Страна Неистовых лье. Эссе. Поэзия Нины Юрьевой

Андрей Шеланов
          Страна Неистовых лье.
          Эссе. Поэзия Нины Юрьевой.
                https://www.stihi.ru/avtor/ninabalerina
         
         Сочувствие. Солидарность. Сопереживание. Вот три составляющие того толчка, который заставил меня взяться за перо. Пишу с тем ощущением, что я волей Провидения попал в страну «Неистовых лье». Очутился в стране Поэта, чьи стихотворения тревожат Высоким Слогом и изяществом:

        - Мои неистовые лье
          по кромке алого рассвета,
          иконостас, инобытье…
          и звёзд – любимое колье,
          и танец женщины-поэта. –

Вот ЭТА страна, где необходимо, по сути, радоваться каждой прожитой минуте, уметь восхищаться увиденным, перекликаясь с Автором:

     - …и восхожденьем новых лун
           в моей непознанной вселенной. –

                «Мои неистовые лье» 18.03.2019

         Что привлекает внимание Читателя, заставляет вчитываться в каждую строку и, отводя взор, вновь возвращаться к прочитанному?  Это ощущение настигнутого врасплох: его сокровенные мысли, видения вскрыты пером Мастера, но КАК!!! Сам Читатель и представить не мог как, оказывается, пронзительно-остро он думал! Автор – это его Друг, Сопереживатель, Попутчик:

         - Мне бы белые ночи
           до конца моих дней
           соловьем оторочен
           край рубахи моей… -

это же так знакомо: соловьиная трель, белые ночи… и, чтобы всегда! Но Поэт ведёт Читателя  за собой и о, диво:

         - розовеет лишь тканью
           в нерассвеченный миг,
           пишет росною сканью,
           колокольцами блик… -

                «Мне бы белые ночи» 10.05.2019

воистину, - «росная скань строк», – знакомое состояние каждого, но Мастеру удалось затронуть те струнки души, когда ловишь себя на мысли, - и я так думал, но ТАК выразить не смог!

           И  уже хочется узнать у Автора больше о нём, а, значит и о себе! Потому, что каждое его стихотворение – это откровение души, не моментальный фотоснимок, а кусочек жизни в её разносплетении:

          - Я в ноябре у Ноя,
            В закрытости времен,
            Просила на постое
            Для сердца камертон. –

как близкО каждому это состояние: желание быть понятым и быть созвучным с Природой, Временем. Поэт ведёт нас дальше, он чувствует больше:

          - Я в ноябре у Ноя
            Смирением жила,
            И на коленях стоя,
            Венки стихов плела. –

                «Я в ноябре у Ноя» 10.12.2015

ловишь себя на мысли: «смирение на коленях стоя» НЕОБХОДИМО при общении с ПРЕКРАСНЫМ и ВЕЧНЫМ!

          Невзначай, подспудно ловишь себя на мысли: обострённое чувство Прекрасного  у Нины Юрьевой  тесно связано с любовью и чутким отношением к Его Величество Слову. Эти чувства взаимны – Слова открываются перед Мастером, предоставляя свой внутренний мир и изыск:

         - В *копринах тумана видением –
           сплетение солнечных брызг –
           краснеющих гроздьев томление,
           рябин предосенний изыск. –

как замечательно подобрано каждое слово, не тривиальны рифмы!

       - …в душе моей образ увиденный –
             созревшая ягодой длань.

             Рождающей то невесомое –
             на сердце поющий огонь
             и чувство особо знакомое,
             когда ты идёшь *посолонь! –

                *коприна - (др. русское) – шелк
                *посолонь – (др. русское) – по солнцу

                «В копринах тумана видением» 08.08.2018

и не режет слух «показная русскость» - это всплеск эмоций исконно-русской души с её древне-русскими корнями!

              Гражданственность, патриотические чувства свойственны каждому поэту, который сердцем связан с Родиной, Отчизной. По-своему, очень проникновенно Автор делится с нами  сокровенным:

                - Посреди земного зала
                свечи плавятся души… -
                ……………………….
                ……………………….

               - …А душевная Держава
                вновь возьмется за стихи
                под свечой, что златоглава. –

                «Маленький эксперимент» 16.09.2019

говорят, ностальгия, вселенская грусть особенно присущи нам, россиянам. Не потому ли так щемяще-глубинно звучат эти строки:

                - Простите сермяжную гулкую Русь
                за горечь душевных подпалин,
                за эту прошитую взорами грусть,
                за карму извечных оскалин! –

                ………………………………
                ………………………………
                - Простите и мой позадавленный крик
                на паперти этой России,.. –

                «Простите сермяжную гулкую Русь» 01.05.2019

изумительной красоты и силы стихотворение, где каждая строка, - «издонная боль в незакрытых глазах»,  – «где плачет иконный божественный лик»!

                Чуть-чуть Автор приоткрывает завесу, осторожно (!!!) - мы соприкасаемся со святая-святых: душевными струнами Поэта. И вновь Её неподражаемый и неизменный стиль:

                - Из холодного далека
                В запоздалую весну 
                Я, большая недотрога,
                Потерявшая фату,
                Налегке и одиноко,
                За рассветами иду. –
                ………………….
                …………………
                Лишь напьюсь я у истока,
                Как черёмуха в цвету…
                Подожди меня немного
                Я с рассветами приду… -

                «Пишет лунная дорога» 07.05.2016

хочется помолчать и прислушаться к этим струнам ещё раз…

                Разгадана ли загадка для меня: почему, прикоснувшись к Поэзии Нины Юрьевой и увлечённо вчитавшись в поразительно душевные, полные звенящей чистоты и новизны строки многих стихотворений, я решился письменно выразить свои откровения?  Не совсем… как не может быть до конца разгадана русская душа, как не может быть разгадано таинство мастерства Поэта, увлекающего нас в свою Страну – Страну «Неистовых лье». Не лучше ли ещё раз насладиться благозвучной палитрой строк Автора:

               - Озвучена россыпью – звездным дождем,
                Поющей строкой водопада,
                Цветущим сиреневым страстным огнем –
                Палитрой моей от Заката! –
                …………………………..
                ………………………….
                Пленящий - пленительный  - пленный обхват!
                Палитра – огня – водопада!
                Крестильной рубашкою – светочный брат –
                Цветущий поток звездопада. –

                «Палитрой моей» 12.03.2017

цветущий сиреневый страстный огонь стихотворения! Многогранность Души Поэта, её палитра!

                Разноцветие можно создать цветными карандашами, акварелью, гуашью, пастелью, маслом. В Поэзии Нины Юрьевой Слова – мазки маслом, разводы акварели, штриховка пастелью или карандашами; они не только слышимы – они зримы, воздушны, музыкальны. Да, да,  потому что чувствуется участие и музыкальных инструментов в Поэзии Мастера: свирели, флейты, виолончели, арфы…
Я думаю, каждый читатель, ознакомившись с Поэзией Нины Юрьевой, найдёт ЭТУ  КВИНТЭССЕНЦИЮ в стихотворениях Автора, музыкально-графическое отображение мыслей Художника Слова и будет желанным гостем в его Светлом Доме Страны «Неистовых лье».



       Эссе на стихотворения Нины Юрьевой написано мною, Шелановым Андреем Борисовичем,  с согласия автора .
       Разрешаю Нине Юрьевой использовать данную рукопись по своему усмотрению в полном или частичном варианте на страницах своих произведений или на сайте «стихи.ру».

                А. Шеланов, 19.09.2019 г.