фадеев отметил тот же потенциал. Потому что и сам он человек разнообразный, умеющий многое.

Тогда мне казалось, что в «Голосе» Наргиз следовало придерживаться рокерского стиля, чтобы не потерять индивидуальность (а для этого сошли бы даже песни русских рокеров – все-таки удачные вещи у них есть, у того же Шевчука, например). И ни в коем случае не соглашаться на эксперименты в виде «Калитки» - для нее это неестественная, слишком жеманная вещь, которая, впрочем, вполне органична была бы для артистки типа Светланы Феодуловой с ее совершенно иной конституцией и манерой (поведения и пения).

Нежность и жеманность – не синонимы. Из всех артисток «Голоса» (за несколько сезонов) наиболее близки Наргиз по имиджу, вокалу – Ксана Сергиенко, Дария Ставрович.

Но, если отойти от рамок проекта, и думать о концертной деятельности, я понимаю, что нужен разнообразный репертуар. Во-первых, тяжелый рок, музыка уж слишком громкая, агрессивная (даже если она необыкновенно талантлива и подходит исполнительнице) трудна для восприятия, если представить себе, что ее надо слушать два часа подряд. Любой врач скажет, что он не советует так экспериментировать ни с собой, ни с аудиторией – это же голова разболится от перенапряжения!  А голос может сорваться. Такие вещи, хотя в них Наргиз хороша и чувствует себя комфортно, нужно перемежать чем-то иным – и лирикой (а Фадеев написал для нее хорошую вещь «Ты моя нежность», которую теперь запретил исполнять, правда, другие песни Наргиз о любви мне понравились гораздо меньше, и я не знаю, кто их автор, только видела клипы), и гражданской тематикой (на военную тему она поет хорошо, убедительно).  Так что дело не только в том, что так любимый Наргиз англоязычный рок у нас не востребован широкой аудиторией (а Фадеев прав – он действительно мало востребован, он для гурманов).

Мы с ней одного поколения (она на три года старше меня), я не знаю, какая аудитория ходит на ее концерты. Если разновозрастная – это лучше всего, потому что она смогла бы соответствовать разным вкусам, в ней есть магнетизм, притягательность, она не скучна.

А теперь перейдем непосредственно к интервью. Наргиз рассказала, что ее обвиняют в срыве концертов (хотя она дала их тысячи и не сорвала ни одного), в алкоголизме (хотя выпивала она иногда по минимуму и никто ее пьяной не видел и не заснял на телефон – сейчас это элементарно делается), а на самом деле ей не предлагают интересные гастроли, заставляя все время объезжать одни и те же города (в которых ее концертную программу, возможно, уже выучили наизусть), ни в чем не помогают (она и ее помощники покупают за свой счет все – костюмы, декорации и т.п.), даже не предупреждают о том, когда и где концерт (узнает она об этом совершенно случайно от тех, кто купил билеты), не уделяют должного внимания как артистке (отказываясь от ее идей), отказываясь даже попробовать рискнуть. Как будто в нее не верят. И это подавляет психологически, разрушает.

Да еще плюс ситуация в семье (вышедшая наружу – в средства массовой информации), которую она не хотела обнародовать, но для нее это сильнейший дополнительный стресс: развод с мужем, с которым она прожила долгие годы, и рассчитывала прожить до конца дней своих.

Интервьюер говорит: насколько «возрастные песни» о любви подходят Наргиз, в «Голосе» ей ближе был образ оторвы? Наргиз соглашается. Но в каком смысле употребляется здесь слово «оторва»? В том, какой вкладывают в него англоязычные рокеры – некое типичное для них озорство на сцене в подаче музыкального материала (громкого, шумного, заводного).  (У той же Ксаны Сергиенко в «Точь-в-точь» это некий стильный, «рокерский» отрыв на сцене.) Но отнюдь не в том смысле, в котором его можно отнести к Глюкозе, которая пела песню «Жениха хотела, вот и залетела, ла-ла-ла-ла-ла». Или группе «Серебро» с их знаменитой: «Мама Люба, давай, давай, давай…»

Ну, такого рода «оторвой» Наргиз при всем желании не стать – даже изобразить не получилось бы. Она могла быть вызывающей, но ничего общего нет у нее с девицами из этих песен (уж не буду давать им характеристики). Хотя ни Ионову, ни девушек из «Серебро» винить не в чем – им дали такой музыкальный материал. Как будто у них был выбор, и они могли отказаться? Да нет, конечно. Уходу Темниковой удивляться-то не приходится…

Но что случилось после этого интервью Наргиз? Сплошь и рядом выходят материалы в интернете, где Наргиз назвали оторвой, а Максима Фадеева не желающим работать с оторвой. Как будто Наргиз дорывалась до песен типа репертуара Глюкозы и «Серебро» - а, может, сама их и написала? До чего только не дойдет фантазия журналистов. Кто все-таки сочинил эти песни? Наргиз или Максим, которого называют «не таким», не желающим работать с оторвами. Создавать картину, в центре которой святой продюсер и композитор, а вокруг него – одни неблагодарные оторвы… это, мягко говоря, даже не смешно.

Я ничего не имею против «хулиганских» сюжетов в песнях и клипах, но можно делать это так, как Пинк, Гвен Стефани – когда слово «похабность» и в голову не придет, хотя в своих клипах они только что на голове не стоят, но в них столько юмора (и не пошлого), что это воспринимается как милое талантливое озорство. (Хотя при этом как ЛИРИК Фадеев исключительно талантлив – в этом все отдают ему должное.)

Да, Наргиз во время интервью употребляла крепкие словечки, было видно, что она держится изо всех сил, напряжена, ее нервная система надорвана, и вообще она – надорванный человек, но не желающий сдаваться. Такой талантливой, уязвимой и все-таки сильной, рожденной для сцены, артистке хочется пожелать, чтобы людей, которые верили ей и в нее, стало больше.