Загадки Трес-Кастильос

Юрий Дым 61
 
Последняя глава из "Охоты на Викторио". В редакции.

Полная версия с иллюстрациями здесь: https://vk.com/club87908871



                Загадки Трес-Кастильос.

…Имеется  один  любопытный  факт. Известно, что  нет  никаких  свидетельских  показаний  со  стороны  белых   на  счет   гибели  Викторио. Не  известен  ни  один  американец,  кто  посетил  бы  место  сражения  или  видел  тела  убитых.   Крус  утверждал, что  Викторио  был  убит  в  результате  предательства,  а  не  в  сражении,  и   сообщил,  как  это  случилось:  «Викторио  и  его  племя  осмелились  заняться  в  окрестности  города  Санта-Росалия  торговлей,  с  целью  приобретения  боеприпасов  и  провианта. Кажется,  у  них  было  на  это  много  денег.  Между  тем,  мексиканцы  послали  курьера  к  генералу  Хоакину  Террасасу,  прося  его   незаметно   пробраться  в  Санта-Росалия (по  другой  версии  Санта-Мария).    После  этого  они организовали  большую  фиесту.  Когда  праздник   был  в  самом  разгаре,  Викторио  и  его  племя  были  без  долгих  рассуждений   уничтожены» (Cruse,  Apache  Days). 

13 августа 1880 года Викторио и его люди в двух группах возвращаются в Чиуауа.
10 сентября 1880 г. Несколько колонн США входят в Мексику и движутся к горам Канделериа, где, как сообщается, находится Викторио.
Войска США со  скаутами-апачами,   рейнджеры и  мексиканские войска,   начинают  неумолимо окружать Викторио... 
 
По словам Кайвайклы,   (стр.167) всего в походе из резервации в Нью-Мексико, было около 400 женщин и детей, защищенных только около 20-тью  воинами: 10 в авангарде с   Викторио,  и столько же в тылу со старым  Нана, Салдиин (Suldeen), Мангус, Эклодэ  и Кайтенае.  В то время как основная масса апачей - женщины и дети - образовывали очень длинную цепь, посередине. Эти заявления явно ставят под сомнение пресловутую мексиканскую официальную версию убийства и скальпирования 62 воинов и 16 женщин и детей. По версии Кайвайклы, эти цифры могут соответствовать действительности, с точностью до наоборот.  Учитывая, что скальп воина  стоил  вдвое больше, чем женский, и что во время сбора   не могло быть никаких различий   между женскими  и мужскими волосами. Наконец,  по оценкам мексиканцев (стр.179) относительно потерь, понесенных в ходе битвы, сообщается только о 3-х убитых (Никанор Агилар, Серапио Муньос и Луис Рубио) и 10 раненых, 4 из них тяжело. Возможно, это слишком мало для того, чтобы утверждать, что 260 мексиканцев Хоакина Терразаса действительно воевали,  уничтожив   по меньшей мере  62 воина апачей, защищавших свои семьи. (С учетом беглецов, группа воинов изначально была  многочисленней).   Викторио, конечно, не хватало боеприпасов, но ведь апачи имели луки и стрелы, с которыми отлично обращались.   Правда кажется похороненной в камнях Трес- Кастильос ... но серьезные и сильные сомнения остаются по поводу официальной мексиканской версии. Прибыв к озеру возле Трес-Кастильос - сообщает Кайвайкла   - как раз когда авангард спешился и  некоторые женщины были уже готовы  зажечь костры, когда в сумерках мексиканцы напали на них врасплох, убив сразу нескольких из них. Линия  колонны - женщины, старики и дети - была очень длинной, и тыл даже не успел добраться до Трес-Кастильос,  в то время как весь  авангард был почти полностью  перебит. Оставшиеся в живых бежали к одному из  холмов Трес-Кастильос (самый южный холм из трех).

 
Преследование их было ожесточенным…   Исследователь-писатель Дэн Трапп упоминает об использовании динамита для того, чтобы избавиться от тех, кто  скрывался среди камней.
«Эль Херо» (герой) де Трес- Кастильос, Хоакин Терразас, в своем докладе  упоминает про яростные рукопашные схватки  среди мексиканцев  в скалах, в борьбе за скальпы. 
 
Однако общепринятым является тот факт, что  многим  апачам  удалось скрыться (арьергард), в том числе  ушли от преследования Нана, Мангус и Кайтенае, а также Кайвайкла и  Гуайен,  которые были ближе к  хвосту  длинной  колонны. 
Все  тела погибших - мужчин, женщин и детей - были изуродованы, чтобы сорвать их драгоценные волосы.  (Очевидец-корреспондент в г.Чиуауа писал в своём репортаже с места события, что многие скальпы были сняты полностью, со всей головы, а не только с макушки, как оно и было принято. Практика деления одного скальпа на несколько частей была в ходу, для больших вознаграждений, видимо поэтому и срезали волосы полностью, для максимально честного отчета.  Что конечно же крайне странно, с учетом  жадности мексиканцев до наживы, но факт). Одна  женщина-апачка, захваченная мексиканцами в плен и позже освобожденная Кайтенае,  рассказала о большом пожаре  у озера перед Трес-Кастильос,  куда были согнаны   захваченные пленные апачи,  и где пытались сжечь  изуродованные трупы.  Оставшиеся в живых  были доставлены позже в  столицу штата, городЧиуауа,  для использования    в качестве прислуги, принятия детей в семьи, ну и для продажи в рабовство, хотя оно к тому времени и  было уже давно отменено...

Самый сложный вопрос в освещении полной  истины боя в Трес-Кастильос – это полное отсутствие желания  местных властей, проводить там какие-нибудь специальные исследования, типа раскопок и так далее, как это, к примеру, было сделано в США на местах многих боёв и сражений с индейцами, (стр.111) включая и знаменитую битву при Литл-Биг-Хорн в июне 1876 года, где именно только лишь после проведения археологических исследований, плюс все имеющиеся в современном  научном арсенале средства и возможности, включая и многочисленные электронно-компьютерные, картина битвы стала ясна на все возможные 100%.

Хотя, с другой стороны,  различные даты этого боя отмечаются в Чиуауа регулярно, и даже проводятся костюмированные представления, претендующие на реконструкцию битвы. Однако,  проходят они не в самих холмах, что характерно. (Фотографии примеров ниже)

К загадкам Трес-Кастильос можно отнести,  в первую очередь, собственно смерть самого Викторио. Как известно, отряд Терразаса напал внезапно, в сгущающихся сумерках, выстроившись так, что  со стороны холмов  можно было подумать, что людей в нем крайне мало. На полном скаку, разделился на две команды, которые начали огибать холмы слева и справа, а следопыты тараумара выдвинулись вперед одним фронтом, и открыли стрельбу по выехавшим от холмов апачам. Именно тогда и прогремел тот самый знаменитый выстрел Корредора, который с далекого расстояния сбил с лошади одного из всадников. Также известно, что этим выстрелом он якобы поразил самого Викторио, за что и был чуть позже вознагражден соответствующим образом. Далее, уже ночью, мексиканцы слышали погребальную песню, которая длилась очень долго, и решили, что тяжело раненый Викторио умер. Хотя понятно, что погибло тогда много апачей,  потому  и были слышны и  погребальный плач, и эта песня. 
Realizan representaci;n de la batalla de Tres Castillos
DOMINGO 15 DE OCTUBRE 2017, 1:39 PM
 
 
По версии апачей, идущей от людей Наны,  пославшего их  хоронить трупы, Викторио нашли с его собственным ножом в груди, то есть, он совершил самоубийство.
Никто из людей Терразаса не знал Викторио в лицо, поэтому им пришлось допрашивать пленных  апачей и казнить их за то, что они отказывались указать на  труп вождя. Потом взялись за  апачских пленников,   мексиканских детей, освобожденных в ходе боя, и один из них указал на лежавшее тело. После чего все апачи, до этого умиравшие в молчании, вдруг согласились, что да – это и есть труп Викторио. На лице был шрам (один, у Викторио было два шрама), также, во рту  не хватало верхнего резца. Терразас сказал, что вид трупа вполне подходил для вождя – одежда, украшения и пр…

Здесь, для того чтобы в полной степени понять отношение к вождю соплеменников, можно вспомнить отраженный в армейском рапорте, момент тяжелого боя в мае 1879 года, в каньоне реки Паломас. Тогда Викторио получил ранение, а из позиций апачей  было заявлено, что «если он умрет, то они скорей съедят его, лишь бы никто из ненавистных белых не увидел его тела».

По свидетельству  шамана из мескалеро (или навахо?) по имени Бирюза, (с которым общался Моррис Оплер, во время изучения шаманских практик),  он  разговаривал с живым Викторио ночью, накануне решающей схватки. («Ты мужчина – сказал ему Викторио- но утром всё будет кончено»). Надо помнить, что этот самый Бирюза как раз и смог уйти с поля боя, живым и здоровым, только если это всё правда, разумеется.  Интересно и то, что никакого апача, не именно мескалеро, а вообще - никакого, с таким именем,  нигде более найдено не было.
 
Из книги Суини «От Кочиса до Джеронимо». В сноске (62) – Оплер, Ив Болл, Трапп…
 
Книга М. Оплера
 
 
Рассказ Оплера про шамана Бирюзу.

В каком году он умер, тоже не ясно (книга вышла в 1969г). Жил в Ногале(се), и с шаманской практикой решил покончить после того, как не смог спасти от смерти свою дочь. Погиб при ремонте автомобиля, который на него упал. Рассказывал Оплеру  о том, как получил свою Силу от Белки, но признал, что сила эта больше подходит для войны и бега (уклонения от пуль), чем для исцеления болезней. Говорил, что множество раз был обстрелян с близкой дистанции, но ни разу не был даже поцарапан.     Прошел через всю Мексику, побывал у разных, практикующих шаманизм, народов.
В доступных архивах переписи индейцев-апачей  из разных резерваций, с 1885 по 1945 годы, (очень много имён, сотни и тысячи апачей из разных групп), никакого имени,  ни индейского, ни белого, хотя бы близко подходящего под Бирюзу, обнаружено не было.   Это конечно плохо, но это факт. А переписаны были все поголовно, он просто не смог бы избежать этого.  Но возможно, нет никакого апача Бирюзы еще и потому, что он был не из апачей? Единственный  найденный шаман по имени Чарли Бирюза, был из навахо. Есть фото 1941 года, из форта Уингейт, штат Нью-Мексико (третий справа). Даже само имя «Бирюза», больше  подходит  именно для навахо, чем для апачей

Но, если ему и в самом деле удалось бежать, то где гарантия того, что он не прихватил с собой и раненого Викторио, если вспомнить версию о выжившем  вожде, от семейства Агиларов? (стр.208)

(Там ведь так и сказано, что ночью раненого вождя вынесли из поля боя два воина.  При опознании указан был другой человек, похожий на него. Могли даже переодеть его в одежду Викторио, оставить его украшения… И – что самое главное – до сего времени хранить обет молчания, полнейшее табу.  Не случайно ведь, когда Ив Болл показывала мнимое фото Викторио, все апачи согласились, что это он и есть. Хотя сейчас уже точно известно, что на фото совсем другой человек. То есть получается, что согласились они только для того, чтобы отвести от настоящего, живого Викторио, все подозрения?)
Далее – ассимиляция его среди мексиканцев, язык он испанский знал, да и лицо было «хоть и необычное, но не отталкивающее»? Посмотрим на фото его сына в пожилом возрасте, и -несомненно,  что примерно так же,  выглядел и сам Викторио. (стр.213) Скажем так, буквальная копия одного из моих знакомых, без всяких шуток. Здесь, вполне уместно вспомнить и версию о его  белом происхождения. При этом- что бы там ни говорили об этом  все прочие апачи – типа «да мы бы знали», «нам бы про это обязательно рассказали» и так далее, здесь снова может иметь место тот самый обет молчания, то есть имеются определенные вещи и понятия, о которых белым знать нельзя, ни под каким предлогом. Если ребенка приняли в племя, любого – хоть белого, хоть черного – и он дожил до инициации, проявив себя во всех этапах подготовки воина, наилучшим образом, то его назовут апачем, дадут ему имя, и никто и никогда уже, не посмеет сказать, что этот человек - не апач. Даже, если у него синие глаза. (Как у Джеронимо, чьи метрики о рождении в мексиканской семье селения Ариспе (Мексика, шт.Сонора), и который был крещен 1 июня 1821 года, были найдены М. Рохасом). То есть, подобные дела – это дела сугубо внутриплеменные, в которые не посвящается вообще никто из посторонних,   а из числа ненавистных белых – тем более. Ну, а если у белых и имеются какие-то там догадки, то это уже – их личные проблемы, и апачей они не касаются. Ибо, им  глубоко плевать на  всё, что эти белые думают на их счёт… Так что, версия выжившего Викторио вполне вероятна. Мало ли, и было и есть, подобных случаев? Пропавшие без вести, погибшие и похороненные, которые появлялись вдруг через десятилетия живыми и здоровыми? И при этом  истории их воскрешения, зачастую, бывали намного более фантастичными, чем история выжившего вождя Викторио… В версии Агилара надо обратить внимание на то, что Фелисия прекратила поиски корней очень резко, как отрезала. То ли вдруг решила последовать совету отца, то ли её об этом кто-то очень сильно попросил. Почему? Да всё просто – историю сотворили, утвердили,  портрет Викторио признали, и – всё! точку поставили, печатью скрепили. Всем в США это выгодно. И в самой Мексике – тоже. Думается, что если бы Терразасу предложили в Трес-Кастильос, ночью с 14 по 15 октября 1880 года, признать кого-то другого за мертвого Викторио, в обмен на обещание, что он исчезнет из Чиуауа навечно, то он бы с радостью согласился. Тем более, если бы за это еще заплатили золотом. А золото у апачей было. То есть, заплатить могли кому угодно, без разницы…
Да и вообще, как говорится, «нету тела – нету дела». Известно, что захоронениями убитых апачей занималась команда, посланная Наной. Об этом вспоминает и мисс Эндрю Стэнли, которой врать, уж совсем ни к чему… (стр.203)  Так же известно, что и Терразас похоронил своих убитых, у одного из холмов, «где они и погибли»... 

Можно хоть как-то разгадать загадки Трес-Кастильос, только после проведения профессиональных археологических исследований.  И – обязательно – после трудного, долгого и очень тщательного, поиска - именно в мексиканских - архивах. Пример Мануэля Рохаса доказывает, что при большом желании, сделать можно всё, даже кажущееся поначалу невозможным… 

Еще одна загадка – это откуда взялись в Трес-Кастильос  женщины, дети и старики... 

По воспоминаниям  Кайвайклы, их привел Нана из Нью-Мексико, из резервации мескалеро. Изначально, когда Викторио вывел людей из резервации, колонна составляла порядка 450 человек...   


                Хронология.

По словам Кайвайклы. («В дни Викторио», гл. 8 «Засада»), после бегства из резервации мескалеро, «когда мы направились в Чиуауа, Викторио  взял с собой около 450 человек, из них воинов было не более 75-ти».  «По словам Наны, резервацию  мы  покинули в сентябре».

(11 сентября было получено подтверждение, что Викторио ушел из Техаса в  штат Чиуауа.  Далее, из рапортов и отчётов, его наблюдали в горах Канделариа, затем он вышел в район озера Гузман и затем проник на территорию Нью-Мексико, несмотря на усиленную охрану границы).

«Мы пересекли Рио-Гранде  и вошли в Техас» - именно в это время, группу покидает Лозен, сестра Викторио.  Далее, наличие мексиканских и американских патрулей, вынуждает их возвратиться назад. «Не помню момент переправы, но ночь мы провели в районе Хуэко-Танкс».

До этого отряд разделился на несколько групп. «Все знали, когда и где будет место общей встречи с Викторио». В отряде  Наны было 25 человек, «включая  четырех воинов».

Затем – в горы Сакраменто, мимо реки Тулароса.

Перемещаются  к Хордане, уходя от войсковых патрулей  «под командой  полковника Хэтча». Именно здесь Нана решил, что внимание солдат будет  больше на отряде  с воинами Викторио, чем на женщинах и детях.

Пересекают Хордана-дель-Муэрто и Рио-Гранде, прошли мимо форта Каммингс.  Через  «две, или три недели, дошли до гор Флорида, где набирались сил в течение  двух дней. Затем поспешили к границе, на встречу с Викторио». «Вошли в Мексику по «Тропе контрабандистов», повернули на юго-восток и «прибыли на указанное место встречи, еще до прихода Викторио с воинами».
 
«В течение двух дней лагерь был занят приготовлениями. Забивали скот, готовили мясо». По приезду Викторио, было решено отправить Нану с несколькими воинами в набег, за припасами и боекомплектом.  Местом следующей  встречи  был обозначен район Трес-Кастильос, из-за  имевшихся там запасов воды и пастбища.

                ………………………………………………………………….


По словам Кайвайклы, солдаты пошли по следам Викторио с воинами, не обратив большого внимания на отряд с женщинами и детьми…  Однако, следуя имеющимся армейским рапортам, именно по  этому самому маршруту, войска в сентябре 1880-го года и выдвинулись, именно по следам  Викторио. (карты ниже).   Также, никаких отчетов о том, что из резервации ушла куча людей во главе с  Викторио,  или  с Наной, нигде не найдено.  Тем не менее, и женщины, и дети, и старики, были в Трес-Кастильос.  Гриерсон в своих рапортах упоминает о второй группе апачей,  котору не удалось поймать, и – по его мнению – она  не вступала в бой потому, что состояла из женщин, детей и стариков. Судьба этой группы апачей не известна. Сам  Викторио зашел в штат Чиуауа из Техаса, где явно воевал без женщин и детей. И, к тому же, он совсем не собирался переходить в Мексику. Напротив, он прорывался в Аризону, к резервации Сан-Карлос, где ему готовили боекомплект и прочие припасы. Но Гриерсон  перекрыл все подходы к источникам воды в западном Техасе, заставив Викторио тем самым, повернуть  в Мексику, пройти через неё и оказаться снова в США, в Нью-Мексико.   Зачем было назначать местом сбора район Трес-Кастильос, не совсем понятно, чисто логически.  Это – с учетом  того, что конечной целью  их путешествия,  было убежище вождя Ху, в горах Сьерра-Мадре.  То есть,  вместо того, чтобы сразу спускаться в Сонору и  в горы Сьерра-Мадре, люди Наны   повернули  на восток, во враждебные и крайне опасные земли,   на «встречу с Викторио»…   

 Как бы там ни было, но к встречающимся  утверждениям, типа «Викторио целый год  был в бегах,  с тяжкой обузой на плечах – женщинами, детьми и стариками…», надо относиться  с недоверием, пока  всё  не  будет  выяснено насчет отдельных отрядов.


Загадки множатся также, из-за инфрмации Ив Болл, которая внесла в показания Кайвайклы по событиям вокруг Трес-Кастильос, сугубо  литературный вымысел. Изучая  её богатое наследие, Шерри Робинсон создала свою книгу, «Голоса апачей», в которой постаралась максимально точно передать все интервью с Кайвайклой  и прочими информантами.
               
            Перевод Андрея Каткова. https://vk.com/club159711477

                ТРЕС-КАСТИЛЬОС.


История  уделила больше  внимания  лейтенанту  Викторио, Кайтеннае, но  в   Трес-Кастильос  Кейвейкла  и  его  героическая  мать  Гоайен   были  в  числе  немногих  людей  уорм-спрингс,  чудом  спасшихся  из  мексиканской  засады. На  фото  изображены   Кайетаннае  с  женой  Гоайен  и  его  приемный  сын  Джеймс  Кейвейкла.
Когда  Джеймс  Кейвейкла  описывал   их  с  матерью  смертельно  опасный  побег  из  мексиканской  засады  в  Трес-Кастильос  15  октября  1880  года, когда  погибли  Викторио  и   большинство  людей  из  его  группы  уорм-спрингс, это    был  редкий  отчет  от  первого  лица  с  точки  зрения  апачей. Однако  Ева  Болл  представила  его, как и  остальную  книгу   о  Викторио, в  несколько  беллетризованной  форме  (в  форме  художественного  изложения). Я   собрала  воедино  историю  Трес-Кастильоса  и   материалы  трех  отдельных  интервью, которые  Ева  брала  у  Кейвейклы, воспроизведенных  здесь  словами  самого  Кейвейклы. Интересно, что   драматической  подробности   из  «В дни  Викторио», когда  мексиканский  солдат  курит  сигарету  рядом  с  укрытием  Кейвейклы, никогда  не  было. То, что  произошло, на  самом  деле  является  более  захватывающим.  В  этой  истории  я  была  в  восторге  от  бесстрашной  матери  Кейвейклы, Гоайен. Вынужденная   оставить  свою   дочь-младенца, она вскарабкалась  на  холм  со  своим  маленьким  сыном, которому   тогда  было  около  четырех  лет.  Она  спасла  свою  жизнь  и  его  жизнь, но  через  неделю  потеряет  ребенка  и  трех  братьев. Неудивительно, что  женщины-апачи  с  облегчением  сдались!



                РАССКАЗ  КЕЙВЕЙКЛЫ.

Я  единственный  живой  человек  из  группы  Викторио. Я  родился здесь, недалеко  от  Охо-Кальенте. Я  не  знаю  ни  даты  своего  рождения, ни  точного  места, но  я  единственный   оставшийся  в  живых  из  моих  людей,  из  тех, кто  помнил о  Викторио.   Моего  деда  звали  Санчес. Кайтеннае  был  моим  отчимом. Жена  и  дети  моего  деда  были  захвачены  в  плен. Он  отправился  в  Мексику, чтобы  попытаться  найти  их, но  мексиканцы  нашли  его. Затем  они  использовали  его  для  охоты  на  апачей Викторио. Наконец, он  сбежал. Он  вернулся к  нам     недалеко  от  Касас-Грандес. Это  был  последний  раз, когда  я  его  видел. Нана  был  братом  моей  бабушки.
Мой  отец  был  убит  в  бою  к  югу  от  Деминга, возле гор  Флорида, в  1879 году.   Он  ехал  на  пятнистой,    черно-белой  лошади. Он  и   Кайтеннае  ехали  за   песчаным  холмом, покрытым  мескитами, и  когда   он  поднял  голову, то  ему  выстрелили  в  нее.    
Я  помню  Охо-Кальенте,  но  это  похоже  на  сон. И  я  помню   Локо  и   Викторио. Некоторые  люди   говорили, что  Локо  был  настоящим  вождем, на  самом  деле  он  слабоумным. За  это  мексиканцы  и  назвали  его – Локо Апач. Викторио был  вождем, и  мексиканцы  назвали  его – Капитан  Викторио.
Однажды  люди  Викторио  находились  в  набеге. Наши  люди  разбили  лагерь  возле  безлесных  хребтов, ожидая  возвращения  мужчин. Через  несколько  дней  молодые  мужчины  пригнали  много  скота, а  пожилые  мужчины  продолжали  совершать  другие  набеги. Крупный  рогатый  скот  забивали  и  нарезали  мясо  тонкими  ломтиками  для  сушки. Через  два  дня  нарезанное  мясо  было  почти  сухим. Затем   индейцы  потратили примерно   день  на  то, чтобы  переместить  лагерь  в     Трес-Кастильос. Многие,  кто  выступил  рано  утром, уже расположились  там,     остальные  подошли  позже. Мы   прибыли  в  этот  лагерь  вечером. Там  были  два  холма, расположенные  близко  друг  к  другу  и  очень  скалистые.   Деревьев  и  кустарников   там  было  очень  мало, но  трава  была  высокой. Мы  миновали  места, где  песок  был  испещрен  дюнами  и  множеством   дыр – вероятно, норами  гремучих  змей. Ближе  к  вечеру  все  расположились  лагерем  и  отпустили  лошадей  пастись  к  большому  озеру  неподалеку. Мы  подошли  как  раз  к  закату, и  всё  ещё  находились  на  лошадях, когда  мексиканцы, появившиеся   из-за  горного  хребта на  расстоянии  примерно  в  три  четверти  мили, атаковали лагерь. Сражение  продолжалось  всю  ночь. Там  были  и  другие  мексиканцы, которые    время  от  времени подъезжали. Когда  солдаты  вышли  из-за  горного  хребта, те, кто их  увидел, развернулись  и  бросились  бежать. Так  что, они  сбежали.  На  рассвете  у  индейцев   кончились   патроны.  Теперь  ничего  не  оставалось  делать; только  сдаться и   погибнуть. Трес-Кастильос – очень  скалистое  место. Если  бы  у  индейцев было  бы  много  патронов, они  бы  уничтожили  мексиканцев. Индейцы  находились  на  холме   за  скалами, а  мексиканцы   под  открытым  небом.
Большинство  индейцев  отпустили  своих  лошадей  и   разбили  лагерь. Мы  с  мамой  всё  ещё  были  на  муле, а  золовка  моей  матери (жена  Бланко) ехала  на  кавалерийской  лошади. Бабушка  ехала  на  серой  лошади.  Так  было,    когда  атаковали  солдаты.  Мы  видели, как  они  подходят, но они  ждали, пока  индейцы  устроятся  на  ночлег.
Моя  бабушка  сказала: «Ты  жди  здесь. Я  пойду  туда, где  моя  внучка  поит  лошадей». Моя  бабушка  была  рядом  с  Викторио  и  его  людьми. У  них  не  было  патронов, и  он  не  хотел  попасть  в  плен, поэтому они  убили   себя  собственными  ножами.   Рассказ  индейца, утверждавшего, что  он  убил  его, неправда. Солдаты  сожгли  тела.
Бабушка  сказала, что  любой, кто  поднимал голову  из  укрытия, был застрелен. Она  видела, как  ее  внучка  сдается  солдатам, и  просто  не  знала, что  ей  делать. «Я  была старой. У  меня  были  седые  волосы, и  я  была  уверена, что  они  меня  застрелят. Я   надела  на  голову  тряпку, и  они  схватили  меня». Было  захвачено  много  женщин, девочек  и  мальчиков. Бабушку  сначала  отвезли  в  Чиуауа, а  затем  в  Мехико – ее  и  всех  остальных.  Они  сказали  нам, что  всех  пленных  отправили  на  Юкатан, в  рабство.
Там  были  два  индейца  липан, которые  говорили  на  языке  апачей, и  они были  проводниками  у  солдат. Так  сказала  мне  моя  бабушка; она  видела  их. Они   сказали  ей  и  остальным  пленным  индейцам: «Почему  вы  не  сбежали? У  вас был  шанс. Солдаты  были  долго  на  марше, и  их  лошади  выдохлись. Вы  совершили  большую  ошибку. Вы  должны  были  уйти». Но   та  ночь была  убийственная – полная  луна  и  мало  шансов  уйти. Конечно, когда  у  них  кончились  патроны, если  бы  десять  из  них  попытались  бы  прорваться  через  линию, они смогли  бы  пробиться  и  уйти. Мексиканцы  очень  жестокие  люди, но  не  очень  хорошие  солдаты.
Мать  сказала  своей  золовке: «Нам  лучше  сесть  на  лошадей  и  ехать  к  озеру. Мой  мул  поедет  за  мной». Золовка  ничего  ей  не  ответила. Она  слезла  с  лошади, привязала  ее  веревкой,  и  ушла  от  нас. Теперь  мы  втроем  были  там. Моя  несчастная младшая  сестра  всё  ещё  была  на  земле. Она  плакала  перед  моей  матерью  и  тянула  к  ней  руки. Но  моя  мама  не  могла  подвести  мула  достаточно  близко  для  того, чтобы поднять  ее. Там  был  бегущий  индеец – родственник  моего  отца. Моя  мама  сказала  ему: «Спаси  моего  ребенка!».  Он  спрыгнул, поднял  мою  маленькую  сестру  с  земли  и  уехал.    Больше  мы  их  не  видели. Мы  думаем, что  они  оба  погибли.
 Не  осталось  никого, кроме  моей  матери  и  меня. Мы  никого  не  видели. Все  они  ушли  на  холмы. Они  бежали  в  горы. Солнце  только  садилось. Позже  взошла  полная  луна. Мы  уехали  не  очень  далеко,  менее  чем  на милю, когда  моя  мама  соскочила  с  мула  у  подножья  горы и  отпустила  его. Мы  пытались  взобраться  на  холм  и  уйти. Мы  подошли  к  двум  большим  валунам, наклоненным  друг  к  другу  и  соприкасающиеся  наверху.  Мы  шли, не  имея  ни  одеял,  ни  еды. Часть  пути  она  несла  меня  на  своей  спине. Мы  спрятались  в  узкой  щели  между  этими  двумя  камнями. Мы  недолго  там  оставались. Темнело.  Я  увидел  приближающихся  солдат  между двумя  горами. Я  был  слишком  мал  для  того,  чтобы  осознать  опасность. Моя  мама  сказала: «Кто-то  идет.  Не  шевелись  и  сиди  тихо».  Затем  я  услышал шаги. Мексиканский  солдат  подошел  прямо  к  скале, остановился  и  стал  прислушиваться.    Он  недолго постоял, а  затем  пошел  дальше. Я  видел  его  темную  фигуру  и  винтовку, торчавшую  у  него  над  плечом. Если  бы  у  меня  был  большой  нож, я  бы   смог  ударить  его. Я  мог  почти  коснуться  его. Мы   там пробыли    около  получаса, возможно,  дольше.  Больше  мы  никого  не  видели.
Когда   он   пошел  дальше,  мы  тоже  ушли. Мы  подождали, пока  его  шаги  не  затихнут. Затем  мы  вышли  и  поднялись  на  холм. Мать  сказала: «Идем   к  той  траве впереди  нас.  Ползи  туда  и  жди  меня  возле  скалы.  Затем  она  поползла  вслед  за  мной, проползая  за  один  раз  несколько  футов  и  останавливаясь, чтобы   слушать. Затем  она  снова  начинала  ползти. Потом  она  меня  догнала. Той  ночью  мы  поднялись  на  вершину  горы, где  было  много больших   скал.
Она  услышала  шум, мы  остановились  и  замерли. Затем  мы  услышали  чей-то  голос, который  она  узнала. Это  была  ее   двоюродная  сестра  с  девочкой. Мама  спросила,  знает  ли  она,  где  Нана  и  остальные?   Я  думаю, что  они  где-то  прячутся. Мы   попробуем  подняться  на  вершину  и  сбежать».
Вчетвером  мы  поднялись  на  вершину  холма,   идя  по  небольшой  лощине. Примерно  на  полпути  находилась  открытая    равнина  с  очень   низкой  травой. Мы  пересекли  это  место  при  лунном  свете.
Там  был  лошадиный  табун  с  солдатами, охранявшими  их.  Они  курили, Мы  видели  огоньки   от  их  сигарет. С  другой  стороны  холма  было  то же  самое. Мы  медленно  ползли  между  ними. Часть  пути  мать  несла  меня, часть  пути  я  полз  сам. Мы  находились  прямо  между  солдатами. Между  ними  было  небольшое  расстояние, может  быть, сто  ярдов. Когда  мы  пробрались  в  густой  кустарник, то  остановились  и  немного  отдохнули, чтобы  она  отдышалась. Затем  мы увидели, что  другая  женщина  отстала  от  нас, и  больше  мы  ее  не  видели. У  нас  ничего  не  было – ни  одеял, ни  ножа,  ни  еды. И  нам  нужно  было  двигаться дальше. Теперь   солдаты  не   смогли  бы  нас  увидеть, и  она  встала  и  понесла  меня  на  своей  спине. Она  несла  меня  почти  всю  ночь. Я  не  знаю,   сколько  она  прошла – думаю, три  мили  или  больше. На  следующее  утро  она  стала  искать  какую-нибудь  пищу, и  нашла  какие-то  небольшие  тыквы, не  горькие, но  и  не  очень  вкусные.  Тем  не  менее,  есть  их  можно  было.  Однако  воды  у  нас  не  было. Мы  оглянулись  на  то  место, где   были  окружены  наши  люди, и   увидели  дым.  Днем  было  очень  жарко, но  мы  достигли  горы  в  шести  или  семи  милях  от  того  места. Человек  увидел  нас  с  вершины  горы  и  послал  к  нам  другого  человека. Он  сказал   матери: «Люди  оттуда  увидели  тебя  и  послали  за  тобой. Они  хотят, чтобы  вы  шли  к  ним, а  я  пойду  дальше, туда, где  индейцы   оказались  в  западне, чтобы  узнать, не  сбежал  ли  кто-нибудь  еще  ночью. Вы  идите  туда, к  друзьям».
Мы  пытались  найти  воду, но  нашли  только  сухое  русло  ручья  без  воды.  Но  затем  мы  дошли  до  скалы, в  которой   обнаружили   полость, наполненную   водой. Я  не  знаю,   когда  эта  вода  попала  туда, но  были  рады  и  этому. Мы  не  могли  взять  воду  с  собой, поэтому  выпили  столько, сколько  смогли, и  пошли  дальше, к  вершине. На  полпути     мы  встретили  молодую  женщину, которая  знала  мою  мать. Она    привела  нас  на  вершину, и  там  нам  дали  еду  и  одеяло.
На  следующее утро  два  моих  дяди  (Бланко  и Салдин),   Нана  и  Мангус  приехали  туда  верхом. Эти  люди  приехали  с  юга, где  совершали  набег  за  скотом  и  лошадьми.    На  обратный  путь  у  них  было  много  вещей,    но  ночью  они услышали  стрельбу  и  поспешили   назад, в  лагерь. Там  они  обсудили, что лучше  всего  теперь  делать, а  также   обговорили  то, как   им  отбить  пленных. Они  обсудили   предстоящее   перемещение,  и  решили направиться  на  север  по  старой   фургонной  дороге. Они  думали, что  пленных  будут  конвоировать  по  этой  дороге. Затем  они  оставили  женщин  и  детей на  холмах, и   поехали  на  север  по  этой   дороге.  Вскоре  они  догнали   группу  мексиканских  солдат  и  атаковали.   Пленная  девочка  ехала   за  спиной  одного  из  солдат. Она  спрыгнула  с  лошади  и  побежала  к  своим  людям.  Они  убили   некоторых  солдат.  Они  пытались  уйти. Они не  остановились, чтобы  сражаться – они бежали.
Нана, который  сбежал, сказал, что  у  них   патроны кончились,  что  Викторио  больше  ничего  не  мог  сделать  для  своего  народа  и  что  его  никогда  не  поймают. Апачи  всегда   опровергали   утверждение, что  Маурисио  Корреадор  убил  Викторио,  но  эти  двое,  по  всей  видимости,  сошлись  в  схватке.
Викторио  и  вождь  тараумара, Маурисио, сошлись  в  схватке  в    Трес-Кастильос. Это  произошло  на  равнине, и  Викторио  выбрал  человека, который  должен  был  сразиться  с  ним. Затем  он  выехал  вперед  верхом, без  сопровождения – всего  один  человек. Затем  Маурисио  отделился  от  остальных  и  выехал  вперед. Также  с  ним  был  его  друг  Роке.  Когда  они  сблизились, то  начали  сражаться  одновременно. Викторио  и  Роке  упали  на  его (неразборчиво).
Викторио  упал  с  лошади. Когда  старые  индейцы  увидели, что  Викторио  упал, они  заплакали  и  сказали: «Больше не  будем сражаться». Затем  они  стали  ждать ночь, чтобы  спастись, но  не  смогли  вырваться из  западни. 
После  этого  осталось немного человек  из  группы  Викторио, но  мы  хорошо  уживались. Мы  получали  всё, что  хотели. Мужчины  совершали  набеги  за  лошадьми  и  скотом.  До  смерти  Викторио  мы  наносили  убыток  меньше, чем  после. Индейцы  желали  сражаться  больше  обычного. Они  потеряли  вкус  к  жизни, но  у  них  всегда  имелось  много  боеприпасов, и  они  понимали,  что умрут, но  это   не  имело  для  них  никакого  значения.
Примечание: жена  Викторио, его  сын   Чарли  и  дочь Дилт-кли-и  благополучно  укрылись   в  Черном   Хребте  вблизи  сегодняшнего  ранчо Ладдера (Юджин  Чиуауа  в  интервью  Еве  Болл, 26  мая 1869 года). 
Тисснолтос  выслеживал  остатки  группы  Викторио. Он  сказал: «Я  видел  два  холма на  равнине. Я  помню то  место, где  ваши  люди  находилось  тогда, когда  вы  сбежали. Мы  шли  прямо  за  вами – я  был  с  кавалерией.  В  том  месте  вы  остановились  поесть, Далеко  на  юге, на  равнинах,       где  росли  мескит  и  трава. В  воздухе  была  пыль, и  мы  все  видели  это. Мужчины  хотели  пойти  туда  и  посмотреть, были  ли  это  войска. Они  не  атаковали  мирных  жителей,  но  только  кроме  случаев, когда  начиналось  сражение».
Примечание: Тисснолтос  был   чирикауа  (чоконен) и  воином группы  Чиуауа,   и  вместе  со  своим  лидером   и  другими  чоконен  работал  скаутом  на  армию  в  войне  Викторио. Когда  Чиуауа  сдался  в  1886  году, он  присоединился  к  Джеронимо. Его  дочь Агги  была  замужем  за  Чарли  Смитом.   
«Когда  Викторио  умер, Бланко    был  лидером, пока  не   погиб  около  Пика  Кука. После  того, как  он  и  Салдин  были  убиты, дедушка   Нана  и  Кайтинае  стали  лидерами.  Из  Мексики  мы  вернулись  в  Нью-Мексико, через  Рио-Гранде к   Стоящей  Горе (Пик  Кука), и  именно  там  был  убит   Бланко. Он  был  братом  моей  матери».
Примечание:  Бланко  погиб  в  столкновении  с  негритянскими  кавалеристами  из  форта   Каммингс (Дэн  Трапп, Викторио  и  апачи-мимбре).
Мы   перемещались  по  дороге, и  нам  было  всё  равно,  догонит  нас  кто-нибудь  или  нет.      У нас  был   табун  лошадей. Мой  старший  дядя (Бланко) подъехал  к  нам и  сказал: «Я  поеду  вперед. Там  должен  кто-то  быть.    Если  там  никого  нет,  я  помашу  вам  с  холма, чтобы  вы ехали   ко  мне. И  мы  в  спешке  поехали. Мы  не  доехали  до  водного  источника, когда  он  закричал:  «Войска  прямо  позади! Езжайте  на  холмы!». Мы  сделали  это. Там  было   немного деревьев. Вскоре  мы  услышали  стрельбу. Индейцы  атаковали  солдат – я  думаю, что  негритянских  солдат.  Они  все  спешились  и  начали  стрелять  по  индейцам, но  мы  их   одолели, а  их  лошади  убежали. На  вершине  холма  был  индеец, и  он  увидел, как  два  солдата  идут  по  сухому  руслу  ручья. Мой  старший  дядя  пошел  за  ними, и  они  его  застрелили. Так  мы  потеряли нашего  лидера. Это  был  Бланко. Когда  индейцы  узнали, что он  убит, они  убили  этих  двух  солдат. Индейцы  убили  еще  нескольких  солдат и  ранили  других.  Мы   их  не   считали,  как  это  делали  белоглазые. У  нас  теперь  было  много  оружия  и  патронов. Они  похоронили  моего  дядю  там, в   пересохшем  ручье.  Они  завалили  его  камнями. Солдаты  больше  не  беспокоили  нас.  В  тот  же  день, после  полудня,  после  того, как  мы  поднялись  на  гребень, они  осмотрели  равнины  внизу, и  заметили  три  палатки. Мы должны  были  поехать  и  посмотреть, кто  это  может  быть – шахтеры  или  ковбои. Один  человек  сказал: «Сегодня, в  первом  бою, я  буду  убит. Моя  жизнь  теперь  ничего   не  стоит  для  меня». Это  был  другой  мой  дядя, Салдин. Примерно  через  сорок  минут  мы  снова  услышали  стрельбу. Я  не  знаю,  сколько  там  было  людей  или  кто  они  были – шахтеры, я думаю. Люди  искали  золото  и  серебро. Они  знали, что  Викторио  и  его  люди   ведут  войну, и  они  должны  были  узнать  это  лучше. Они  убили  их – всех. Они перемещались  по  тому  пересохшему  ручью. Я  ехал  за  спиной  моей  матери  и  смотрел  вперед, и  я увидел  часть  человеческого тела   с  шляпой  и  пистолетом.
Примечание:  Из-за  того, что   западный  конец  горного  прохода   Кука был  перекрыт  войсками, лидеры  решили перемещаться  в  южном  направлении, однако  на  пути  находились  три  брезентовые  палатки. Салдин  и  Кайтинаи  решили отправить женщин  и  детей  в  обход, а  сами  с  остальными  мужчинами  поехали  прямо  по  дороге  к  палаткам (Трапп, Викторио и  апачи-мимбре).   
«Инда!  Белый  человек! Я  увидел, как  кто-то  прошел  туда!  Он  вернулся  в  этот  лагерь, когда  там  еще  находились   индейцы.  Все  индейцы были  в  куче, и  он  убил  Салдина. Так  мы  потеряли  двух  мужчин  за  один  день. Теперь  у  моей  мамы  остался  только  один  брат, но  я не  знаю  его  имени. Разумеется, индейцы убили  стрелявшего  человека. Все  они  были   уничтожены. Я всегда  думал, что  шахтеры  что-то  нашли  в  том  месте. Я  читал  о  потерянной  шахте, которую  никто  не  смог  обнаружить.
Примечание:   имелись  в виду, должно  быть,  потерянные  рудники  Адамса.  Адамс  и  его люди  столкнулись  с  группой  Наны, но  произошло  это  в  1864  году.   
«Когда они  перемещались  по  старой  тропе  в  Мексике, то  увидели  облако  пыли и  поняли, что  кто-то  едет. Они  сказали  женщинам и  детям  спрятаться, и  поехали  навстречу  плохим  людям, которые  охотились  на  индейцев. Это  были  ковбои – мексиканцы.   Они  остановились,  собираясь  устроить  индейцам  засаду, однако   индейцы  поняли, что им  негде  будет  укрыться  от тех,  кто  спрятался  за  скалами. Этот  молодой  дядя, который  потерял  двух  своих  братьев,  не  думал  о  том,   будет  он  жить  или  умрет. Он  хотел  лишь  сразиться  с  этими  людьми, но  пожилые    люди  сказали  ему, что  он  наверняка  погибнет. Мой  младший  дядя, чьи  братья  были  убиты  всего  неделю  назад, пошел  сражаться  с  этими  людьми  в  одиночку,  и  был  убит. Мой  молодой  дядя собирался  ехать  к  навахо, потому  что  дружил  с  ними, но  после  того, как  его  братья  были  убиты, ему  стало  всё  равно».
«Где-то  в  районе  Сокорро  и  Магдалены, далеко  на  западе, есть  Хорс-Спрингс (Лошадиные  источники  или  водопои).  Несколько   наших  уехали,  а  остальные  пришли  туда  и  остановились.  Еще  некоторые   наши  остались  в  горах, когда  мы  ушли оттуда, в  то  время  как  наши  мужчины  совершали  набег  на  северо-западе. Мы  находились  в  горах  шесть  дней, когда    они  возвратились  с  пищей и  многими  другими  необходимыми  вещами. Также  они привели  двух  пленных.   Одним  из  них  была  девушка  примерно  шестнадцати  лет – очень  светлая,  похожа  на  немку,    другим  был  маленький мальчик. Через  несколько  дней  они  сбежали  во  время  ночного  перехода. Мы  не  стали  их  искать, так  как  не  собирались  убивать их. Я  часто  задаюсь  вопросом, вышли  ли  они  к  своим  людям?   У  них  был  конь,    на  котором  они    ехали,  когда  их  схватили, и   он должен  был   отвезти  их  домой». 
«Оттуда  мы  направились  в  Сонору. Какое-то  время  мы  ехали  вдоль  края  горы, а  затем  свернули  в  горы. Они отправились  в  набег  в  Соноре  и  обнаружили  следы большой  вереницы  мулов, загруженных  серебряными  слитками – шестнадцать  или  восемнадцать  мулов. Все  мексиканцы  были  убиты. Они  пригнали   этих  мулов  с  серебром  в  лагерь».
«В   нижней части  гор, вблизи  Касас-Грандес, они обнаружили  группу  Джеронимо,  и  мы объединились  с  ними.  С  этого  времени   Джеронимо  и  его люди  оставались  в  горах  Соноры. Мы  странствовали  далеко  на  юг, где  растут  пальмы  и  выращивают  апельсины. Там  была  большая  река, которую  они  называли  Быстрая  Вода. Вдоль  ее  берегов  росли  различные  деревья – колючки и  шиповник, но  не  сосны. На  этой  стороне было  много  сосен, а  на  горных  склонах  много  фруктовых  деревьев  и  меда».
«Я  был  маленьким  мальчиком, когда   стал  свидетелем  военного  танца. Произошло  это  в  1882  году  где-то  в  мексиканской  глуши. Уорм-спрингс  и  чирикауа  проводили  большой  военный  танец  перед   тем, как  отправиться  в  набег. Какой-то  воин  был  убит  в  набеге.  Чтобы  отомстить  за  него, его  родственники  попросили  помощи у  других людей  в  набеге  на определенные  города. Обычно  индейцы   начинали  военный  танец  ранним  вечером.  Они  разводили  большой  костер, и  вскоре  люди  собирались  к  огню. Обычно  воин  приходил  со  своим  оружием,    чтобы   быть  готовым  в  случае, если  его  пригласят  участвовать  в  набеге.  Когда  все были  в  сборе, начиналось  пение. В  то  время   было  больше  ста  песен для  таких  случаев. Сегодня, я  думаю, осталось  всего   полдюжины, которые кто-нибудь  еще  помнит  и  может  пропеть. В  действительности, военный  танец  не  был  танцем.   Скорее  это  была  репетиция   реального  сражения    в  сопровождении  напевов.
 Большая  скорость (неразборчиво) и (неразборчиво) или  падения  плашмя  на  землю и  снова  быстрый  подъем. В  какие-то  моменты  они  стреляли  из  винтовок  и  другого  оружия».
«Моя  бабушка  оставалась  в  городе  Мехико  примерно  пять  лет. Когда  она  возвратилась, мне  было  около  девяти  лет».
 Примечание: история  ее  побега  в  главе «Пленники».
«Когда мы  находились  в  форте  Апачи, солдаты  привели  туда  мою  бабушку  и  других  женщин. Я  думаю, что  апачи  были  очень  хорошими  людьми. Я  никогда  не   забуду  инцидент, участниками  которого  были  двое  мужчин  среднего  возраста,   хорошо  одетая  леди – в  черном  платье – и  ребенок.    Всю  свою  жизнь  я   не  могу  забыть, как  они  забили  камнями  эту  женщину  и  маленького  мальчика. Она  умоляла  их, но  они  забили  ее   камнем. Индейцы  поступили  нехорошо. Бланко   говорил  им, что  если враг  не  показал  свое  оружие, его  нельзя  трогать.  Эти  мужчины  не  послушались  его. Вскоре  после  этого  инцидента   группе  Викторио  и  ему  самому  настал  крах».
Примечание: эти  интервью  Джеймс  Кейвейкла  давал  Еве  Болл 12  октября  1955  года, 11  ноября (1955?), 8 и  12  июня 1956  года, и  20  января  1958-го.   
Ева Болл  почти  не  пользовалась  информацией  о  Трес-Кастильос, которую  ей  дал  Кейвейкла. Сравнивая   воспоминания  Кейвейклы  о  Трес-Кастильос  с  работой   историка  апачей  Дэна  Траппа, она   решила, что   рассказ  Кейвейклы   грешит  неточностями,  и  без  лишних  сомнений  отбросила  его. К  счастью, Трапп  убедил  ее  вернуться  к  этому.
 В  письме  к  Траппу, Ева  писала: «Я была     удивлена, когда   нашла ошибочным  рассказ   Кейвейклы   о  Трес-Кастильос.    Я  уверена, что  он  был  абсолютно  честен  со  мной, думая, что  он  прав,  но поскольку  ему     тогда  было  четыре  или  пять  лет, и  что  с  тех  пор  прошло  шестьдесят  пять  лет, его   впечатления об  очертаниях  местности  могут  быть  неверными.   И  мы  должны  восстановить  подлинность  или   опустить  это.  Может, я  смогу  переписать  его, опуская  описание, потому  что  сам  рассказ  драматичен, и  я  думаю  в  отношении  Кейвейклы, что  он  заслуживает   доверия.  Конечно, ни  один  апач не  верит, что Маурисио  Корреадор  убил  Викторио  и  что  он  стрелял  в  Кроуфорда. Я  знаю,  разумеется,  о  признании, которому  тот  удостоился  в   Чиуауа,  но  они не   согласны  с  этим».

 Ответ  Траппа, написанный  им  Болл  20  января 1970  года: «Не  пренебрегай  своим  материалом  о  Трес-Кастильос, пожалуйста. Это  уникальная, одна  из  очень  немногих – возможно, единственная – версий  самих  апачей, по  крайней  мере, уорм-спрингс.  Главная  трудность, которую  я  увидел, заключается  в  том, что Джеймс (Кейвейкла) был  тогда  еще  маленьким  мальчиком,   что  могло  повлиять  на  его   воспоминания.   Основная   проблема  в  том, что  он  увидел  и  запомнил  Трес-Кастильос  как  горную  цепь,  хотя  это, как  ты  знаешь, едва  ли  так,  кроме как  по  форме. Я   не  думаю, что   самый высокий  из пиков    выше  75  футов,  а  ближайшая к  ним  гора  находится  в  10-15  милях. Практически  всё, что  им  описано, верно, но  в  гораздо  меньшем  масштабе, чем  можно  было  бы   предполагать. Я  не  думаю, что  апачи, не  имея   боеприпасов,  имели  возможность провести  ночь  в  Трес-Кастильос  и  при  этом   выжить  или  не  оказаться  в  плену. Если  выжившие   где-то  пробрались  ползком – а   некоторые  из  них  так  сделали, как  ты  знаешь, и  я  знаю – они  выползали   с  поля  зрения  мексиканцев  и  затем  отправлялись   в  дальние  горы. Я   могу   подтвердить  особенности  местности  в  описании  Джеймса – небольшое  ущелье  или   ров,  скалы, под  которыми  присели  он  и  его  мать, пока    мексиканец  курил  около  них, и  всё остальное. Я  думаю, что  ты  смогла   бы    приспособить  это  к  географии  места, и  надеюсь, что  ты  так  и  сделаешь, вместо  того, чтобы  отбросить  это  как безнадежное  дело. В  конце  концов, он  был  там,   сражение состоялось, и  место  действительно  существует. Но  ты   хочешь, чтобы  всё  было  правильно, и  я  тоже  хочу  этого».
Ева,  чтобы  перепроверить,   посоветовалась  с  профессором  истории  из  Мексики, который  тогда  жил  в  Артезии, и  тот  сказал, что  Кейвейкла  верно   идентифицировал  место. В  другом  письме  Траппу  она  написала: «Кейвейкла  был  настолько   мал,  что, вероятно, расстояния  ему  казались  большими, чем  они  есть  на  самом  деле, но  он  и  его  мать, должно  быть, пересекли   один  низкий  холм  и  с  трудом  преодолели  другой,  если  его   воспоминания  о  той  ночи  точные. Я, конечно,  перепишу  это. И  я  очень  рада,  что  ты  думаешь, что  это  должно  быть  включено, поскольку  я  считаю, что  это  событие  и  бегство  из   Охо-Кальенте  неизгладимо  запечатлелись  в  его  памяти, потому   что  у  него  сохранились  яркие  воспоминания  о  каждой  мелочи. Я, конечно,   попытаюсь  привести  в  соответствие  в  рассказе  Кейвейклы  географию  местности. Мне, как  и  тебе, было  бы  жаль   отбросить  историю  об  этом  нападении» (23  января, 1970  года).
В   своей  книге (Викторио  и  апачи-мимбре) Трапп  написал, что   Гоайен, Кейвейкла  и  остальные  выжившие не  могли  ночью  взбираться  на  холм, а  вместо  этого  изо  всех  сил   в  темноте  пробирались  через   равнины  в  юго-западном  направлении  до Пегайосо  или  Эскарамуса (горные  пики), по  которым  они  поднялись  в  безопасное  место. 
С  этой  небольшой    корректировкой, его (Кейвейклы) воспоминания  замечательно  вписываются  в  географию  места. 


                Два пленника.

Относительно двух мексиканских детей, освобожденных Терразасом и  из апачского плена. Сказано, что Фелипе Падилья было 10 лет, и был он цел и невредим.  Феликсу Камильо было 12 лет, и был он ранен в ногу. Якобы захвачены они были в плен в апреле 1880 года, в районе Белен, в Нью-Мексико.  Этих двух детей позже «возвратили  в США».  Если они были похищены в Нью-Мексико, то значит пришли в Трес-Кастильос вместе с группой  Наны, но в рассказе Кайвайклы, хоть и говорится про других пленных детей, про этих двух нет ни слова. Есть про других, такого же возраста, которых отпускали домой, чтобы не тащить их с собой. Да и возраст уже далеко не тот, когда берут детей на воспитание.  Возможно, взяли на обмен, это тоже вариант.  По легенде, именно эти двое и указали на труп Викторио, когда прочие апачи молчали.  Следы  Феликса Камильо изысканы не были, хотя все родословные в Интернете имеются.  В отличие от него, найден был Фелипе Падилья, и даже интервью с ним, в котором он описывает своё похищение:

Библиотека Конгресса. https://www.loc.gov/resource/wpalh2.20080201/?st=text
16 сентября 1936 года. Клей В. Ваден.  Дж. [Quamndo?], Н. Мекс.

              МЕКСИКАНСКИЙ МАЛЬЧИК ЗАХВАЧЕН ИНДЕЙЦАМИ АПАЧИ.

  В шести милях к юго-востоку от [Quamndo?] в живописном  каньоне, сегодня проживает один из наших   первопроходцев-пионеров из  мексиканских граждан, доктор Фелипе Падилья, родившийся 22 мая 1866 года и проживший много лет  изначально в  [Quamndo?], теперь [?] ранчо, в пяти милях к востоку от нынешнего расположения города. В то время это место называлось Эль [Рито?] [Квамндо?]. Город был основан в 1870 году, и  мистер  Падилья прожил в округе Катрон  65 лет. В личном интервью он говорит:
 «В 1880 году, где-то в мае, несколько  индейцев -апачей,  под командой  вождя Викторио,  захватили меня,  [мучачо?], около 14 лет, когда я пас овец на холмах в каньоне озера Рито.  Когда индейцы окружили и захватили меня, они отвезли меня верхом, объезжая горы, на несколько миль к северу  от   [?]. На [?] они увидели большой табун диких лошадей и так  захотели   захватить нескольких из них,  что оставили меня на попечение  одной  скво.    Когда индейцы вернулись  обратно с лошадьми, они велели мне идти впереди них. Проехав 200 или 300 ярдов, один из воинов ударил меня по лицу  хлыстом, после чего индейцы, решив, что убили меня, погнали своих лошадей во весь опор на запад».

Далее, Падилья вспоминает следующее:

«В 1881 году банда апачей убила трех мексиканцев возле деревни Три  Легумас  и угнала несколько  волов, сожгла две повозки, груженные шерстью, которые принадлежали  моему деду, Хесусу  Падилье. Затем они прошли через [Quamndo?] и убили  троих человек, 7 августа того же года; [?], из старой Мексики, Хуан Салис и Хосе Ортис. Эти люди были похоронены на старом кладбище в [?] ранчо, ныне называемое  «предгорным кладбищем».   В тот же день они захватили двух юных [мучачос?], около десяти лет от роду, Милтон Мадрид и Телоафор Санчез, и держали их  у себя  в течение трех лет. После захвата этих двух мальчиков, они направились в Лас Себоллас (лук) ранчо, принадлежащее [Тибурасио Кароин?], к северу от Куамндо. Там индейцы убили еще двух мужчин и захватили в плен молодую женщину, Пласиду, 10 августа 1881 года»…
Что это? Полный тезка того Падильи, из Трес-Кастильос?  Совпадает и год, и место похищения. Немного не подходит возраст.  То есть, взяли в плен, и тут же бросили, потому  что  дети такого возраста апачам просто не нужны.  Их или убивают, или отпускают домой. Последний вариант – довольно  популярный в те времена - парни сами отказались возвращаться домой, и были приняты в семьи.  Так что, есть определенные  сомнения  и в  этих  двух мексиканских мальчиках. 

 Document 134.2 ‘Terrassas Talks’ Daily New Mexican 30th October 1880

                ДВОЕ ПЛЕННИКОВ

Это Феликс Каррильо, двенадцати лет, из Белена, штат Нью-Мексико, сын Чезарио и Марии Чавес, который ранен в ногу, и Фелипе Падилья, десяти лет, уроженец Лос-Падильяс, недалеко от Белена, сын Фирсо Падилья и Петра Чавес.  Эти два мальчика были похищены апачами в апреле прошлого года, когда они совершили набег на овечьи стада  белена и Лос-Лунас, убили нескольких пастухов и других людей и захватили нескольких  пленных. Дети, которые в течение шести месяцев находились в руках индейцев, будут возвращены своим родителям и друзьям, как только представится такая возможность.



              Каменные брустверы в холмах.

Известный историк апачских войн в Мексике,  М.М. Гарсиа (Miguel M;ndez Garc;a),   исследовал каменные брустверы Трес-Кастильос в 2008 году, и выразил большие сомнения, что этим сооружениям более 100 лет, на что сопровождавшие его проводники только рассмеялись. Было сказано, что подобные заграждения обычно делают пастухи, чтобы не дать зайти тем же овцам, к примеру, в опасное место. Но, так как конкретно в этих скалах никто выпасом не занимался – по крайней мере на их памяти – то вопрос по брустверам остался открытым.  Надо отметить, что Гарсиа – не простой обыватель, а ученый-историк.   

Free US Indian Census Rolls 1885-1940

 
Некоторые примеры из архивов.