Камни небесные Астрономия и нумизматика

Алексей Фоминых
15 февраля 2013 года  на высоте 15 километров в окрестностях города Челябинска взорвался суперболид –крупный метеорит. Как удалось выяснить астрономам,  это был осколок астероида разрушившегося в результате входа в земную атмосферу. Событие поистине историческое. Впервые более чем за сто лет после падения Тунгусского метеорита человечество столкнулось с грозным вестником небес, встреча с которым сулит опасности и разрушения.
Но есть в истории Челябинского метеорита и присущие 21 веку особенности. Если падение и последствия вторжения в земную атмосферу Тунгусского метеорита видели жители таежных поселков и охотничьих заимок то в Челябинске его не только увидели тысячи людей – падение небесного камня зафиксировали десятки камер наружного наблюдения , авторегистраторы. Части суперболида пополнили экспозиции музеев, планетариев, частные коллекции и даже попали на монеты! Правительство острова Кука, это часть Новой Зеландии выпустила в обращение серебряную монету номиналом 5 долларов с частичкой челябинского метеорита! Монету изготовила компания "Coin Invest Trast". Масса монеты 20 граммов, диаметр 38,61 мм, тираж 2,5 тысячи штук.
На одной стороне отчеканен портрет Елизаветы II, королевы Великобритании. С другой, человеческий глаз с фрагментом небесного тела по центру.
Монета, запечатлевшая на века такое грандиозное астрономическое событие это замечательное,  новаторское решение скажет иной любитель нумизматики, и будет не прав.
Попробуем заглянуть в прошлое веков так на двадцать и что мы там найдем?
***
Благодаря античным монетам мы можем многое узнать об астрономических событиях происходивших в Древнем мире. Отсутствие  видеофиксации событий,  сполна компенсируется нумизматическими источниками.
Почему монеты так важны в исследовании астрономических явлений прошлого?
- Большинство источников информации на папирусах , пергаменте и бумаге просто оказались утраченными. А металл смог сохранить ту информацию,  которую ему доверили люди, современники ярких и необычных космических явлений.
Комета Цезаря (числовое обозначение C/-43 K1) – Великая Комета 44 г. до н.э – была, возможно, самой известной кометой античности.
Семидневное появление кометы было воспринято римлянами как признак обожествления недавно убитого Юлия Цезаря.
Комета Цезаря известна древним писателям как «Юлианская Звезда» или «Звезда Цезаря».
Согласно Светонию, прямо во время торжеств посвященных Божественному Юлию «комета сияла в течение семи последовательных дней и, как полагали, была душой Цезаря вознесшейся к богам».
Комета стала сильным символом в политической пропаганде против врагов Цезаря и была на пользу его внучатому племяннику Октавиану будущему императору Августу.
В 42 г. до н.э в Риме был построен храм обожествленного Юлия  и посвящен  непосредственно «культу кометы». Позади храма было установлено огромное изображение Цезаря и, согласно Овидию, пылающая комета была прикреплена ко лбу статуи.
 Комету Цезаря наблюдать  можно было и при дневном свете. Она  была, возможно, самой яркой кометой дневного света в истории. Существует теория, что  ее яркость была вызвана приближением к Солнцу и последующим распадом.
 Умный и хитрый политик Октавиан Август обратил небесное явление в свою пользу – он начал чеканить монеты с изображением этой космической гостьи. На монете комета изображена как – звезда,  испускающая мощные световые лучи и имеющая небольшой хвост. Изображение кометы,  разошедшееся по рукам в виде небольших серебряных монет, помогло Октавиану  еще сильнее укрепить свою власть и влияние среди римского народа.
Комета Цезаря,  свершив свою историческую миссию,  покинула пределы Солнечной системы. Возможно она не пережила соприкосновения с излучением Солнца и превратилась в космическую пыль. И только редкие сегодня монеты запечатлели во всей красе это астрономическое событие.  Но в истории Земли есть случаи, когда камни небесные запечатленные на монетах сохранились до наших дней и увидеть их можно как на монетах,  так и в музее.
***
Древние люди считали, что камни, упавшие с неба, это – экстраординарное событие, а часто и знак божественного провидения. В результате, анализа одних из первых образцов железного оружия и инструментов,  выкованных более чем за 3000 лет до н.э.  было установлено, что они изготовлены из очень необычного сплава железа и никеля -метеоритного железа. 
В мифологии скифов есть эпизод с падением орудий труда с неба! Думается,  здесь тоже не обошлось без «гостей из космоса».
Даже  ожерелья и бусы времени первой династии в Египте (около 3200 лет до н.э.), найденные на плато Гиза в 1911г.  были изготовлены из метеоритного железа!
Падение метеоритов было не раз описано греческими и римскими авторами.
В Сирийском городе Эмеса (ныне город Хомс в Сирии) в древности был расположен храм, в его стенах хранился кусок черного камня конической формы, который  древние римляне считали  метеоритом. Откуда взялся камень и когда появился, также доподлинно неизвестно. Историк Геродиан, сохранил для нас одну из версий происхождения Черного камня: "Воздвигнут ему громадный храм, украшенный большим количеством золота, серебра и роскошными драгоценными камнями. Он почитается не только местными жителями, но и все соседние варварские сатрапы и цари каждый год щедро посылают богу роскошные посвящения. Там нет, как у элиннов или римлян, никакой сделанной руками человека статуи, передающей образ бога; имеется там некий огромный Камень, снизу закругленный, кончающийся острием, форма у него конусообразная, цвет же черный. Они торжественно заявляют, что он упал с неба, показывают какие-то незначительные выступы и вмятины от удара; они хотят, чтобы это было нерукотворное изображение Солнца — так им хочется видеть»
От названия культа этого небесного камня  произошло даже имя римского императора Элагабала. 14-летний потомственный жрец этого храма, благодаря череде династических интриг его бабки Юлии Месы и ее деньгам, был провозглашен Императором Рима и стал именоваться Марком Аврелием Антонином Гелиогабалом (218 — 222 г.г. н.э.)
(  Гелиогабал – от греч. Имени божества  Гелиос -Солнце ).
 Сохранилось свидетельство Геродиана о плясках императора вокруг алтаря Эл-Габала под звуки цимбал и барабанов, на которых играли сирийские женщины.
Первым же своим официальным распоряжением Элагабал приказал поместить священный метеорит в храм Юпитера в Риме на Капитолийском холме. Это была запоминающаяся процессия: камень, уложенный в роскошный чехол, вышитый золотом, с изображением орлов и звезд с восьмиконечной звездой сверху, указывающей на божественное происхождение, везли на позолоченной квадриге, показывая толпе. Его коническая форма присуща всем метеоритам, которые пережили огненный проход через атмосферу.
Этот сюжет нашел отражение в чеканке монет, на которых юный правитель назван «Непобедимым» и «Верховным Жрецом», «Жрецом Бога-Солнца Эл-Габала». На другой; монете, выпущенной в Антиохии, изображена триумфальная колесница, запряженная четверкой; лошадей под четырьмя балдахинами, везущая священный конический камень, увенчанный римским орлом.
После убийства Гелиогабала в 222 г. до н.э. камень,  был возвращен в Эмесу. Затем его изображение было замечено лишь в 253 году  н.э. на исключительно редких монетах Урания Антонина, узурпатора с неясной судьбой и известного, пожалуй, лишь благодаря своим монетам. Он был жрецом Эль-Габала в Эмесе . Камень был разрушен, вероятно, в 4-м веке нашей эры, когда сохранившиеся языческие храмы были превращены в церкви.
***
 
Долгое время метеоритом считался и камень изображенный на монетах острова Кипр.
Известный по всему Средиземноморью храм Афродиты в Пафосе с древнейших времен считался главным святилищем этой богини, и согласно археологическим данным был построен около 1200 года до н. э., еще до начала ахейского переселения. Даже великий Гомер описывал это святилище в своих произведениях. Храм представлял собой большую огороженную площадку (приблизительно 20 ; 50 метров), называвшуюся «теменос», где не было зданий, а вместо них располагались алтари и места для приношения даров. Стена, окружающая «теменос», остатки которой можно видеть и в наши дни, сложена из гладко отесанных блоков, с большим количеством нерегулярных отверстий — их предназначение до сих пор остается загадкой. Сакральным центром этого святилища был темный серо-зеленый конический камень. Ему поклонялись, как воплощению богини Афродиты, по крайней мере с 1300 г. до н.э. Этот священный камень, помещенный в храм, изображался на провинциальных монетах Кипра при императорах Августе, Траяне, Веспасиане, Каракалле.
Интересно,  что этот «небесный камень» был обнаружен во время раскопок на месте храма  немногим более ста лет назад и долгое время хранился в подвале запасников Национального музея Никосии, пока не был доставлен в местный археологический музей в Куклии , где он сейчас и выставлен. Камень имеет размеры 130 х 90 см и весит около тонны.
С IV века н.э. когда христианство стало набирать силу и влияние в Римской империи,  храм Афродиты  перестал быть местом массовых языческих ритуалов,  он постепенно разрушался от землетрясений,  местные жители разбирали камни алтарей и стен для постройки своих домов. В наше время от храма остался только фундамент, да разбросанные по территории обломки колонн.
К счастью внешний облик храма Афродиты на Кипре с основными архитектурными деталями и элементами для нас сохранили  античные монеты.
Исследования,  проведенные в 20 веке,  показали,  что камень храма Афродиты  не является метеоритом, он не магнитился и не имеет следов прохождения через плотные слои земной атмосферы. Сегодня камень точно определен геологами,  как андезит – магматическая горная порода вулканического происхождения. А его темная блестящая поверхность – похожая на оплавленную корку  это всего лишь следы тысячелетних приношений и возлияний в честь богини Афродиты, превратившиеся за тысячелетия истории в камень мед, воск и возможно вино.
Конический объект поклонения  из храма города Эмесы в Сирии до нас не дошел и поэтому выводы о его происхождении делать сложно. Но астрономы, детально изучив изображения на античных монетах,  убеждены -  по форме он очень похож на настоящий метеорит.
***
Религиозные символы древнего мира связанные с космосом казалось бы – дела давно минувших дней , преданья старины глубокой. На самом деле в нашей культуре много следов древних «космических» культов.
Обратите внимание на то что русский сказочный персонаж изображенный на картине Виктора  Васнецова «Кащей Бессмертный» 1917-1926 г. , удивительно похож на римских императоров – особенно корона. Художник этот образ создавал,  опираясь на народное творчество – лубковые картинки, где отражались поверья народа существовавшие с древнейших времен. Корона на голове коварного Кощея очень напоминает – головной убор римских императоров III века нашей эры. В нем они и изображались на монетах «антонинианах». Зубчатая или лучевая корона – говорила об их родстве с Солнцем – божеством позднеримского пантеона. Возможно, в древности образ Кощея в народной памяти славян сформировался под влиянием монет императора Клавдия Готского. (268-270г.г.) Это было время разрушительных налетов на империю готских племен, к которым в процессе грабежа естественно  попадали монеты Рима. А уже в IV-V  веках славяне столкнулись с отрядами готов. Наверное, тогда к ним попали и монеты с изображением головы в зубчатой короне. Так как встречи с воинственными готами часто приносили древним славянам только неприятности, монеты,  попадавшие к ним в ходе сражений и готских набегов - навеяли образ сказочного злодея.
Теперь давайте обратимся к нашей литературной классике. Вот, например,  «Сказка о царе Салтане» Александра Сергеевича Пушкина! Чудесное описание прекрасной царевны-Лебедя:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
Полумесяц,  помещенный под прическу сказочной героини можно встретить на  бронзовых и серебряных монетах имевших хождение в Римской империи и у окрестных народов в III – IV веках нашей эры. Лунный серп являлся атрибутом,  сопровождавшим изображение римских императриц на двойных денариях «антонинианах»,  как символ Луны ночного светила символизирующий женское начало, тогда как лучевая  корона императора - мужчины на  монетах , обращавшихся в этот же период  символизировала культ Солнца. С глубокой древности изображения Луны присутствовали в гардеробе каждой женщины лесостепной полосы Евразии вплоть до XII столетия. Их носили как украшение, вышивали на одежде, вплетали в прическу. Изображение молодого месяца символизировало плодородие, женское здоровье и безопасность детей.
В «Сказке о царе Салтане» одна из главных героинь царевна Лебедь украшена как раз полумесяцем. Несомненно, что этот образ Александр Сергеевич взял из русских народных сказок и  старинных обрядовых песен,  слышанных им  в детстве.
Древние монеты и астрономические символы, отраженные на них смогли оказать заметное влияние на развитие устного народного творчества. Этот факт подтверждается и большим количеством кладов римского времени обнаруженных, на территории проживания славянских племен. Среди находок  немало монет, с изображениями Луны, Солнца, звезд, колесницы с восседающим солнечным божеством -  с зашифрованными символами самых различных космических объектов, чей далекий свет так занимал пытливые умы наших предков.

19.09.2017 г.