Неудачное собеседование

Анастасия Муравьева
Действующие лица:

РАССКАЗЧИЦА — молодая женщина, держится уверенно, цинично усмехаясь, но все равно оставляет противоречивое впечатление. Она скорее рисуется, чем хочет понравиться, но ее подозревают в последнем. Первое время РАССКАЗЧИЦА сидит, развалившись, и качает ногой, но заметив, что на колготках расползлась дыра со множеством стрелок, краснеет и прячет ноги под стул.

ТЕТЯ В БУСАХ — миловидная женщина лет сорока. На ней янтарные бусы и вязаная майка-безрукавка.

НАЧАЛЬНИК — мужчина средних лет, имеющий привычку глубокомысленно покашливать каждые пять минут. Его кашлям все придают огромное значение, после них всегда воцаряется тишина.

ДЕВУШКА. Невыразительная, на очень тоненьких ножках. Говорит и смотрит и испуганно. Поминутно оглядывается и, выходя из комнаты, пятится назад.

УБОРЩИЦА. Старуха в кокетливой спецодежде — брючный костюм и шапочка. Ходит с пылесосом. Большинство реплик начинает выразительным: «Господи!». Ее присутствие ощущается постоянно — даже когда ее не видно, она за сценой гремит ведрами и громко шаркает.

Сцена представляет собой невыразительную комнату, такие называют «офисными помещениями». В углу стол буквой «Г», за который во втором явлении садится ТЕТЯ В БУСАХ. РАССКАЗЧИЦА помещается боком к зрителю на другом конце сцены.

Явление первое

РАССКАЗЧИЦА, презрительно кривясь, заполняет какой-то бланк. Входит УБОРЩИЦА.

Уборщица (косясь на Рассказчицу): Господи, да когда же они наймут кого-нибудь! Все ходют и ходют толпами, грязь таскают.

Начинает яростно тереть пол под столом, за которым сидит Рассказчица.

Уборщица (продолжая ворчать). Господи, и живут-то где, подумать только. В деревне, что ли, какой. Земли нанесут, грязи натаскают на сапогах своих. Ноги вытереть мы гордые очень (включает пылесос). Прямо перед носом им положена тряпка — все равно пройдут и наслякотят.

Пауза, во время которой слышно сопение Уборщицы и гудение пылесоса.

Уборщица (уходя, в дверях). А денег таких не заплотют тебе, все равно обманут, даже не мечтай.

Свет медленно гаснет.

Явление второе

РАССКАЗЧИЦА сидит пригорюнившись. Рядом с ней на столе лежит анкета.

Входит решительным шагом ТЕТЯ В БУСАХ.

Тетя в бусах (приветливо). Здравствуйте! Прошу прощения, что заставила вас ждать. Надо было сверстать бюджет службы персонала. Это очень важно, если вы понимаете, о чем я.

Рассказчица (с достоинством кивая). Ничего-ничего, я располагаю временем.

Тетя в бусах (садясь за стол). Я не просто так сказала. Я спросила, вы понимаете, насколько это важно?

Рассказчица: Что важно?

Тетя в бусах: Бюджетирование.

Рассказчица. А, это... Конечно, важно.

Тетя в бусах. Вот и хорошо. А у меня к вам сразу вопрос! (воодушевленно). Скажите, как вы оцениваете свои навыки подачи материала, защиты какого-либо проекта, выступления перед аудиторией? Словом, навыки презентации.

Рассказчица (насторожившись). О каком проекте идет речь?

Тетя в бусах. Видите ли... я разработала проект. Материальной мотивации персонала. И сейчас нам нужен человек, который смог бы его представить топ-менеджерам, все рассказать, ответить на вопросы. Вы меня понимаете?

Рассказчица. То есть вы разработали проект, а хотите, чтобы представляла его я? Вы не усматриваете здесь никакого противоречия?

Тетя в бусах (смутившись). Какого противоречия?

Рассказчица. У руководителей могут возникнуть вопросы. А если не я разрабатывала проект, как я смогу на них ответить?

Тетя в бусах смотрит на Рассказчицу неприязненно.

Входит ДЕВУШКА.

Девушка (испуганной скороговоркой): Сильфида Агамемновна, я пятьсот рублей принесла.

Тетя в бусах. Какие еще пятьсот рублей? А-а-а... Эти... Давай сюда (начинает рыться в бумагах на столе).

Девушка (сует деньги). Это за Игнатову и Волкову. На день рождения Петьковской. А Сапрыченко не сдал еще, завтра принесет.

Тетя в бусах: Сапрыченко мне опять по коридорам ловить? Ему на свадьбу собрали, между прочим. И все сдали с удовольствием! (роется в ящиках) Где мой конверт?

Девушка. Я поговорила с Быковым. Он утверждает, что не успеет на праздник. Прилетает в пятницу утром.

Тетя в бусах (грозно сдвигая брови): Как это не успеет?

Девушка (поминутно оглядываясь на Рассказчицу и понижая голос). Он так сказал, Сильфида Агамемновна. Не хочет с корабля на бал.

Тетя в бусах. Пусть приходит с самолета, невелика цаца.

Девушка. Хорошо, так и передам (уходит оглядываясь).

Тетя в бусах. На чем мы остановились?

Рассказчица. На презентации.

Тетя в бусах (углубляясь в анкету). У меня еще один вопрос возник. Как так получается у вас: три года — три места работы?

Рассказчица. С последнего места работы я уволилась, потому что...

Тетя в бусах (перебивая): Вы замужем? А сколько лет в браке?

Рассказчица. Десять. А вы решили, что у меня каждый год — новый муж? Нет, в браке я более постоянна (усмехается).

Тетя в бусах подозрительно щурится.

Явление третье

Входит НАЧАЛЬНИК, кашлянув в дверях. Тетя в бусах вскакивает, одергивая безрукавку.

Начальник: Сильфида Агамемновна, когда должен кандидат подойти?

Тетя в бусах: Сейчас скажу... Одну минутку... (начинает судорожно рыться в документах, папки падают на пол).

Тетя в бусах: А какой кандидат, Акулий Сайрович? Последний, который вам понравился?

Начальник: Мне никто не понравился.

Тетя в бусах: Служба безопасности проверила директора по эксплуатации из «Стройресурса», Артемона Артемьева. На него заведено уголовное дело. Он раньше водкой спекулировал.

Начальник: Это не страшно. Кто из нас не спекулировал водкой? Все так начинали.

Тетя в бусах (расплываясь в улыбке): Да, он говорил, что его водка была лучше настоящей.

Начальник: Так во сколько он будет?

Тетя в бусах (виновато и сбивчиво): Акулий Сайрович, я на анкете написала карандашиком, во сколько он подойдет, а потом отдала безопасникам, а они, видимо, карандашик стерли. Не могу найти теперь, какое время (мнет анкету в руках и густо краснеет).

НАЧАЛЬНИК сопит, затем выразительно кашляет.

Тетя в бусах: Сто раз говорила безопасникам — не стирать мои пометки. Вот сейчас им позвоню, прямо при вас скажу! (хватается за телефон).

Начальник: Не надо звонить. Анкету дайте (читает анкету). А буква «Х» наверху — это значит хороший кандидат или плохой?

Тетя в бусах (волнуясь): Это не буква «Х», Акулий Сайрович, это безопасность ставит крестик, кого они уже проверили.

НАЧАЛЬНИК с анкетой выходит за дверь, ТЕТЯ В БУСАХ, спотыкаясь, бежит за ним. За дверями слышен их разговор.

Начальник: А это кто? (кивает в сторону РАССКАЗЧИЦЫ).

РАССКАЗЧИЦА прислушивается.

Тетя в бусах: Это к нам, Акулий Сайрович, кандидат в отдел кадров.

Начальник: Я сразу вижу, она не наш человек.

Рассказчица, скривившись, откидывается на спинку кресла. За сценой слышен шум пылесоса УБОРЩИЦЫ и грохот сдвигаемых стульев.

Тетя в бусах (мелко кивая): Да, Акулий Сайрович, такое видно сразу.

Тетя в бусах (возвращаясь к Рассказчице, весело): Еще раз прошу прощения, производственная необходимость. Сами видите, сколько работы. Давайте продолжим! (потирая руки)

Рассказчица (тоном как в кино): А я все слышала.

Тетя в бусах (краснея): Что слышали?

Рассказчица. Разговор про то, что я не ваш человек.

Тетя в бусах (выравнивая стопочку бумаг на столе). Понимаете, Акулий Сайрович — гениальный руководитель. Он людей видит насквозь. Ему важно в кандидатах — что?

Рассказчица: Что?

Тетя в бусах: Прежде всего, горящие глаза.

Рассказчица: Что???

Тетя в бусах: Да, горящие глаза. Потом, чувство локтя... Готовность прийти на выручку, подставить ...э-э-э... Господи, что там подставляют, вылетело из головы... (трет себе виски). Ах да, плечо. Готовность подставить плечо. Мы ведь подбираем персонал по личностным качествам. Потому что профессиональным навыкам мы обучить можем, а личностным, извините, нет.

Рассказчица (грустно): А у вас, извините, есть кафе поблизости?

Тетя в бусах (услужливо): Конечно, есть, на первом этаже. Там вполне демократичные цены.

РАССКАЗЧИЦА выходит.

За сценой слышен звонок мобильника и голос РАССКАЗЧИЦЫ.

— Але! Да, еще рассматриваю. Как вы называетесь? Как-как? А находитесь где? Далеко от метро? Это быстрым шагом? А по зарплате... Сколько-сколько? Это до вычета? А график работы какой? Почему с 9 до 19? А как же восьмичасовой рабочий день? Но, позвольте, работа в отделе кадров — это как... (подбирает слова) проституция. Этим невозможно заниматься больше восьми часов в день! Иначе может наступить профессиональное выгорание! Конечно! А вы как думали? Да, всего хорошего...