Плиний Старший

Константин Рыжов
Плиний Старший (Гай Плиний Секунд) родился между 23 и 24 годами  в семье наездника Гаюса Плиния Целера и его жены Марселлы. По одним данным, он был уроженцем Вероны, по другим – происходил из римского города Новый Ком.
По сведениям исследователей, родители Плиния были состоятельными людьми. Позже он владел несколькими поместьями вокруг Рима и озера Комо, имел большую библиотеку. 
Будущий писатель получил традиционное образование. В 46 г., примерно в возрасте 23 лет, Плиний вступил в ряды римской армии. Службу он начал в Нижней Германии в звании командира когорты. Через некоторое время молодой офицер попал под командование Публия Помпония Секунда и вступил в должность военного трибуна. По окончании военной службы Плиний занялся литературой. К общественной и политической деятельности он вернулся лишь в 69 г., когда императором римской империи стал Веспасиан.
Новый правитель нуждался в преданных чиновниках, и Плиний занял пост прокуратора некоторых римских провинций и областей на территории Африки и Испании. О деятельности Плиния в середине 70-х годов достоверной информации не сохранилось. Из воспоминаний современников и потомков известно, что незадолго до смерти Веспасиан назначил его на должность префекта флота.
Окончательно удалившись от дел, Плиний всецело посвятил себя литературному творчеству. Впрочем, он начал им заниматься задолго до отставки. Прежде всего Плиний  издает биографию своего прежнего командира, прославленного полководца Помпония Секунда. Потом выпускает историю римско-германских войн, состоявшую из 20 книг. Эта антология тоже не сохранилась.
В годы правления императора Нерона Плиний писал труды по грамматики и риторике, а после смерти смерти императора в 68 г. опубликовал ряд научных трактатов по биологии, сельскому хозяйству и золотодобыче.
Последним и самым фундаментальным трудом Плиния стала «Естественная история» - энциклопедия в 37 книгах, в которой автору удалось  собрать и систематизировать множество разнообразных сведений из различных отраслей античной науки. В основу этого капитального труда помимо личных наблюдений автора легли обширные выписки из многочисленных книг древних и современных Плинию авторов. Этот грандиозный труд (в современных изданиях – более 1000 стр. убористого шрифта) имеет следующую структуру. 1-я книга включает содержание  и перечень использованных источников. 2-я: описание Вселенной; здесь речь идет о небе и подвижных звездах, а также о том, что расположено между небом и землей: о планетах, затмениях Луны и Солнца, кометах, метеорах, явлениях природы (ветрах, молниях, радуге, граде, снеге и т. д.); следующий раздел этой книги — учение о Земле: форма Земли, антиподы, воды, ойкумена (населенная часть Земли), климаты, землетрясения, приливы и отливы и т. д.; в заключении приводятся данные о расстояниях в ойкумене и о величине всей Земли. 3-6-я книги — география (физическая, политическая и экономическая): страны света (Европа, Африка, Азия), народы, моря, острова, города, порты, реки, измерения. Книга 7-я — антропология и физиология человека. Книги 8-11-я — зоология (8-я — звери; 9-я — рыбы; 10-я — птицы; 11-я — насекомые). Книги 12-27-я — ботаника; 28-32-я — лекарства, добываемые из животных; 33-37-я — минералогия и прикладные ремесла (33-я — золото и серебро; 34-я — медь; 35-я — краски и живопись; 36-я — камни и их обработка; 37-я — драгоценные камни и их применение).
Плиний Старший не был женат и не имел детей. Жил он вместе с сестрой и ее сыном. По завещанию он усыновил племянника, чтобы тот мог наследовать его имущество. Плиний Младший тоже стал известным писателем и именно из его сочинений позднейшие исследователи почерпнули большинство сведений  о личной жизни и творчестве древнеримского энциклопедиста.
Гибель автора «Естественной истории» обычно связывают с извержением вулкана Везувий 24 августа 79 года. Плиний Старший привел корабли на противоположный берег Неаполитанского залива, чтобы спасти людей из зоны поражения бушевавшего вулкана. Еще в море его судно начало засыпать золой и пеплом. Он, однако,  не повернул назад. Команда высадилась на берег Стабии и отправилась на поиски пострадавших. Усилившийся ветер помешал немедленной эвакуации. Моряки во главе с Плинием укрылись на берегу. Когда погода стала благоприятной, подчиненные обнаружили, что их командир не может подняться без посторонней помощью. Вскоре состояние Плиния еще ухудшилось, и он умер, как считают, от отравления токсичными парами. Впрочем, эта версия признается далеко не всеми. Существует и другая точка зрения, что Плиний умер от избыточного веса и проблем с сердцем.

История науки http://proza.ru/2013/01/17/420

Культура Древнего Рима http://proza.ru/2010/07/27/1457