Диалектика Любви

Сергей 61
 
Уже в религиозном сознании понятие мудрость имеет диалектическое становление от "мудрости человеческой", "мудрость века сего" и "философии по стихиям мира" до "мудрости Божьей" и "философии по Христу". "Мудрость же мы проповедуем между совершенными". От мудрости идёт мостик к совершенству и любви, где любовь есть "совокупность совершенства" и, что особо интересно - любовь оказывается методом познания. В христианской любви оказалась заложена диалектическая суть в образной форме - жертвенная самоотдача во взаимопроникновении Бога и человека.
Диалектическую суть любви можно увидеть в работе закона отрицания отрицания в этой категории. Первоначально это неразличенное единство, целостность чувства в его бессознательном качестве и любовь состоит в том, чтобы дополнить недостающее. Мужчина имеет влечение к женщине, а женщина восполняет недостаток в мужчине, при этом оба являются игрушкой гормонального фона в руках природы. В момент этого влечения в наивном человеческом организме просыпается бескорыстное жертвенное отношение и самоотдача товарищу, по несчастью. Биологическая страсть не бывает счастливой - это постоянное страдание, зависимость в выполнении требования невидимого рода. По мере роста рефлексии происходят количественные изменения в сознании, которые заканчиваются первым отрицанием неразличенности и возвышением сознания над природным проявлением. В этом моменте "я" становится над миром в рефлексивном расчленении всего, что видит и в дело вступает рассудочный рационализм. Высшим выражением рацио выступает "ницшеанство", где надмирный Раскольников использует страдающую телесность для самоудовлетворения, в котором отсутствует всякая жертвенность любви и любовь между полами превращается в технический акт. Но христианская душа, видя в дальнейшей углубленной рефлексии такое свое падение, стремится к отрицанию этого природного качества за счёт перехода на более высокую ступень через второе отрицание.
В христианстве второе отрицание обозначено через смерть Иисуса на Голгофе, где Он "Смертью смерть попрал" и этим действием показал, как осуществляется второе отрицание и переход в новое Духовное качество. Только здесь любовь становится совершенной, а жертвенная самоотдача в любви к Богу в Духе и Истине адекватна понятию в уме Христовом.

"Есть такие, кто полагает, что Премудрость Божия есть супруга, подобно тому, как сказано: я стал любителем красоты ее (Прем. Сол. 8:2) и принял ее в сожитие с собою (Прем. Сол. 8:9). О ней же говорится: Почти ее, чтобы она обняла тебя (Пр. 4:8). И Премудрость обнимает мудрого, передавая ему свои качества, и мудрый обнимает ее. И когда человеку принадлежит такая супруга, от которой он может родить разум и разумные мысли и поступки — ибо премудрость рождает мужу разум (Пр. 10:23), — время обнимать. Это время не состоит из промежутков. Можно обнимать Премудрость всегда, и время [этих объятий] — вечно. Что значит удаляться от объятий в духовном смысле? Быть вне добродетели и мудрости? Нет, но поскольку собственная и долженствующая во всякое время пребывать рядом жена — это не только мудрость и добродетель, но и незнание и порок (не внимай злой жене (Пр. 5:3), ибо злая жена рядом, — это ложное мнение и нечестие), следует удаляться от ее объятий. Не должно обнимать ее."