Радиоузел
Разъяснение
Это четвертый из цикла рассказов "Школа".
1.Театр кукол
2. Практика
3. Овощи
4. Радиоузел*
5. Школьные будни
6. Уроки и перемены
9-ый класс. Мы теперь старшеклассники. Все повзрослели. Девочки стали девушками. Мальчики юношами. Некоторые уже бреются. Самоощущение изменилось меньше, чем внешние проявления. Но придется учиться быть взрослыми.
Наш 9-ый "Б, после возвращения из колхоза втягивался в обычный школьный ритм. Три недели мы помогали сельчанам. Многое узнали друг о друге, еще крепче сдружились.
- Зайди-ка ко мне! - завуч выглянул из кабинета и пригласил войти.
- Здравствуйте, Юлий Зенонович! - я вошел в его кабинет.
- Здравствуй! Садись, разговор есть! - завуч сел за свой большой стол, я напротив. Мне было любопытно, а он молча что-то искал в ящике стола. Нашел. Это был ключ.
- "На овощах" ваш класс показал "класс"! - он скаламбурил и рассмеялся. Я согласно кивнул, не зная, как реагировать.
- Мы хотим поручить вашему классу заведование школьным "Радиоузлом". Потянете? Дело не очень хитрое, но должно быть в надежных руках! - он внимательно смотрел на меня.
- Я уверен, что лучше нас никто не сможет! - я смотрел на нашего Юлия Зеноновича уверенно и улыбался.
Завуч. Юлий Зенонович. Он пользовался уважением и любовью всей школы. Фронтовик-панфиловец, потерял левую руку в боях под Москвой. Но и одной правой много чего умел.
Например, играл в настольный теннис. И как играл! Он периодически устраивал мини-турниры, с участием Хома, Шура и моим. Иногда обыгрывая кого-нибудь из нас.
Возможно, как со спарринг-партнером, со мной было проще обсуждать такие вопросы. Или потому, что он следил ща нашей работой в "кукольном театре". Никогда не вмешивался, но всегда интересовался им.
- Так и решим! Ни с кем пока не говори об этом. Нет никакой тайны! Ключ всего один. Сделаем дубликаты и Вы начнете! Я приду к Вам и объявлю официально. Вот и все. Хорошо? - он отпустил меня.
Через три дня Юлий Зенонович пришел на урок. Попросил Евдокию Михайловну, учительницу русского языка и классного руководителя выделить ему минуту.
Так наш класс официально стал заведовать школьным "Радиоузлом". Один ключ получила Евдокия Михайловна, а второй Бах и Мэдж. Хом посмотрел на ключ, потом на меня и сделал успокоительный жест рукой. Мы всё поняли.
"Радиоузел" располагался в отдельной комнате. Одно окно, на фасадной стене здания школы. В углу собственно сам пульт управления. Небольшой. Размерами, как треть пианино в длину. Он и похож был конфигурацией.
Еще в комнате были диван с валиками, зеркалом и шкафчиками с полочками над спинкой, большой стол на четырех крепких ножках и четыре стула. Всё в исправном состоянии. Возможности 9 "Радиоузла" более, чем скромные.
Школа была оснащена 12-тью репродукторами "ведрами" для "громкой связи". Имелся микрофон, для сообщений и объявлений. В пульт был вмонтирован радиоприемник. Можно было транслировать.
Имелся стереомагнитофон. Он прошел испытание в колхозе. Три недели мы танцевали под его музыку. Кассет было немного. Висели два потолочных вентилятора. Два светильника на потолке неплохо освещали комнату.
Мэдж и Бах должны были проверить аппаратуру. Хом и я отремонтировать диван, стол и стулья. Начало было положено. Пришла делегация во главе с Евдокией Михайловной. Диля, Света и Роза критическими взглядами осмотрели новые классные владения.
Диля присела на диван, попрыгала, оценила. Потом даевочки посидели втроем.
- Иногда можно и вздремнуть! - помечтала Роза. Они посмеялись и ушли.
- Ну вот, мы начинаем новое для нас дело. Надо ничего не напортачить с самого начала. По любым вопросам будем советоваться. Договорились? Тогда в добрый час! - наша любимая Евдокия Михайловна улыбнулась и ушла на урок.
- Стол поступает в мое распоряжение! Здесь я буду рисовать стенгазеты! Понятно, что Вы забыли! Но я помню!
Нужен свет над столом. Сможем сделать? - Рон, наш главный художник, был краток и прав.
- Сможем! Надо еще пару-тройку розеток. Надо добыть несколько стульев и еще один стол, типа учительского. - я тоже изложил соображения.
- Посчитаем, сколько должно быть ключей и поменяем замок. Сколько ключей и у кого они есть сейчас, думаю, никто не знает! - Бах очень точно и вовремя подумал об этом.
- Вернусь через десять минут! - я пошел к завхозу. Он был у себя. Я изложил обстановку. Через минуту он достал журнал, полистал и порадовал меня.
- Вы ребята толковые. Я внучку много раз на ваши спектакли приводил! А она считала, что Ваш "Театр кукол" веселее, чем Республиканский! - он добродушно рассмеялся.
- Ладно! Все, что ты просишь, есть! Дам стол, четыре стула, два светильника и три розетки. Школьный электрик все сделает и подключит. - он опять рассмеялся.
- Но кронштейны для светильников надо сделать. Зови ребят, сейчас и получите! - он хлопнул меня по плечу. Я помчался в радиоузел.
Через неделю школьный радиоузел преобразился. Над "столом Рона" висел новенький светильник. Стол поменьше поставили рядом с пультом и на нем разместили наш магнитофон.
Второй светильник подвесили так, что он освещал пульт и стол с магнитофоном. Розетки тоже установили в нужных местах.
Мы с Хомом привели в идеальное состояние диван. Изготовили много пластинок-уголков и укрепили все стулья. Столы решили переделать под наши нужды.
Пришел Юлий Зенонович. Он молчал почти минуту. Потом пожал каждому из нас руку и сказал, что не ошибся в нас. Но не ожидал такого быстрого преображения. В общем первоначальный план мы выполнили.
Появилось новое увлечение. Все плели из тонких разноцветных, монтажных телефонных проводов. Плели перстни, браслеты, рукоятки для сеток-авосек. Это зачастую было красиво. Проводов требовалось много.
Я сидел дома, делал уроки. Пришел Бах. Он сел рядом. Мы посмотрели друг на друга и рассмеялись. И он и я легко прочитали мысли, а поскольку они совпали, то обсуждать было легко.
- Да, там много и как раз такого, каким чаще всего
мы пользуемся. Но как его вынесешь? - рассуждал Бах.
- Я думаю, что надо разрезать оболочку, тогда тонкие пучки в два-три оборота на пояс и вперед. Нас же не обыскивают. - пояснил я.
- Так и сделаем! Там валяются куски разных кабелей по полтора-два метра. Нам хватит! Хотя и надо много! Будем снабжать "А"и "В"! Да и десятые классы попросят.
- Да! Острый нож нужен. У меня есть! - я полез в ящщик стола. Нашел скальпель.
Объявился Заф. Посмотрел на скальпель. Улыбнулся.
- Завтра и сделаем. Положим в диван в радиоузле. Надо какое-то покороче слово. Чтобы, раз и понял! Заф мигом все понял.
Мы готовились добыть провода для плетения на ЦТ (Центральном Телеграфе), где проходили производственное обучение. Мы называли это "практикой".
Заф и я укладывали в ящик дивана мотки проводов, добытые на Телеграфе. Влетел Хом. Он был возбужден.
- Смотрите, что я нашел в металлоломе! - Хом достал из кармана пистолет.
- Ого! Сейчас запру дверь и посмотрим! - Я повернул ключ и вернулся к столу.
- Судя по диаметру ствола, это под малокалиберный патрон. Гильзу надо выбивать шомполом, выбрасывателя нет. Примитивная конструкция. Но пока не попробуем, ничего больше не узнаем. Игрушка опасная! Мы уже нарушаем закон! - Заф озвучил результаты осмотра.
- Где добыть несколько патронов? Где и как испытаем? Что будем с ним делать? - спросил Хом.
- Мой знакомый, из 10-го "А", занимается стрельбой. Я спрошу. Сегодня уже нет, завтра - "практика", значит послезавтра! - сказал я.
- Давайте положим этот "маузер" в диван! Будут патроны, достанем! - мы положили, завернутый в тряпку пистолет в ящик к проводам.
- Надо придумать, где попробуем! - сказал Заф. Мы пошли по домам.
Через два дня я раздобыл патроны. 11-ть штук. Мой приятель, отдал те, что завалялись в портфеле и сказал:
- Видимо, Вы обзавелись тем, из чего можно выстрелить эти припасы. То, что Вы собираетесь делать, незаконно! А я стал соучастником. Это не шутки! Но я понимаю, что Вы и без меня добудете. - он смотрел на меня.
- Вот что! Покажи, из чего стрелять будете! Я скажу, насколько опасна Ваша затея. - он ждал ответа. Я достал пистолет и протянул ему.
- А-а! Знакомая штука! Кто-то "на коленке" делает! Примитив! Мы в секции пробовали точно такой. Он, в общем-то, достаточно надежный. - успокоил меня стрелок и "эксперт".
- Думаю, спортивными патронами выстрелов 100 - 120-ть выдержит. Но лучше, если Вы через 50 - 60 "бабахов" выбросите его, от греха подальше! - он вернул мне "кольт" и попрощался.
- Спасибо! - вдогонку крикнул я.
Я рассказал друзьям всё, что разузнал. Испытывать не было особого смысла, но мы привязали пистолет к толстой рейке, а ее к дереву. Веревкой спустили курок и наше оружие выстрелило!
Звук был негромким. После еще двух выстрелов он был "принят на вооружение". У нас было еще 8-мь патронов. Испытания провели в полузаброшенном парке, недалеко от школы. Пистолет вернули "в диван".
На ЦТ мы осваивали быструю замену рычагов с литерами. Пришел Чвиктор Владимирович, наш куратор и наставник. Человек, которого уважали все, любили многие. Мы рассказали, что наш класс отныне заведует "Радиоузлом". Это его заинтересовало.
- "Агрегат" у Вас простенький и обязанности несложные. На всякий случай Саша, мой помощник, подъедет и глянет. Может, помощь какая-то потребуется. - он отнесся очень доброжелательно.
- Спасибо! Вроде бы все в порядке, но специалист увидит то, что мы не не сможем. Спасибо! - мы наперебой поблагодарили нашего руководителя практики.
Саша приехал и не с пустыми руками. В подарок нам привез новенький стерео проигрыватель. Он осмотрел аппаратуру. Записал, что надо в блокнот.
- Приемник заменим на более мощный, тумблеры поменяем все. Усилители поставим новые, мощнее и с фильтрами. - он говорил уверенно, как-будто предвкушал эту модернизацию.
- Кроме того, сделаем два микрофона поновее. Ждите! Через неделю это будет радиорубка крейсера! - закончил Саша перечисление намеченных действий.
- А документально это будет как-то оформлено? - Бах спросил не зря. Он уже советовался с отцом.
- Разумеется! Оформим актом, все чин чином!- весело рассмеялся наш старший товарищ.
- Это будет и моя личная благодарность. За Ваши уроки тенниса! - он попрощался с нами.
Через 10-ть дней все, что сказал Саша, воплотилось в новую практически, установку. Пришли директор, завуч, Евдокия Михайловна и конечно, Саша. то есть Александр Ильич.
Все осмотрели преобразившийся школьный Радиоузел. Директриса сказала, что нас следовало назначить заведовать еще в шестом классе. Торжественно подписали документы и все разошлись.
- Дорогие мои детки! Разве кто-нибудь, кроме Вас, смог бы такое?! Конечно, сделали все товарищи с Телеграфа! Но из дружеского расположения и уважения к Вам! Я опять и опять горжусь Вами! - она растрогалась и глаза ее повлажнели.
В нашей беседке было людно. Чинно восседали Света, Роза и Диля. Ребята сидели на скамейках, на ограде или истояли.
- О Роза наших сердец! И Ты, о несравненная "Дильсинея"! И Ты, о Света всех наших очей! Что привело Вас в негодование? Кто посмел нарушить Ваш душевный покой? - я говорил торжественно, но очень хотелось рассмеяться
- Отвечу Тебе, о "Кавалер Веселого Образа"! И в лице твоем всем "Кавалерам" нашего класса. Мы негодуем потому, что нас не привлекают к благоустройству "Радиоузла"! Вы узурпировали прпво заведования этим общеклассным владением! - Розе тоже хотелось рассмеяться.
- Я всегда говорил, что мы с Богом любим Троицу! Точнее "троиц"! А тут такая Троица - Тройка! - рпссказал о своих пристрастиях Хом.
- Кроме тебя и Бога "Тройки" любили в НКВД, а еще у медиков есть "Сантройки" - сообщил Чапа.
- Ерунда! Больше всех тройки любят…. "троечники"! - это Хач, под общий смех, закончил обсуждение троек или "Троек".
- Девчонки! А пойдемте прямо сейчас в "Рубку"! - Бах сделал приглашающий жест.
Девочки остались довольны нашей деятельностью. Но отметили недостаточный уют. Нужны одежный шкаф, портьеры и занавески на окно. Решили, что этим займутся они сами.
- Дамы! То есть, девочки! Минуточку! Вот! Это для Вас! - Заф протянул горсть перстней, сплетенных нами.
- И это все нам?! - спросила Диля.
- Не только это! Еще ручки для авосек. Берите! Будет мало, скажете! - подтвердил Заф.
- Тогда мы раздадим всем девочкам! - обрадовалась Роза. Довольные девочки засмеялись и еще раз осмотрели "Рубку".
- Предлагаю применять прозвучавшее слово "Рубка", вместо "Радиоузел"! - сказал Лер.
- Я - "ЗА"! Против есть кто? Нет! Принимаем! Через неделю привыкнем! - с удовольствием констатировал Мэл.
- Стремянку надо добыть! Портьеры вешать и лампы поправить! Протереть заодно. - напомнила Света.
Бах притащил подставку-скамейку. Мы пользовались ею в кукольном театре. Судьба кукол, ширмы и других атрибутов нам была неведома. Ну, хоть скамеечка!
Рон принес свои краски, ватман и прочее хозяйство. Надо было разместить все это. Заф, Хом и я сделали эскизы и в мастерской изготовили полки для большого и малого столов. Все, как и намечали ранее.
Установили их чуть выше середины ножек. Прямо под столешницей большого стола разместили три выдвижных ящика.
Один ящик я отобрал для инструментов. Там хорошо устроились отвертки, кусачки, пассатижи и пара молотков.
На малый стол, кроме полки, приладили и один ящик. Там командовали Мэдж и Бах.
Мы нарадоваться не могли. Все получилось! Наконец представилась возможность включить нашу аппаратуру. Был юбилей нашего района. Школу наградили Грамотой "Минпроса". В школе, в честь этого, решили устроить бал.
Мы подобрали нужные кассеты. Грампластинки тоже были наготове. Танцевать решили на первом этаже. Сначала директриса сказала в микрофон небольшую речь.
Репродукторы разнесли негромкий голос по всей школе. Потом Юлий Зенонович пригласил ее на первый танец, открывающий бал. Это был вальс "Сказки Венского леса".
Я дежурил в "Рубке". Мэдж и Бах пошли танцевать. Заглянула Света.
- Ой! Ты один? Здорово! Мы можем потанцевать прямо здесь! - она протянула мне обе руки. Заиграла музыка и мы тихонько топтались в тесноте, не замечая неудобств.
- Я знаю, что ты сказала без слов! - тихо прошептал я.
- Конечно! Это и ты сказал и тоже без слов! - она заглянула мне в глаза. А я нежно поцеловал ее в щеку.
- Сюда могут войти! Но я угадал! Ты вспомнила "Овощи"! - она кивнула. Я не отпускал ее, глядя в глаза. Заиграла музыка. В дверь постучали. Мы отошли к пульту. Стук не повторился.
Бал понравился всем. Музыка звучала почти, как в зале театра. Наша аппаратура выдержала проверку. Мы никого не подвели.
Слово "Рубка" так и не не прижилось. "Радиоузел" не поменял привычного названия.
Мы привыкли к нему. Там решалось много вопросов жизни класса. И не только. Это было начало. Нам предстояло "заведовать" еще два с половиной года!
© Copyright:
Борис Креймер 3, 2019
Свидетельство о публикации №219092100367