Виноградная лоза

Олег Маляренко
Я сломал правую ногу. Не совсем, чтобы всю, а лишь частично, только нижнюю её часть, то есть лодыжку. Да и не сломал, а всего лишь подвернул пятку, отчего растянулось Ахиллесово сухожилие. Наверное, помните, что у Ахилесса слабым звеном была пятка. Вот и у меня она стала такой же.

После этого несчастного случая мою ногу основательно загипсовали, а меня лишили подвижности. По этой причине на мою долю выпало неподвижно сидеть у компьютера, отвлекаясь только на еду, питьё и сон.

Строго следуя медицинским рекомендациям, я каждый час на десять минут отрывал глаза от экрана, чтобы глядеть в окно. Мой компьютерный стол стоял под углом к нему, поэтому смотреть можно было, даже не поворачивая голову.

В какой-то момент я заметил, как за подоконником дёргается нечто тонкое и зелёное. Поборов лень, я оторвался от кресла и высунул голову из окна наружу.

Увиденное вызвало у меня лёгкую улыбку: навстречу моему окну двигалась виноградная лоза, устремив вперёд усики.

Я живу на первом этаже, а в палисаднике сосед с третьего посадил виноград, чтобы наслаждаться вкусными ягодами, не выходя из дома. Такое продолжалось несколько лет, прежде чем сосед со второго этажа не устроил маленький скандальчик из-за того, что к нему якобы по виноградной лозе лез пьяный и наглый тип. Не пустив дело на самотёк, зловредный сосед под покровом ночи аки тать произвёл усекновение винограда.

На этом дело не закончилось, так как из оставшейся лозы попёр отросток навстречу солнечным лучам. Как известно, виноград относится к отряду ползучих растений, и поэтому его лоза ползёт до тех пор, пока не дотянется до какой-либо преграды. Далее она взбирается вверх, чтобы ничто не заслоняло её от солнца. Такой преградой часто становились столбики ограждения. Осенью я обычно удалял поросли новой лозы с мелкими кистями винограда, но весной они появлялись вновь.

В этот  раз лоза выбрала препятствием стену дома и добралась до моего окна. Усики заметно подросли, а вслед за ними потянулся стебелёк с почками будущих листьев. Вторжение продолжалось.

Теперь я стал пристально следить за лозой, а она удивляла меня тем, что росла прямо на глазах. При каждом моём взгляде были заметны пусть незначительные, но неукоснительные следы роста. При этом усики удлинились и направились в сторону решётки окна. Создавалось впечатление, что они действуют целеустремлённо. Подросшие листики становились чем-то вроде парусов, которые раскачивали лозу при порывах ветра. Наконец, один из усиков прицепился к решётке и незамедлительно стал её обвивать. Его примеру последовал и другой усик, также принявший участие в навивке. Вдвоём они надёжно закрепили стебель, который продолжил свой путь наверх. При этом на стебле появились новые усики, готовые зацепиться за что-либо. Казалось, что эта лоза представляет собой  разумное существо, твёрдо знающее, чего оно хочет.

Мой знакомый виноградарь с дипломом определил сорт этого винограда как Кыш-мышь, к тому же без косточек.

Спасибо, дорогая виноградная лоза, что ты заглянула в моё окно! Возможно, я тебя разочарую, но твои плоды меня не интересуют, и осенью придётся тебя удалить. Нет, я не противник винограда, а просто предпочитаю выращивать его на даче, где у меня плодоносят четыре многолетние лозы. В конце сентября снимаю полновесные спелые гроздья винограда, вкусного, сладкого и, чего скрывать, красивого. Затем, как всякий уважающий себя виноградарь, становлюсь виноделом, производящим прелестное вино. Оно играет и настаивается до Нового года, когда мне всегда есть чем его встретить в компании близких, родных и друзей.

Не знаю, как и кому, а мне виноградная лоза страшно нравится. Её режут, рубят, пилят, а она наперекор всему возрождается, цепляется за всё, что только можно, и неукротимо рвётся вверх навстречу солнцу и теплу, одаряя людей своим теплом, добротой и радостью. Создаётся впечатление, что виноградная лоза не только живая, но и мыслящая.

Слава живой лозе, которая виноградная!