О дате независимости Руси

Диас Бернар
Военное противостояние Московского Великого княжества и Большой Орды, произошло во время так называемого «стояния на Угре», осенью 1480 года.

Особенности и детали «угринского стояния», широко известны и хорошо описаны в русских летописях. А решающий и завершающий аккорд противостояния: ликвидация 6 января 1481 года главы Большой Орды Ахмат хана, ханом Ногайской Орды Иваком (Ибрахимом), до сих пор не оценен по достоинству.

Согласно Устюжской летописи: «А царь Ивак приде на него силою своею безвестно с мырзаями месяца генваря в 6 день. Приде на него на утре изноровяся, а царь Ахмат еще спит. А царь Ивак сам вскочи в белу вежу цареву Ахъматову и уби его своими руками. А силы межи собою не билися».

После ликвидации Ахмата, согласно другого источника: «Того же лета царь Ивак послал посла своего Чюмгура князя к великому князю Ивану Васильевичу и к сыну его великому князю Ивану Ивановичу с радостию, что супостата твоего есми убил, царя Ахмата. И князь великий посла Ивакова чествовал и дарил и отпусти ко царю с честию, а царю Иваку теш послали».

Некоторые историки, считают это событие случайным и следствием стихийного стечения обстоятельств.

Похожей точки зрения историки придерживаются и в отношении ликвидации царя Понта Митридата VI Евпатора, римским полководцем Гнеем Помпеем Великиим. Ему де «повезло» с самоликвидацией Митридата.

На самом деле, Гней Помпей понимал, что если Митридат от него ускользнет, то он опять соберет новые силы и объявит войну Риму. Помпей знал, что военными мерами, этот вопрос не решить и решил прибегнуть к подкупу предателей, окружающих царя.

Он ликвидировал Митридата с помощью своих людей: сына царя, Фарнака и «случайно» оказавшегося рядом с Митридатом, некоего Битоита, начальника галлов. Пишут, что якобы сам Митридат попросил Битоита заколоть его, но зная упорство Митридата в борьбе с Римом, в это невозможно поверить . Да и кто же признается в том, что заколол царя за агентское вознаграждение. Конечно же, сам царь попросил Битоита об этом, и тот захлебываясь от жалости и слез, удовлетворил просьбу монарха-суицидника.

Так не бывает.

А если и бывает, то не так.

На самом деле, ликвидация Ахмата была блестящей спецоперацией, организованной и спланированной, лично Иваном 3. Спланировать такую сложную спецоперацию, в столь короткие сроки, при отсутствии каких-либо технических средств связи, мог только гений.

Скорее всего, агент Ивана 3, внедренный в ближайшее окружение хана Ахмата, сообщил, хану Иваку, что Ахмат, в такое-то время, в таком-то месте будет находиться с минимальными силами (судя по летописи еще и подкупленными, ибо они не сражались за своего владыку). Хан Ивак прибыл в назначенное место с отборными войсками и пользуясь фактором внезапности, застал Ахмата врасплох и убил его.

Этот вывод вытекает, именно из особенностей индивидуального государственного «почерка» Ивана 3 и анализа событий того времени.

Иван 3 полностью учел урок Новгорода и факт сожжения Москвы ханом Тохтамышем в 1382 году, спустя всего два года после Куликовской битвы. Он решил не откладывать дело в долгий ящик. Ахмат был ликвидирован через несколько месяцев, после стояния на Угре (на ликвидацию Басаева ушло девять лет).

Поэтому, подлинной датой обретения независимости Руси является не топтание Иваном 3 ханской басмы и даже не осень 1480 года ( отвод войск Ахмата с Угры).

Этой датой является 6 января 1481 года, день ликвидации хана Ахмата.

Дело освобождение Руси было окончательно завершено и опасность повторного нашествия Большой Орды, ликвидирована, вместе с источником этой опасности.

Следствием этой спецоперации, стало и то, что народы подчиненные Золотой Орде, стали воспринимать Ивана 3 как преемника ханов.

Если бы Макиавелли знал, о филигранной работе Ивана 3 в области тайных дел он бы бросил своих борджиа, дожей, герцогов и писал бы своего «Государя» именно с великого князя московского, присоединившись к своим многочисленным землякам в Москве.

Даже недолюбливающий Россию К.Маркс, признал, заслуги Ивана 3 в качестве создателя нового государства: «Изумленная Европа, в начале царствования Ивана III едва замечавшая существование Московии, стиснутой между Литвой и татарами, – была ошеломлена внезапным появлением огромного государства на ее восточных границах».