Шлем спасения

Рыжов Александр Геннадьевич
(тезисы из конспекта проповеди)

В первой половине Рим.5 Павел называет три повода, которыми христианин может хвалиться. Первый из них – это надежда славы Божьей. Как надежда снаряжает нашего внутреннего человека, сказано в другом послании Павла. Согласно 1Фес.5:8 надежда – это защита ума, там она названа «шлем спасения».

Кстати, всеоружие христианина (Еф.6; 1Фес.5:8) совпадает со всеоружием, которое было у Иисуса Христа. О Нем пророчески сказано в Ис.59:17: «И Он возложил на Себя правду, как броню, и шлем спасения на главу Свою; и облекся в ризу мщения, как в одежду, и покрыл Себя ревностью, как плащом». Различие в одной детали: ризы мщения нам нельзя надевать, месть – Божья прерогатива (Рим.12:19). 

Когда вас в последний раз спрашивали «отчета в вашем уповании»? Апостол Петр говорил, что об этом мы всегда должны быть готовы дать ответ: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1Пет.3:15). Основная тема первого послания Петра – поведение христиан в страданиях. И когда христиане в страданиях уповают на Бога, это удивляет окружающих.

«Для многих я был как бы дивом, но Ты твердая моя надежда» (Пс.70:7). Согласно этому тексту, кто надеется на Бога, будет удивлять многих. Поэтому и сказано быть готовыми ответить на вопросы о нашем уповании или надежде: на что вы надеетесь, когда так себя ведете? Почему люди не спрашивают о нашей надежде? Может, мы выглядим так, будто надеемся на то же, что и они – на себя, на связи, на материальные ресурсы.

Царя Езекию спросили однажды, на что он уповает: «что это за упование, на которое ты уповаешь? Ты говорил только пустые слова: для войны нужны совет и сила. Ныне же на кого ты уповаешь, что отложился от меня?» (4Цар.18:19-20). Он отнес письмо врага в храм и развернул перед Богом. На голове Езекии в этот момент был невидимый шлем надежды спасения. Он защищал его от слов Рабсака и Сеннахирима.

Когда Давид выходил против Голиафа, его спросили о его уповании: «На что ты надеешься, Давид?» Он дал отчет в своем уповании – он надеялся на Бога. Он снял с себя доспехи Саула, но надел на голову невидимый шлем надежды спасения. Голиаф собирался метать в Давида не только физические снаряды. Он метал в него слова уничижения, слова, расшатывающие веру в Бога, слова, вызывающие сомнение и страх, даже не страх, а панику и ужас. Если бы не невидимый шлем, Давид бы отступил.

Давайте посвятим одну минуту статистике. В 1Цар.17 есть два высказывания Давида о Голиафе:

• Сначала он дает Голиафу свою оценку: «Кто этот необрезанный Филистимлянин, что так поносит воинство Бога живого?» (ст.26).
• После этого он говорит о Голиафе с Саулом (ст.32-37).

Два высказывания и никаких вопросов. Он не спрашивает о воинском мастерстве Голиафа, его возрасте, социальном положении или умственных способностях. Давид ничего не спрашивает о весе его копья, размерах щита или значении татуировки в виде черепа и скрещенных костей на его мощной руке.

Но он много думает о Боге. Давайте посчитаем, сколько раз Давид упоминает Господа:

• «Воинства Бога живого» (ст.26).
• «Воинства Бога живого» (ст.36).
• «Господь Саваоф, Бог воинств Израильских» (ст.45).
• «Ныне предаст тебя Господь  в руку мою… и узнает вся земля, что есть Бог в Израиле» (ст.46).
• «Не мечом и копьем спасает Господь, ибо это война Господа, и Он предаст вас в руки наши» (ст.47).

Здесь примерно девять упоминаний о Боге. Мысли о Боге превосходят мысли о Голиафе в соотношении девять к двум.

Девять больше двух в 4,5 раза. Вот что значит надеть шлем надежды спасения. Это значит размышлять о милостях Божьих в четыре раза больше, чем о своих проблемах. Это значит иметь список благословений, который в четыре раза превосходит список жалоб. Это значит испытывать надежду в четыре раза дольше или интенсивнее по сравнению со страхами.

Шлем надежды можно поправить ближнему, а можно снять. Ионафан укреплял Давида упованием на Бога.

Один брат в начале моего служения сказал мне в одной поездки: «Саша, если ты будешь заботиться о Божьем Царстве, если ты будешь служить Богу и церкви, Бог позабоится о всех твоих нуждах». Он сказал это так выразительно, при том, что из контекста разговора это не вытекало, что я запомнил это, и вспоминал позже несколько раз. Он укрепил меня в уповании на Бога.

Один брат жил некоторое время у пресвитера. И нечаянно подслушал, как после тяжелого членского жена успокаивала этого служителя: «Ну, ничего, потерпи, перенесем, Христос и не такое переносил». А могла взвинтить его: «Ты же служитель, ты главный, а ну, поставь их на место». Но она укрепляла его в уповании на Бога.

Я запомнил, как в один из первых разов, когда я был воспитателем в христианском лагере, там проводилась игра «Путешествие пилигрима». И на одном из пунктов стоял искуситель, который должен был испытать веру детей. Сначала он доказывал им, что Бога нет. А группа за группой должна была ему отвечать. Потом он объяснял, что для спасения необязательно молиться Богу, достаточно быть хорошим человеком и не делать серьезных преступлений. И мне запомнилось, что дети из одного городка отвечали особенно твердо, цитируя библейские тексты, не давая искусителю владеть инициативой. И подумалось мне, что вот родители и воспитатели детских групп в этом городке как-то по-особому сумели надеть детям уже в таком возрасте шлем надежды спасения. Это то, что мы должны делать со всеми нашими детьми и подростками.

А бывает, что мы наоборот – снимаем с ближнего этот шлем. Он поступает по Слову, а другие верующие ему говорят: «Ну, к чему такие крайности? Да о чем ты думаешь, как ты будешь выпутываться? Делай, как все…»

Что будет, если снять шлем, находясь под обстрелом врага? Можно получить снаряд прямо в голову. Враг обстреливает наш разум, и как работники Неемии постоянно держали в одной руке мастерок, а в другой копье (Неем.4:17), так нам надо постоянно находиться во всеоружии Божьем.

У Давида были моменты, когда он снимал шлем надежды спасения. Однажды он устал скрываться от Саула. Шестьсот воинов ждали от Давида указаний и обеспечения своих нужд. У них есть жены и дети. У самого Давида две жены. А это значит, его семейная жизнь должна быть достаточно напряженной. Ему надо было организовывать мятежников, вливавшихся в его войско, кормить более тысячи человек.

Он устал. И говорит: «Когда-нибудь попаду я в руки Саула, и нет для меня ничего лучшего, как убежать в землю Филистимскую; и отстанет от меня Саул и не будет искать меня более по всем пределам Израильским, и я спасусь от руки его» (1Цар.27:1).

В его словах не слышно надежды и нет упоминаний о Боге. Давид сосредоточен на Сауле. Он с головой погружается в свои страхи и делает это до тех пор, пока они не берут над ним полную власть: «Он меня уничтожит».

Раньше в сходных ситуациях он поступал иначе. Вот шесть эпизодов:

• Когда Давид впервые столкнулся в пустыне с филистимлянами, «вопросил Давид Господа» (1 Цар. 23:2).
• Когда в противостоянии с врагами он чувствовал себя слабым, «снова вопросил Давид Господа» (1 Цар. 23:4).
• Когда на него напали амаликитяне, «вопросил Давид Господа» (1 Цар. 30:8).
• Не зная, что делать после смерти Саула, «Давид вопросил Господа» (2 Цар. 2:1).
• Когда его короновали на царство, и когда филистимляне пошли против него войной, «вопросил Давид Господа» (2 Цар. 5:19).
• Он нанес им поражение, но они снова пошли на него, так что снова «вопросил Давид Господа» (2 Цар. 5:23).

Со всеми своими проблемами Давид в первую очередь обращался к Богу. На этот раз Давид решил поговорить с самим собой.

Давид покидает пределы Израиля, и Саул прекращает охоту на него. Давид отступает и предает себя в руки врагов. Он ведет своих людей в землю идолов и ложных богов и ставит свои шатры на задворках территории Голиафа. Он отложил надежду на Бога, и оказался на территории врага, в положении, когда он вынужден этого врага слушаться.

Однажды мы с Николаем Михайловичем К. собирались ехать в Пинск. В тот раз не на поезде, а на машине. И водитель в последний момент сказал, что не может помочь нам. Времени остается в обрез, ситуация критическая, если прямо сейчас кто-то не выедет, мы опаздываем. Н.М. позвонил кому-то и говорит: «Саша, давай будем молиться». И молится – неспешно, обстоятельно. А потом говорит: «Теперь будем ждать». Я ему: «Как ждать, ведь тот, кому ты позвонил, не ответил положительно, надо искать следующие варианты». Он сказал, что нет, мы помолились и будем ждать ответа от Бога. Я тогда здорово разозлился на него. Но нет – через несколько минут нам кто-то позвонил и мы успели на служение вовремя. А сейчас думаю: это я у него шлемы надежды снимал, получается, сам оного на голове в тот момент не имея?

В нашей власти что-то делать для того, чтобы быть твердыми в уповании. Написано ведь «шлем спасения возьмите» (Еф.6:17), т.е. его надо брать. Мы берем его, когда читаем Библию и рассуждаем о записанных в ней истинах, когда слушаем проповеди, читаем хорошую христианскую литературу.

Один брат узнал, что есть серия проповедей на тему «Уверенность в спасении». Он послушал их и утвердился в том, что, в общем-то, до сих пор и так знал. Но теперь он стал именно уверен в этих истинах. И надо же – как раз через короткое время случился у него на работе разговор с несколькими женщинами на эти темы. И в конце разговора одна из них сказала другой с уважением: «Гляди-ка, как он уверен в том, что говорит». Выходит, шлем надежды спасения на голове хорошо сидел.

Надежда, основанная на Слове Божьем, защищает наш ум. Некоторые люди после обращения борятся с депрессией. Павел пишет про решение этой проблемы. Мы хвалимся надеждой – смысл греческого слова «ликуем». Келлер пишет, что греческое «элпис» отличается от понимания слова «надежда» в наших языках. Это предвкушение будущей славы. Наше «надеяться» означает «хотеть чего-то с неуверенностью, получишь ли это». Греческое «элпис» предполагает убежденность, уверенность. Христианская надежда защищает ум (шлем надежды спасения), ее отсутствие оставляет ум без защиты.

У депрессии могут быть разные причины. Причина может быть физиологической, например, женщине надо пропить курс железа и ее настроение улучшится. Причина может быть связана со средой, в которой человек рос или находится сейчас, например, может быть, его волю подавляли родители и он привык, что ему нельзя выражать свое несогласие и как-то обсуждать проблемы, но он держит все в себе, один христианский автор называет депрессию сдерживаемым или скрываемым гневом. И есть депрессия такого рода, который связан с неуверенностью в Боге. Вот такого рода проблему может излечивать наш текст.

22.09.2019