Поёт морзянка...

Петр Голубков
 

«ПОЁТ МОРЗЯНКА* ЗА СТЕНОЙ…»

Сегодня, 7 мая 2019 года, я вдруг вспомнил, что более полувека тому назад день 7 мая был моим «профессиональным» праздником, именовавшимся «День радио», поскольку моей воинской специальностью в течение трех лет срочной службы была - радиотелеграфист, или, коротко «радист»… Специальность для меня, техника-технолога сварочного производства, была довольно «специфической»  (тавтология тут казалась простительной). Пришлось изучать схемы и правила эксплуатации армейской радиоаппаратуры, заучивать наизусть азбуку Морзе и постоянно работать над качеством и скоростью радиопередачи и радиоприема информации.

Тем не менее, после успешного окончания сержантской школы в городе Переславль-Залесский (подробней об этом периоде можно прочитать в моих воспоминаниях «Проза и поэзия солдатской службы (http://www.proza.ru/2016/04/22/1414), я еще два года служил командиром отделения и заместителем командира взвода узла связи в городе Шадринске, успешно сдавая все экзамены на получение квалификации радиотелеграфиста 2 класса…

Отслужив срочную службу, я возвратился в родной Мариуполь и продолжил обучение на кораблестроительном факультете в филиале Одесского института инженеров морского флота, а затем на факультете Технологии машиностроения Ждановского металлургического института (ныне – ПГТУ), совмещая его с работой в конструкторском отделе КО-1 Ждановского завода тяжелого машинотроения, а после развала Советского Союза – в кислородном цехе завода «Азовсталь»…

Таким образом, ни с радиоаппаратурой, ни с азбукой Морзе мне больше сталкиваться не пришлось. Естественно, азбука Морзе (или ласково - «морзянка») еще долго не «выветривалась» из моей памяти, хотя происхождением ее названия я никогда особенно не интересовался.

И вот, случайно вспомнив о забытом Дне радио (который, кстати, в Украине, по-моему, давно уже никто не празднует, а из обихода уже исчезли знакомые с детства радиорепродукторы, транзисторные радиоприемники, квартирные телефоны и другие «пережитки прошлого века») – я вдруг обрадовался встрече с «морзянкой», как со старым добрым другом.

Хочу поделиться с любознательными читателями как найденной информацией (https://ru.wikipedia.org/wiki/Азбука_Морзе), так и некоторыми своими комментариями к ней.

Итак, если верить «Википедии» (а куда без неё денешься?..) – то уже в  авторстве азбуки Морзе кроется определенная интрига, и название «азбука Морзе» можно считать условным, чтобы не обижать потомков всех соавторов Сэмюэля Морзе. Кстати, подобные интриги заложены во многих изобретениях (в том числе - и в изобретении радио   - А.С.Попов, или целый «авторский коллектив»?..)

Ну, да Бог с ним, с авторством. Что касается устройств для передачи радиограмм, мне «посчастливилось» работать на «допотопных», или «классических» ключах. Они были простой конструкции, но качество и скорость радиопередачи зависела исключительно от квалификации радиста. Существовало даже такое понятие, как «почерк» радиста. Электронные ключи появились у нас «на вооружении», когда мы уже готовили «дембельские чемоданы». А с последующими устройствами – пусть знакомят уже следующие поколения «радистов»…

Что касается мнемонической словесной формы, или  так называемого «напева», соответствующего каждому знаку кода Морзе, у нас был свой «арсенал» выражений (не всегда приличных), который мы запоминали вместо заучивания количества точек и тире и их последовательности. Но эта информация, очевидно, уже не представляет «исторической ценности»…

Спасибо всем, кто удосужился дочитать до конца.

07.05.1019г.                П.Голубков