Поэма сказки

Алексей Васильевич Евдокимов
                ПОЭМА  СКАЗКИ…
Снова и снова в мыслях с благодарностью возвращаюсь к судьбе русской народной сказки.
Представляется она мне величественным, нестареющим в веках памятником нашему народу.
Неспешно читаю, размышляю и открываю хранилище  народной мудрости, искренности и неподкупности.
Вот уж где мог со всей откровенностью высказать свои думы, мечты, обиды и оценки бушующей жизни…
Сказку народную высоко ценил и простолюдин, не горазд читать, и великий человек – гордость нации.
«Вечерами слушаю сказки – и вознаграждаю  тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» писал Александр Сергеевич Пушкин в письме своему брату.
Великий русский поэт, обучавшийся в прославленном Царскосельском лицее, лучшем учебном заведении того времени. По достоинству оценил мудрость нашей сказки. Увидел в ней глубину народного чаяния, юмор, выдумку, наивность и простоту, иносказание, мечту людей о торжестве добра и справедливости.
Именно в сказках поэт познавал «русский дух». С помощью сказок открывал для себя характер, душу русского человека. В сказках он весь в истинном, натуральном виде. Не приукрашенный, не оболганный.
Народ потому любил и смею думать и теперь любит сказки, что в них всегда добро побеждает зло, торжествует справедливость.
В сказке его философия, представление о Красоте и Правде. В ней то, чего мало в реальной жизни, но о чём страстно мечтают люди.
В сказке в единую и нерасторжимую ткань сливаются история, былое и ныне текущая жизнь. В ней не стареющая мудрость  и правда народная. Они дополняют и развивают с веками друг друга.
Кажется, в наше время мы уходим от русской сказки. Вроде бы мы теперь и не нуждаемся в нй. Всё реже мы встречаемся с ней, обращаемся к её живительному источнику.
« Но сказка удивительным образом сочетает в себе несочетаемое: она проста, и вместе с тем иносказательна. Она добра, но даже её лучшие герои  зачастую жестоки и коварны. Она наивна, но в тоже время, исполнена глубочайшей мудрости» («ЛГ», конец марта 2013 года).
Сказка всегда современна, пусть ей и не один век. Читатель, не равнодушный слушатель всегда в ней найдёт следы и образы современной ему жизни.
Учёные фольклористы ( в частности, Юрий Смирнов, РАН) пишут: сказка у себя на Родине часто была гонима и даже запрещалась,  в 12 веке она приравнивалась к ворожбе (а за ворожбу можно было попасть и на дыбу!).
А в 17 веке рассказывать сказки запрещалось царским указом.
В сказке во все времена, и в наши тоже, не находя ответы на жизненные вопросы ни от властей, ни в газетах, ни на ТВ, человек любопытный и не равнодушный, находил в сказке.
Устами сказочного Ивана – дурака глаголила истина, народная оценка царю – правителю, ухарю – купцу, барину – грубияну, попу, ростовщику, храброму и находчивому воину, снохе и свекрови, бедной сироте.
То, что не мог сказать сам народ, за него в сказке говорил Иванушка убогий. А с него какой спрос!?
Блаженный!!
В марте 2013 года исполнилось 150 лет как вышло первое издание «Народные сказки» Александра Николаевича Афанасьева.
Не замеченный и не отмеченный славный юбилей! Прошли мы равнодушно  мимо народного исторического события.
Случайно ли?
Александр Николаевич был патриот России, подвижник, учёный исследователь и хороший человек. Он путём кропотливого многолетнего труда со своими товарищами единомышленниками записал 610 подлинных, не подправленных народных сказок. Это был научный, культурный, исторический подвиг.
Учёные уверяют, что всего опубликовано русских сказок примерно 10 000. А в архивах находится около 100 000 текстов разных видов: сказок, былин, преданий, устных рассказов и других форм народного творчества.
Ни одна страна мира не располагает таким фольклорным сокровищем!
Сборник русских сказок Афанасьева до сего дня единственный кладезь русских христианских легенд.
Необходимо отметить, Афанасьев  рассматривал русские, белорусские, украинские сказки как единую и неделимую общность.
Сказки удивительно живучи. Многовековое бурное время многое стёрло, уничтожило безжалостно, а сказки живут вопреки  моде и продолжают любопытному рассказывать о жизни, мечтах, надеждах, вере далёких наших предков.
Возможно именно поэтому, сказка не что-то омертвевшее, застывшее, её текст живёт. Правится, отражает своё время.
Учёный Ю.Смирнов записал, к примеру, 27 вариантов Садко, при этом, сюжет не изменён.
Сказка «Царевна – лягушка», считают, что сюжет индоевропейский, ему около 7 тысяч лет.
Если сказка полюбилась народу, её ныне живущие приспосабливают к своему времени, меняют детали: но сказка продолжает жить.
Живёт не только текст сказки, пусть и адаптируемый ко времени, меняют детали: что царевна напекла, какие узоры выткала…
Меняются отдельные детали, но сказка продолжает жить.
Живёт не только текст сказки, пусть и в духе нового времени, но ещё более живуч сказочный обряд.
Так, у южных славян даже в 20 веке сохранился обряд пускать во двор дома, где живёт девушка, стрелы, как признание в любви. Бывает так, отмечают учёные, что в один двор летят несколько стрел, а в другой ни одной. В Италии вместо стрел бросают меч…
Сказка призывает к размышлению, в ней часто заключена ирония и самоирония. Читаем мы сказку и не верим, что Иванушка – дурачок. Такой уж ли дурачок? Он, скорее мудрец с самоиронией, он как бы посмеивается над нами, всматривается в нас, способны ли мы понять его хитрость. Народ о таких говорит: сам себе на уме!
Для тех далёких во времени людей, часто ровесников сказки, была она единственным источником информации. Сказка развивала мышление, логику, помогала приглядываться к окружающей действительности, поведению животных и людей. Сказка часто показывала дурной пример для того, чтобы человек  запоминал и дурно не поступал.
В сказке часто повторялся какой – то поучительный афоризм: «Горе тому, кто мать родную не слушает!», « Не тронь чужого. Обожжёт!», « Кто отца – мать не слушает, в добре не живёт!», « Один с сошкой, семеро с ложкой!»…
Сказки, выражаясь современным языком, были психотерапией, они снимали напряжение после тяжёлого труда, неудач в жизни.
Сказки лучше всего сохранились, ценились жителями отдалённого Севера, таёжной глухомани в этом благородном деле больше всего преуспели старообрядцы.
Они и теперь бережно сохраняют чистоту народных сказок и справедливо видят в них не испорченную христианскую мораль, целомудрие. Лекарство для страдающей современной души.
В юбилей выхода в свет первого сборника русских сказок уместно вспомнить людей, посвятивших свою жизнь сбору, обработке, изучению  и изданию сказок: выше названный Александр Николаевич Афанасьев, Владимир Иванович Даль, собравший и записавший около 1000 сказок, Всеволод Фёдорович Миллер, глава исторической школы в русской фольклористике, братья Борис  Юрий Матвеевичи Соколовы, Владимир Иванович Чичеров и Эрна Васильевна Померанцева.
Это их трудом в наши дни окормляется, сберегается русская древняя сказка.
Современных сказок нет. На них нет моды. Рынок всемогущий их не востребует.
А как много они могли бы рассказать устами современного Иванушки!
На первый взгляд может показаться странным и неправдоподобным, но на, казалось бы безобидную сказку всегда шло наступление.
Она не приветствовалась. Жила она в основном в деревенской жизни, в городе не было недостатков в проведении свободного времени. Не то, что в деревне.
По мнению учёных, на крестьянскую культуру ещё в 19 веке началось наступление городской, «современной», « продвинутой» культуры и это портило, губило культуру деревни.
Сказку замещали дешёвые по содержанию книжки о похождениях Ваньки – Каина и подобных ему героев.
Во второй половине 20 века сказку заменили на мультфильмы вроде «Ну, Заяц, погоди!».
А в последние двадцать лет место для сказки совсем стеснили пустые боевики, всевозможные Бэтманы, Гарри Потеры и другие герои далёкие о традиционной русской культуры.
Они вытеснили русскую сказку. А она, сказка, всегда была тружеником- крестьянином, которого лёгкие на слово «мудрецы» обозвали тугодумом.
Он действительно неторопливо размышлял над прочитанной, услышанной сказкой
Выполняя многочасовую, нудную, однообразную работу, размышлял, вдумывался, мысленно вглядывался в услышанное.
Руки работали, а голова думала и открывала  целый мир, его ущербность, несправедливость. А думать «простому» труженику, считает власть предержащая, опасно, ни к чему. Мало ли что придумает. Потому, чем несправедливее жизнь, те больше предлагают пустых развлечений обиженному.
Ой сказке, её оценки современным хозяевам рыночной жизни стали совсем не ко двору, не по вкусу. Трудно стало выживать русской сказке, её оценки современным хозяевам рыночной жизни стали совсем не ко двору, не по вкусу.
Ванька – дурачок да лежебока Емеля превратившиеся на экране в «совка», вот современный портрет русского обделённого ваучером Чубайса…
Они стали олицетворением современного гражданина России на российском экране.
Утратили мы не только русскую сказку, но и национальную гордость, чувство собственного достоинства.
Вспоминаю ещё советское время. Знал одного дядю Васю, любил он «заложить за воротник», а когда возвращался к нормальной жизни, то становился философом, любил размышлять – рассуждать нд окружающим и приходил к печальному выводу: «Да все они йодом мазаные! Не стоит менять шило на мыло! Как воровали, так  будут воровать!».
Вот такой он «простой» народ! Далеко видит! Всё видит и понимает!...
Не может быть, чтобы современный фолклор не оставил своих сказок с своими совреенными « былинными» героями!
А жизнь нам, теперь живущим в космическом веке и рыночной « передовой» экономике, открывли сказки, с благодарностью вспомним их: Мамин –Сибиряк « Алёнушкины сказки», Маршак « Кошкин дом», « Двенадцать месяцев» , Пришвин «Кладовая солнца», роман -  сказка
« Осударева дорога».
Граф Лев Толстой создавал сказки, многие великие люди.
Пожалуй, наиболее современны в нши дни « Сказки» Салтыков – Щедрина, вот уж где яркий портрет чиновника – бюрократа,! Вот где красочный портрет казнокрада!
Сказки Михаила Евграфовича и теперь больше расскажут, чем всякие « мудрые» доктора наук и политологи на скандальных, бездарных бесчисленных телевизионных шоу.
Вот жил бы в наши дни сатирик Салтыков – Щедрин, какие бы он сказочные картины нарисовал о нашем « с ума сошедшим ЖКХ и его изворотливых чиновниках – акулах!
О выросших особняках, прикупленных неизвестно на какие шиши, крутых иномарках за счёт гнилых труб и неразумных, удушающих тарифах.
О. какие болезненные темы! Какие «свиные рыла» окружают нас!...
Может быть потому и не вспоминаем мы теперь сказки, что слишком похоже на правду. нарисованное в них талантливым пером!?
« Сказка – ложь, да в ней намёк, добру молодцу урок!» - из века в век утверждал наш народ.
Нет, сказка не умрёт. Она как мифическая птица Феникс возродится из пепла и распахнёт настоящим и будущим поколениям « Авгиевы конюшни».
И современные писатели осторожно, неспешно обращаются к жанру сказки.
В интернете можно найти не одного автора современной сказки.        Апрель 2013
года.
PS.В эти дни, конец июня 2023 года В Нижегородском государственном художественном музее организована выставка "Художник и сказка".
Выставлены известные работы Васнецова,Врубеля,Билибина,Нестерова, Коровина, Репина, Рериха...Более 120 произведений русских художников, объединённых темой былин и сказок.