Взаимосвязи

Алексей Фоминых
Парадоксы нумизматики.
В мире все взаимосвязано. Это относится к природе – если человек вмешивается в ее сферы слишком грубо – тут же получает ответную реакцию в виде изменения погоды, ураганов или землетрясений.  В сфере общения , разговаривая с незнакомым человеком, мы можем без труда обнаружить общих знакомых. Наши поступки,  несомненно,  связаны с тем,  что ждет нас в будущем. Часто взаимосвязи бывают просто фантастические. Они сближают события, людей и их дела в самых необычных и неожиданных ракурсах.
Не чуждо это явление и науке нумизматике. Вот перед нами две серебряные монеты. Денарий императора Октавиана Августа – первого римского императора и русская «копейная денга», проще – копейка,  чеканенная при Иване Васильевиче Грозном.
На первый взгляд сходство очевидно! В верхнем поле обоих монет есть отверстия для ношения их как украшение. Пробитое отверстие очевидное,  но не единственное сходство  этих,  на первый взгляд, абсолютно разных монет. На самом деле объединяют их, более глубинные взаимосвязи. Разберем все по порядку.
Для начала вернемся к отверстиям на монетах. Украшениями эти платежные средства стали в разные эпохи и у разных народов.
Денарий мог стать женским украшением в эпоху переселения народов в 4-5 веке нашей эры. К этому времени он уже вышел из обращения. Кстати,  есть распространенная версия,  что предки русских -славяне не носили монет как украшения, а видели в них только платежное средство. Исторические источники этому противоречат,  к примеру, записи путешественника Фадлана, посетившего Волжскую Булгарию, он оставил описание наряда женщин русов: "На шеях у них несколько рядов монист из золота и серебра…". Ношение ожерелий подобного типа было распространено у разных народов - волжских булгар, татар, армян, греков. До нынешнего времени эти древние украшения фигурируют как в азиатских, так и европейских женских национальных костюмах, например, в Сербии, Македонии, Болгарии, Румынии и других. Всем известно о цыганских монистах – ставших привычной частью их национального костюма. Слово"монисто" известно в старо-славянском и русском, в украинском оно называлось «намисто». Славянские женщины вполне могли носить на монистах древнеримские монеты – через земли кривичей пролегал «янтарный путь» от берегов Балтики – и здесь находки римских монет стали уже обыденным явлением.
Серебряная монета Ивана Грозного – копейка тоже была женским украшением, но уже в среде финно-угорских народов и конечно в более позднее время от 16 века и вплоть до 20. Слово «монисто» сегодня прочно соотносится с финно-угорским национальным костюмом. Опять же это не так – есть версия что слово «монисто» произошло не от слова монета, а само название платежного средства  произошло от слова «монисто», такой вот лингвистический парадокс!
Происхождение слова monista связывают с более древним праиндоевропейским "moni" - шея и латинским же "monile" - ожерелье, еще это может означать конскую  гриву, на санскрите "mаnуa" это  затылок. Так вполне возможно,  что слово "монета" произошла от древнего названия шейных украшений, а вовсе не наоборот. Напомню,  что по официальной версии принятой сегодня в нумизматике – «монета» значит предупредительница. Это один из эпитетов римской богини Юноны. Именно ее священные птицы – гуси , спасли Рим от нашествия воинственных галлов. Они своими криками предупредили о противнике городскую стражу, которая не ожидала ночного нападения. В храме Юноны-Предупредительницы (Монеты) был основан первый римский монетный двор. Поэтому и металлические кружки, чеканившиеся здесь стали называть «монетами» в честь Юноны.  Теперь, этимологию слова «монета» можно рассматривать и под другим углом зрения,  уходящим в индоевропейскую общность народов. Почему бы и нет? Слово монета произошла от названия шейного украшения – это не так уж невероятно!  Приведу пример из русской истории,  в древности все воины –дружинники, приближенные князей и воевод носили на шее гривны –украшения из меди, серебра, а сами князья могли позволить себе и золотые гривны. Шейное украшение называлось «гривна» потому как носили его на «загривке» на шее. Известно, что древнерусские князья рассчитывались со своей дружиной "гривнами", которые сначала носили на шее в качестве украшений. В соответствии с металлом и весом гривны имели определенные стандарты и конкретную стоимость и могли использоваться в качестве денег. Затем «гривна» стала денежной единицей в виде слитка серебра.  Сегодня в обиходе сохранились эти понятия. «Гривенник»10 копеек и «гривна» – денежная единица Украины. Если в этом случае четко прослеживается влияние названия шейного украшения на образование общеупотребительного наименования денежной единицы – почему так же не могло быть с «монетой» от «монисто»? Версия интересная, требующая дополнительной проработки.

«Мы от Августа Кесаря родством ведемся"

Римский денарий императора Августа был чеканен в 4-2 г.г. до нашей эры. Рассмотрим аверс денария. На нем довольно реалистичный, хотя и побитый временем портрет императора Августа. Круговая легенда гласит: CAESAR AVGVSTVS DIVI F PATER PATRIAE*, что можно прочесть как «Цезарь Август Божественный Счастливый Отец Отечества»

* Круговая легенда на римских монетах I  в до .н.э. и I в. н.э. читается справа –налево.

- родовое имя Цезарь юный Октавиан принял после оглашения завещания Юлия Цезаря убитого заговорщиками прямо в Сенате в 44 году до.н.э. В завещании Цезарь усыновлял своего родственника  Октавиана и назначал его наследником огромного состояния. Имя и богатства Цезаря помогали Октавиану приобретать уважение среди солдат и находить сторонников в ходе борьбы за власть в Риме , с именем Цезарь он победил всех противников и стал единоличным правителем огромных территорий в Средиземноморье. На монете Август предстает перед нами преемником славы Цезаря и Отцом Отечества.
Рассмотрим другую монету, чеканенную по прошествии более чем полутора тысяч лет – копейку Ивана Грозного. Нас интересует реверс. На русских монетах 16 века аверс не имел легенды, а только обозначение монетного двора,  изображался на аверсе всадник символизировавший победоносного , сильного правителя Руси.На реверсе серебряной копейки мы читаем «ЦРЬ* И КНЯЗЬ ВЕЛИКИЙ ИВАН ВСЕЯ РУСИ» здесь на первый взгляд все просто «Царь и Великий князь» , так стали титуловать Великого князя московского начиная с эпохи Ивана Васильевича Грозного.

*Знак «титло» над словом предполагал его сокращение. Исконная функция титл как сокращений весьма прагматична: они использовались для экономии бумаги, чернил и места на дорогом пергамене или бумаге.

Вот здесь мы и найдем еще одно сходство этих на первый взгляд столь различных монет. На римском денарии и на русской копейке легенда с титулом правителя начинается одинаково! На денарии первое слово «CAESAR» на копейке «ЦРЬ» -  это , как вы уже догадались, ничто иное как имя Цезарь, ставшее родовым именем династии Юлиев-Клавдиев, а позже и официальным титулом римских императоров. Но простите, причем тут наш Иоанн Васильевич?
Иван Грозный как мы знаем, был одним из последних Рюриковичей, и чрезвычайно трепетно относился к истории возникновения своего рода.
Грозный царь род свой считал самым древним. «Мы от Августа кесаря родством ведемся», — писал он шведскому королю. Ведь официально принятая в «Сказании о князьях Владимирских» генеалогия утверждала, что родоначальник династии Рюрик был потомком Пруса, брата римского императора Августа.

Вот что сообщает «Родословие Великихъ Князей Российскихъ»:
«Брата жъ своего Пруса (Август Кесарь)  постави въ березехъ Вислы реки, въ градъ Мадборокъ и Турунъ и Хвоиницы и преславный Гданескъ, и иныхъ многихъ градовъ по реку, глаголемую Немонъ, впадшую въ море и до сего числа по имени его зовется Пруская земля. А отъ Пруса 14 колено Рюрикъ. Въ тажъ времена въ Новегороде некий старейшина, именемъ Гостомыслъ, скончаваетъ житие, и созва онъ Владальца сущая съ нимъ Новаграда, и рече: советъ даю вамъ, да послете въ Прусскую землю мудрые мужи, и призовите Князя отъ тамосущихъ Князей. Онижъ, шедше въ Прусскую землю, обретоша Князя Рюрика, суща отъ роду Римскаго Царя Августа, и молиша его съ посланными всехъ Новоградецъ, дабы шелъ къ нимъ княжити.»
Конечно эта история – не реальная история рода Рюриковичей, а скорее способ встать на одну линию с европейскими монархами и императором Священной Римской империи. Для московского князя это был сильный шаг с точки зрения международной политики ,он как и правители Европы с помощью родословной пытался усилить свои позиции. Объединив многонациональные земли Русского севера, Сибири и южных степей – с помощью звучного титула Цезарь или как еще писали Кесарь, московский великий князь желал заявить о создании мощного государства с амбициями на мировое влияние.  В это время как раз и начинается превращение Руси в Россию. Становление сильного централизованного государства. Исторический авторитет первого римского императора Августа был, политической опорой и средством обоснования права на власть, для первого русского самодержца.
 Иван IV продолжил собирание Русских земель и начал стремительное продвижение на Восток,  к Сибири. Ему удалось объединить осколки империи Чингисхана, создать политическую, государственную систему России. Для достижения этих целей Иван Грозный вооружился идей возникшей еще во времена его деда Ивана III женатого на византийской принцессе Софье Палеолог "Москва - Третий Рим", эта идея сформулированная старцем  псковского Елеазарова монастыря Филофеем  в 1524 году,  на столетия вперед, стала краеугольным камнем русской государственности.
По мнению русского историка , профессора Н. С. Чаева (1897-1942): «Теория Третьего Рима идеологически обосновывала и оправдывала действия правительства по созданию сильного централизованного государства, она была призвана сформировать идеологический облик Москвы. В сфере внутренней политики централизация власти в руках царя-самодержца оказала влияние на социальное развитие в целом. В сфере внешней политики создание Московского царства влекло за собой поддержку восточных христиан, колонизацию и христианизацию земель на Востоке и, наконец, оно придало больший вес московским дипломатам в их отношениях со странами Запада»
Еще одна общая грань столь различных монет,  денарий и копейка в первую очередь служили для выплаты жалования военным. Август платил денарий в день легионеру. Около двух-трех копеек в день получал русский стрелец на государевой службе. Интересно,  что три копейки в день по весу серебра примерно приближаются к весу римского денария. То есть зарплата служивых была в какой-то мере даже соотносима и за 15 столетий сильно не изменилась от Рима до Москвы и тот и другой в день могли получить до трех грамм серебра  монетой. Как римский легионер, так и русский стрелец в начале легенды на  монете читали одно имя – Цезарь! Caesar- црь- царь.  Хотя между монетами существует временная пропасть в полторы тысячи лет имя римского полководца Юлия Цезаря принятое в наследство Октавианом Августом и сегодня объединяет их! Редкие рукописи времен Ивана Грозного сохранили для нас его тягу к римской истории и ее героям – а вот копейные денги в миллионных тиражах разнесли по огромной территории России государственную идеологию «Москва третий Рим! Два Рима пали (Рим и Константинополь) , третий стоит (Москва), а четвертому не бывать!»
 
Печать судьбы.

Что еще объединяет эти монеты? Судьба правителей имена,  которых запечатлены в монетном металле. Судьба, даровав им власть и могущество отняла, наверное,  самое ценное для человека – простое семейное счастье. Оба правителя по-своему были несчастны и пережили множество трагедий связанных с их родными. Обратимся к денарию императора Августа. На реверсе монеты мы видим две фигуры юношей. Это родные внуки императора. От брака с полководцем , победителем флота Клеопатры, Марка Агриппы и дочери Августа Юлии родились два сына — в 20 г. до н. э. Гай  и  в 17 г. до н. э. Луций. Их обоих Август усыновил. Впоследствии они уже именовались как его сыновья.
Денарий показывает - Гая и Луция с символами новой должности «первых среди юношей» princeps iuventutem ставшей постоянным титулом наследников престола в Римской империи и дошедшей до наших дней в сокращении  - «принц».
Сам Август писал в своем «политическом завещании»:
«Сыновей моих, Гая и Луция Цезарей, чтобы почтить меня, сенат и народ римский, когда им было пятнадцать лет, назначил консулами*, чтобы они вступили в эту должность через пять лет… А все римские всадники обоих их провозгласили начальниками молодежи, дав серебряные щиты и копья».

*Консул в Риме – высшая гражданская должность. Одновременно избирались два консула сроком на один год. Консулом мог стать представитель сенаторского сословия . В императорский период император сам назначался на должность консула.

Именно эти копья и щиты изображены на монете. Сами «принцепсы» одеты в магистратские тоги — символы их назначения консулами. Кроме того, на монете представлены священные знаки жречества жезл и ковш понтифика.
Август возлагал на Гая и Луция огромные надежды, хотел передать им власть,  но смерть отняла их у него. Гай погиб на Востоке, готовя войну с парфянами, а Луций умер по дороге в испанские провинции. Внезапная смерть двух знатных юношей вызвала множество толков в римском обществе. Нашлись «злые языки», которые обвиняли в смерти братьев,  жену Августа Ливию,  как подозревали, она расчищала путь к власти своему сыну от предыдущего брака Тиберию. Отголоски этих слухов мы встречаем у Тацита, который называет ее «злой мачехой дома Цезарей». Забегая вперед, скажем, что под влиянием Ливии впоследствии Август усыновит Тиберия и тот станет следующим римским императором. К концу своего правления Тиберий прославится неимоверной жестокостью и развратом.
Копейка Ивана Васильевича не несет на себе информации о его наследниках , но мы знаем что он тоже пережил схожую трагическую историю. Дмитрий Иванович (11 октября 1552 — 4/6 июня 1553), наследник престола, погиб в 1553 году при спуске царской семьи со струга, тогда перевернулись сходни, младенец упал в воду и утонул. Иван Иванович (28 марта 1554 — 19 ноября 1581), по одной из версий, погиб во время ссоры с отцом, был убит Иваном Грозным в приступе неконтролируемого гнева, по другой версии, умер в результате болезни 19 ноября 1581 г. Василий (сын от Марии Кученей) — умер во младенчестве (1563). Царевич Дмитрий, (1582—1591), погиб в детстве по одной из версий зарезал себя в припадке эпилепсии, по другой — его убили люди Бориса Годунова. Федор Иоаннович (1557-1598) наследовавший русский престол после Ивана Грозного – по настоящему «последний Рюрикович», а значит по версии «Родословия Великихъ Князей Российскихъ»  последний правитель России, относивший себя к роду Августа. Царь Федор  был не способен к государственной деятельности, по некоторым данным слабый здоровьем и умом он принимал мало участия в управлении государством, находясь под опекой сперва совета вельмож, затем своего шурина Бориса Фёдоровича Годунова, который с 1587 года фактически был соправителем государства, а после смерти Фёдора стал его преемником. Так Россия оказалась на пороге смутного времени…
Еще раз обратимся к монетам,  между которыми, паче чаяния, обнаружили столько общего. Вспомним титул внуков императора Августа Гая и Луция , princeps iuventutem - первые среди юношества. Впервые этот титул появился именно на денарии с изображением усыновленных Августом внуков. С этого времени слово «принц» стало не только составляющей исторических хроник , но и прочно вошло в фольклор и драматургию. «Гамлет принц датский» Шекспира, «Принц на белом коне»  как идеал мечты романтичных натур - все эти образы не могли бы состояться в истории, если бы Август не решил с помощью монетной чеканки объявить о высоком статусе своих предполагаемых наследников.
А что на Руси? У нас в русских сказках никогда бы не появился такой яркий персонаж как Иван Царевич , если бы Иван Грозный не указал на монете свой титул «ЦРЬ» – «ЦЕЗАРЬ». Именно тогда, в 16 веке, а ни как не раньше, в русском фольклоре мы можем встретить «Царевича» - сына «цезаря» – сильного  ловкого и находчивого молодого человека. До этого сказителям,  надо полагать приходилось довольствоваться другими именами сказочных персонажей. Не будь у Ивана Грозного титула Цезаря – царя, возможно,  все героические приключения, такие как, спасение томящихся красавиц из темниц, борьба с Кощеем и другими злобными персонажами сказок, достались  иному сказочному персонажу – Иванушке Дурачку. Нет, Иван Царевич, все-таки лучше!
Династия Рюриковичкй закончилась со смертью царя Федора Иоанновича. Смутное время выдвигало  на первый план истории то отчаянных проходимце и авантюристов, то народных героев и настоящих патриотов. Земский собор 1613 года положил конец лихому безвременью и на российский престол взошел первый царь из династии Романовых Михаил Федорович. Легенды на монетах этого царя  и монетах его сына Алексея Михайловича так же начинались с титула «ЦРЬ». В эпоху реформ Петра Великого серебряные «чешуйки» уступают место  медным копейкам, из серебра чеканят рубли и полтины, на всех монетах присутствует сокращенное имя «Цезарь» в русской транскрипции – «царь». С 1721 года Петр I принимает титул императора Всероссийского. Россия становится империей, а ее правители императорами и императрицами. При этом в официальных бумагах еще два столетия сохраняется производная от имени первого императора Рима. Это титул наследников и наследниц. Дочь Петра Елизавета до вступления на трон именуется «цесаревной». В  19 веке цесаревичи Александр и Николай, все еще носят этот почетный титул восходящий своими корнями к имени римского полководца Юлия Цезаря. Последним цесаревичем в Российской истории стал Алексей Николаевич сын императора Николая II, расстрелянный большевиками вместе с родителями, сестрами и прислугой в Екатеринбурге в подвале дома Ипатьева в 1918 году. С этого времени имя Цезаря навсегда уходит из политической реальности государства Российского, оставаясь на монетах, в летописных сводах, русских народных сказках и на пожелтевшей бумаге императорских манифестов.

Алексей Фоминых.