Странный поступок Аттилы

Марс Ягудин
Друг мой Рашит!
Извини, этим летом я не смог к тебе заехать. А так хотелось поговорить. Или помолчать с тобой о чём-нибудь...

Разум, как известно, говорит нам: время невозвратно, его не повернуть вспять. Но что-то во мне не соглашается с этим, рвётся назад, в студенческие годы. Оказывается, мы с тобой многое не договорили тогда. Казалось, всё и так ясно? А что ясно-то? Ничего и не ясно. Например, почему люди всё время уничтожают то, что они до этого с таким усердием создавали? Почему с такой жестокостью убивают друг друга? Какой в этом смысл?

Об этом я пишу статью. По объёму она меньше двух страниц. Но я её не могу докончить уже несколько месяцев. Не получается сказать так, чтобы это потрясло, чтобы люди хотя бы на миг задумались, посмотрели на вещи другими глазами, ужаснулись.

В детстве мы думали: революция уже произошла, война тоже, чему же мы будем посвящать свою жизнь, где будем проявлять героизм? Нас так воспитали. История человечества, изложенная в книгах, воспитывает именно так. Великий Тамерлан, великий Наполеон, великий Сталин. Для кого-то уже и Гитлер великий… Вот кого мы прославляем. Тех, кто нас убивал, уничтожал многовековой наш труд, ввергал нас в рабство. Скажи, имеет ли право на существование подобная цивилизация?

Крикнуть бы на весь мир: «Люди! Что вы делаете? Не пора ли нам опомниться, перенастроить наши мозги?» Возможно ли это? До нас уже пробовали жить так, как мы живём сейчас. Наша цивилизация не первая на Земле. Как бы не стала последней... Впрочем, об этом давно уже бьют в набат те, у кого есть хотя бы несколько граммов мозгов. Но у тех, от кого зависят судьбы мира, видимо, приёмники настроены на другую волну. Наши тревоги, наши страхи для них – наивный детский лепет. Как же! Они ведь занимаются такими великими делами! Что им гибель нескольких миллионов букашек!..

А помнишь, Рашит, мы с тобой постоянно убегали с лекций по истории компартии? Может, мы что-то пропустили, поэтому я многое не понимаю? Кто построил храм – неизвестно, кто сжёг его – остался в истории. Я этого не могу понять. Сколько веков уже историки ломают головы над тем, почему Аттила, завоевавший полмира, окружив Рим, не стал разрушать его. Разрушил бы, не было бы вопросов, это нормально. Не разрушил – вот что удивительно, непонятно, непостижимо!.. Вот истинное лицо нашей цивилизации. Неужели всё, чем люди занимаются, одни глупости, и надо уничтожать улики, чтобы следующие поколения ничего не могли понять, перенять?

Великие сражения, великая война!.. Один мой собеседник, участник Великой Отечественной войны, сказал мне однажды: «Во время встреч меня спрашивают, горжусь ли я, что участвовал на войне. Если подумать, какая уж тут гордость. Ордена и медали мне давали за то, что я убивал людей». В чём же смысл убийства миллионов людей? Во имя каких высших целей это делается? Неужели у человечества нет никакой благородной цели, кроме накопления золота любой ценой?! Мне кажется, разум, видя, что столь могущественный инструмент используется для достижения такой ничтожной цели, сам себя стыдится и делает всё, чтобы покончить жизнь самоубийством. Земной шар уничтожить нам уже раз плюнуть, следующая задача, видимо, – разработать оружие, способное уничтожить Солнечную систему. Вдруг на других планетах останется жизнь!.. Как мудро сделал Бог, создав человека неспособным проникнуть в последние тайны мироздания, иначе человек разрушил бы всю вселенную.

Рашит! На любой вопрос ты находил такой ответ, который невозможно опровергнуть. У тебя и на эти вопросы есть ответы? Где же выход из этого адского круга? Или это и есть образ жизни человека? Мы не можем жить без глубоких потрясений? Для этого нам нужны семейные ссоры, трагедии, катастрофы, войны? Мы любим ходить по лезвию бритвы?

(Опубликовано в газете "Звезда Поволжья", 26.09.2019)