Горянка

Айша Курбанова 3
                Я убеждён, что душа каждого человека радуется,
                когда он делает добро другому.
               
                Томас Джефферсон
               
                В летний жаркий полдень пожилая женщина пыталась поймать раненую летучую мышь. Но мышь, размахивая крылышками, сваливаясь на бок, пыталась не попадаться в руки человека. На вопрос соседа, отдыхающего в парке, чем она озабочена, Хадижат улыбнулась:
               – Летучая мышь ранена в крыло. Не знаю, откуда она взялась, кто её ранил. Припадает, бедняжка, на бок и тяжело дышит. Ни укрыться от палящих солнечных лучей, ни подкрепиться она не может. Дай, думаю, напою её водой, дам крошки хлеба, что принесла с собой на работу и посажу её в тень. Пусть подкрепится.
              – А зачем она Вам нужна? Летучая мышь, если ей суждено, выживет и без Вашей помощи. Если не суждено, Ваши заботы ей не помогут.
              – Грех будет, если ей не помочь. Я не могу спокойно смотреть на то, как живое существо страдает.
              – Знаете ли Вы, сколько таких существ ежеминутно умирает в природе?
              – Нет.
              – Помню, в детстве я точно так, как сейчас Вы, решил помочь птенцу ласточки. Он, еле живой, лежал у нас на балконе. Я поднял птенца, думая, что он случайно выпал из гнезда и посадил его на своё место. Но птенец вновь оказался на полу. Я опять поставил его в гнездо. Однако полуживое существо опять оказалось на полу.
              Дед мой, наблюдавший за моими заботами, усмехнулся:
              – Зря не старайся, внучек, я думаю, больному птенцу не суждено выжить.   
              – Как это не суждено?
              – Видишь, как ласточки-родители поочерёдно кормят здоровых птенцов. Смотри, как птенцы, способные выжить, стремятся перехватить корм, который доставляют им родители. Птенец, выпавший из гнезда, скорее всего, болен. Выходить его ласточки-родители, я думаю, не в состоянии…
              Я был возмущён и выкрикнул:
              – Это нечестно! О больном птенце ещё больше нужно заботиться!
              Дед усмехнулся:
              – Ты прав, мой внучек. Подрастёшь, узнаешь, что в природе происходит естественный отбор. Ласточкам-родителям необходимо вырастить остальных пятерых здоровых птенцов. Время их торопит. Им надо ещё научить подросших птенцов летать, самостоятельно находить корм: ведь их деткам придётся преодолеть огромное расстояние: перелететь с холодных материков в тёплые места для зимовья.
              – Но не заботиться о больном птенце – это жестоко! – я был взбешен, будто я увидел брошенного на произвол судьбы больного ребёнка. – Я думал, что ласточки – самые лучшие птицы на свете, а они вон какие!
              – Не осуждай их, внучек, ты сам попробуй выходить птенца. Корми его, пои. Может быть, сможешь ему помочь.
              – Хорошо, что люди – не такие жестокие, как эти бессердечные птицы,
               –  моему возмущению не было предела. 
               – Да, мой внучек, многие люди – не такие жестокие. Но и среди родителей встречаются такие, которые отказываются от больных детей и оставляют их на попечении врачей.
               Не веря словам деда, я решил вылечить птенца, вырастить и отправить его к своим родителям. Долго я провозился с птенцом, давал ему крошки моих любимых блюд: торта, печенья, булки. Ставил воду, даже молоко. Но ничего не помогло: птенец умер на моих глазах. С того времени, как птенец умер, я думаю: «Что суждено, того не миновать».
               – Это лёгкий способ оправдания своего бездушия. Я уверена, что на свете немало людей, которым удаётся вылечить, как говорят врачи, безнадёжных больных людей или животных. Когда человек хочет помочь страдающим близким, он способен сделать невозможное возможным!
               Пожилая женщина нежно, как ребёнка, погладила пойманную после долгих усилий летучую мышь. Она обработала её рану йодом, накормила крошками хлеба, посыпанными в картонную коробку, напоила водой из блюдца и отнесла её в безлюдный уголок парка, приговаривая:
               – Ты, летучая мышь, видимо, родилась здоровой и прожорливой. С тобой случилось несчастье. Помочь тебе – моя обязанность. Но, бедняжка, ты очень боишься людей.  Видимо, у тебя срабатывает инстинкт самосохранения. Не бойся и помни: среди людей тоже встречаются сострадательные личности! Мне долго пришлось промучиться, прежде чем поймать тебя и накормить. Надеюсь, теперь ты быстро поправишься, вернёшься к своим сородичам.