30 лет со дня катастрофы полковника Калмыкова А. Н

Эдуард Зайцев
30 лет, как их не стало.

 Среди потерь  военно – транспортной авиации, неутихающей болью остаётся катастрофа самолёта Ил-76, которая произошла 30 лет назад в небе Азербайджана на аэродроме Насосная.

18 октября 1989 года   погиб экипаж командира 37 втап полковника Калмыкова А.Н. и 48 десантников 8 роты 217 гв. пдп  98 гв. вдд. (г. Болград, Одесской обл.)

*********************************************

 Время не властно над нашей памятью.
 Вспомним, как это было.

 В авиационных частях военного городка в  Арцизе, в то время, планировалась  итоговая годовая проверка. 
 Я возглавлял работу группы офицеров управления дивизии. В гарнизон мы прибыли под вечер на самолёте Ан-12 отряда управления дивизии. 
 В очередной день, провели итоговые занятия с личным составом и предварительную подготовку к предстоящим полётам на проверку техники пилотирования лётного состава.
С полковником Калмыковым А.Н. у меня было запланировано два контрольных полёта по кругу.

         Неожиданно, ночью прозвучал сигнал «тревоги».
Командир дивизии гв. генерал – майор Кочергин Г.П.,  по телефону, сообщил мне, что распоряжением Командующего ВТА, для перевозки десантных войск, в Баку направляются 20 экипажей самолётов Ил-76.
  Они должны вылететь в Кривой Рог для дозаправки топливом, с последующим перелётом в г. Баку. Там производилась замена контингента десантных войск по поддержанию мира в Армяно –Азербайджанском конфликте.
 Выбор пал на 37 втап, так как в полку, накануне, была сделана на самолётах предварительная подготовка и полк был готов к вылету.

        Рано утром,  экипажи, поочерёдно, через каждые 2 минуты поднялись в воздух с родного аэродрома. На вышке КДП, где шла привычная и будничная работа, я наблюдал за взлётом полка.  Ничто не предвещало беды, только стаи чёрных птиц кружили над полосой.

 О той трагедии много написано. В каждой публикации есть доля субъективного восприятия. Наиболее подробное описание, на мой взгляд, опубликовано на авиационном форуме одним из участников  событий под НИКом  «soros» (Алексеев С.Д.)
(Текст публикуется без изменений):

   - В экипаже полковника Калмыкова А.Н. все было действительно страшным стечением обстоятельств. Позволю себе описать эту цепь событий, т.к. практически был их участником.

Полк был привлечен для плановой замены дежурных сил поддержания порядка в БАКУ. Для этого было выделено 20 самолетов .группа под общим руководством командира полка вылетела на ад.Кривой Рог.

Цепь событий началась во время предполетного мед  осмотра и подготовки. Заболел ст. БИ из экипажа п-Ка Калмыкова и был заменен не штатным ст. БИ.    Во-вторых на вылет не пришел радист-стажер (проспал!!!.

После посадки в Кр. Роге самолет ком полка был подвергнут инспекции со стороны отдела ИАС дивизии. Был выявлен ряд нарушений в подготовке самолета, главным из которых было нарушение  штатности  экипажа.

Для не посвященных поясню. В ВТА штатным считался экипаж в составе КК, ПКК, ШТ, Возд. Радиста и стрелка. А самолет во время предварительной подготовки ОБЯЗАТЕЛЬНО должен был обслуживаться "родными" самолетными ст. БИ и БИ Аи ДО.

Самолет на котором начинал выполнение задания экипаж п-ка Калмыкова был отстранен. В составе штатного экипажа Калмыков перешел на самолет 76569 (тот самый!) к-на Дорогушина стоявший вторым.
Экипаж к-на Дорогушина перешел на самолет ком. полка. с целью его возврата на базовый аэродром.

На аэродроме Насосная экипаж п-ка КАЛМЫКОВА загрузил 47 десантников и 3 БМД. По принятым на тот момент правилам на ПОСЛЕДНЕМ самолете группы летели инженеры полка для выполнения оперативного обслуживания группы. В группе был ст.л-т Гашимов и м-р...забыл фамилию.Ст.л-т

ГАШИМОВ(Гашек)закончил Балашевское ВВАУЛ вместе с Калмыковым. Однако был отстранен от летной работы и проходил службу в группе АВиДО. Неисправностей по их специальности не было и они попросили Калмыкова разрешения улететь на его самолете т.к. последний возвращался часа на 2 позже первого. Ком.полка разрешил. Так в экипаже появились еще 2 не запланированных члена.

Самолет взлетел, набрал 1500м и получил разрешение следовать на Цнори. В это время стрелок пр-к Андрияш доложил о пожаре первого двигателя.
Через несколько секунд сработала сигнализация. Командир корабля принял решение о посадке в Насосной.
Через приблизительно 1мин30сек после начала пожара стрелок доложил, что двигатель отвалился! Руководитель полетов дал команду освободить полосу очередному взлетающему самолету.

Время было темное и весь полк видел как самолет Калмыкова прошел над ВПП на высоте приблизительно 1200м в снижении.
РП ад.Ситалчай предложил Калмыкову садиться сходу на его аэродроме.
Однако Калмыков оценив обстановку(малое удаление,  дольшая высота, короткая полоса и сильный попутно боковой ветер) принял решение заходить на посадку в Насосной.
РП  Насосной экипажем руководил неуверенно, т.к. был местным и особенностей Ила не знал. Самолет начал выполнение правого спаренного на посадочный курс. В процессе разворота часто срабатывало предупреждение РИ65 "крен велик" и "угол атаки уменьшить". Пересекая под углом посадочный курс Насосной штурман пп-к Закиров доложил: "на посадочном" вместо "пересекаем посадочный".
Пилоты борясь постоянно с кренами и углом атаки приступают к снижению удаляясь от аэродрома.
На вышку в это время прибежал п-к Баев, пилот инспектор дивизии. Оценив ошибку экипажа он начал его векторение. Выведя его на посадочный курс дали разрешение на заход. Экипаж действовал грамотно. Калмыков запросил пожарку и санитарку к посадке. "Заходи, не волнуйся! Все будет"-ответил Баев.
 
На снижении постоянно срабатывает РИ 65, Калмыков дает команду борттехнку по АДО "приготовиться к посадке, после посадки сразу открыть двери и аварийные люки. Самолет покидать без команды!"
Следом стрелок пр-к Андрияш доложил: "Командир, 2-й двигатель горит, крыло рушится, пламя по борту! "Буквально через несколько секунд РИ 65 "Крен велик, угол атаки уменьшить"!

РП"569, не снижаться!"
через 3-5 секунд
РП"569, прекратите снижение!569, снижение запрещаю!

еще ч-з 1-2 сек голос ПКК Вологина:"Командир, на себя!"


С аэродрома было видно, что самолет начал резко снижаться и затем возникло огромное пламя от взрыва.
Поисковые работы несмотря на шторм начали сразу."ящики" нашли рыбаки. Хвостовую часть не могли отыскать, т. к ее перебросило вперед кормовой части.

Экипаж хоронили на 9-й день. Позже выяснилось, что нашли не всех. А когда тела, кажется 3-х человек были найдены (дней, кажется, через 7 после официальных похорон), то их кремировали и захоронили там же.
Вечная им память, моим боевым друзьям и товарищам!
(конец цитаты).

*********************************************
 Материалами многочисленных проверок и исследований установлено, что произошло разрушение межвального подшипника двигателя Д-30 КП. В результате чего, двигатель разделился на две части. Компрессор ушёл вперёд и упал недалеко от склада с взрывоопасными веществами. Турбина ушла назад.
 Из-за разрушения силовой установки возник пожар. Экипаж использовал все системы пожаротушения. Ликвидировать пожар не удалось. Через 10 минут крыло потеряло несущие способности, самолёт упал в море. До посадочной полосы было, примерно, 6 км.
Им не хватило одной минуты!


Состав экипажа:
  - командир экипажа полковник Калмыков Александр Николаевич, командир 37 втап;
  - помощник командира корабля старший лейтенант Валерий Вологин;
  - штурман подполковник Фасхаддин Закиров;
  - СБТ старший лейтенант Евгений Андреев;
  - АДО старший лейтенант Александр Пестерев;
  - ВР майор Юрий Гавриков;
  - ВС прапорщик Александр Андрияш;
погибли в составе экипаж:
  - ИАС майор Игорь Краюхин;
  - ИАС старший лейтенант Алексей Гашимов;

Погибли все находившиеся на борту пассажиры - 48 десантников (5 офицеров, 2 прапорщика, 7 сержантов и 34 солдата).

                ***** ****

 Записи переговоров экипажа были опубликованы в прессе.
Они ещё долго звучали на гибких пластинках в дни памяти погибших.
Сегодня, они звучат на ВИДЕО:

http://www.ok.ru/video/1775241382

*******************************************

В память о  погибших,- склоняем  головы.
 
Третий тост: "За тех, кто навечно остался в небе!"