Пионерский самолёт

Валерий Бородянец
Ранним июльским утром тишину заброшенного аэродрома нарушил шум мотора.
Ребята – кружковцы ждали этого события 4 года.
А я 15 лет.

Именно тогда, 15 лет назад, суровые врачи запретили мне летать.
Именно тогда зародилась мечта – построить свой самолёт.

И вот наша мечта, наш Журавлик, бежит по взлётной полосе.
Всё быстрее, быстрее, быстрее… и, вдруг, оказался в воздухе!
Ура-а-а-а!
Восторженный рёв кружковцев перекрыл гул мотора на взлётном режиме.

И хотя тот первый полёт длился всего 15 секунд, радости нашей не было предела.
Вот оно настоящее Счастье!
Счастье осуществлённой Мечты!

Вернёмся на 4 года назад.
Орловский Дворец пионеров. Комната на первом этаже. На двери табличка «Авиакружок».
Внутри странное сооружение из дюралевых труб.
Вокруг мальчишки 12 – 14 лет. Что – то сверлят, пилят, прикручивают.

- Что это? – обязательно спрашивают все, кто заходит к нам.
- Это наш Журавлик. Наш самолёт  - отвечают ребята.
- Самолёт?! И будет летать?
- Конечно!!
И столько убеждённости в этом ребячьем «конечно», что никто уже и не сомневается: Журавлик будет построен!
И, конечно же, будет летать!

Вспоминаю, как мы обсуждали, спорили – каким должен быть наш Журавлик.
И поставили ясную цель: построить учебный сверхлёгкий самолёт.
С очень малой взлётной скоростью. Чтобы мог взлетать с самой крошечной площадки.
Чтобы был послушный в воздухе. Чтобы прощал ошибки в пилотировании. Чтобы…
Короче – он должен быть самолётом для всех, кто мечтает летать!

То есть, любой человек, скажем, умеющий управлять автомобилем или мотоциклом, мог бы научиться летать на Журавлике за считанные часы.

А потом я сказал ребятам, что есть учебные спортивные самолёты. Есть  учебные реактивные, а вот такого, как наш Журавлик -  учебного сверхлёгкого, «самолёта для всех» - ещё не существует.
Нужно было видеть, как загорелись глаза ребят: они будут первыми!

Работа по созданию Журавлика оказалась сложной, кропотливой и… очень счастливой.
Помню, как трудно было вовремя закончить очередное занятие.
Со всех углов слышались жалобные вопли: «Ну, сейчас! Ещё пару минут. Вот только резьбу нарежу!»
Казалось, дай ребятам волю, они бы и ночевали в  авиакомнате возле Журавлика.

А потом они сочинили песню.
       «Много дней заветная работа
       Нас манила и звала вперёд.
       Много дней была одна забота –
       Поскорей построить самолёт!
       Вот стоит он – гордый и упрямый.
       Смело все невзгоды обойдёт.
       Удивляйтесь граждане и мамы –
       Скоро он отправится в полёт!»

Ах! Как хотелось поскорей построить нашего Журавлика!
Но спешить нельзя было.
Ни в коем случае нельзя было спешить!

Нужно было изготовить, склеить, склепать несколько тысяч деталей.
И любая небрежность или неточность в этой заветной работе могла бы привести к авиакатастрофе.
Ребята понимали это и работали тщательно и аккуратно.

И вот мы снова на заброшенном аэродроме.
В тот наш звёздный день Журавлик ещё не раз поднимался в Небо.
С каждым разом всё выше и дальше.

Он легко взлетал. Уверенно чувствовал себя в воздухе.
Хорошо слушался рулей.

Оправдались в тот день и ожидания многочисленных зрителей.
Рядом с аэродромом проходило оживлённое шоссе.
Многие, увидев Журавлика, останавливались, подъезжали к нам.
Расспрашивали.

- Как, неужели эти ребята построили такой красивый самолёт?
Смущённо улыбаются Юра и Саша – ветераны кружка.
- Нас было много. И у нас хороший руководитель!
- А из чего сделали его?
- Дюраль, дерево, пенопласт.
- А на какую высоту он сможет подняться?
- Ещё не знаем, но на несколько тысяч метров поднимется точно!

Вопросы, вопросы…
Ребята важничают, но отвечают уверенно и охотно.

А потом, вдруг, подкатывает к нам чёрная «волга».
Выходит из неё полковник милиции. И звучит грозное: «Кто разрешил?!»

Ребята испугались, притихли. Вот сейчас возьмут и отнимут у них заветную мечту.
Но я спокойно подаю полковнику бумагу, на которой напечатано, что мне, лётчику, мастеру спорта, разрешается провести испытания сверхлёгкого летательного аппарата, построенного во Дворце пионеров. Подпись директора Дворца и печать.

Полковника документ вполне удовлетворил, и он, бросив на прощание: «Поосторожней тут!, направился к своей «волге».

В этот момент грянуло дружное мальчишеское – Ура-а-а-а!
Полковник от неожиданности даже вздрогнул и, погрозив ребятам кулаком, укатил по полковничьим делам. А мы продолжили испытания Журавлика.

А в конце дня, когда все запланированные полёты были выполнены, невозможно было отказать юным авиастроителям в их просьбе покататься на Журавлике (пока что по земле).
Как, наверное, хотелось им при этом дать полный газ и…

           ЭПИЛОГ

Журавлик летал у нас несколько лет. Потом мы переделали его в двухместный мотопланер. Организовали Юношескую планерную школу, и многие кружковцы учились на нём летать.

Фото - Журавлик в полёте - из личного архива автора.