Лев Толстой о голоде в России

Николай Самойлов
Сегодня много говорят о счастливой и сытной жизни в царской России. Для президента она идеал. Так ли было в самом деле?
В 1891 году Толстой пишет статью «О голоде».
Статья входит в цикл статей Л. Н. Толстого о голоде 1891–1893 гг., охватившем половину губерний в России. Это одна из самых острых и глубоких обличительных социально-политических статей Л. Н. Толстого. Толстой не признавал путь мелких подачек народу, которыми «рвет богачей», а обвинял сам эксплуататорский строй: «Неужели люди, теперь живущие на шее других, не поймут сами, что этого не должно, и не слезут добровольно, а дождутся того, что их скинут и раздавят?».
Бедственное положение в регионах усугубляли эпидемии: сначала тиф, затем холера. Страдания простых людей вызвали сочувствие образованных слоев общества. В их числе был и граф Лев Толстой. Он объезжал голодные деревни Тульской и Рязанской губерний, организовывая бесплатные столовые. Он писал: «Зачем обманывать себя? Народ нужен нам только как орудие. И выгоды наши (сколько бы мы ни говорили противное) всегда диаметрально противоположны выгодам народа». Нужно перестать делать то, что вредит народу, перестать объедать его. Кто бы прочёл эти слова нашим правителям.
«Это та деятельность, которая заставляет в нынешнем голодном году в голодной местности, что я видел не раз, крестьянку, хозяйку дома, при словах: «Христа ради», слышных под окном, пожаться, поморщиться и потом все-таки достать с полки последнюю, начатую ковригу и отрезать от нее с пол-ладони кусочек и, перекрестившись, подать его».
Так сейчас СМсками собираем деньги на лечение детей работающих родителей.
Писалась статья «О голоде» трудно: «Затеял писать статью о голоде и об отношении к этому общества, да никак не совладаю с ней. Слишком многое хочется сказать и не могу свести всего к одному центру», – признавался Толстой. «Пишу теперь о голоде. Но выходит совсем не о голоде, а о нашем грехе разделения с братьями. И статья разрастается, очень занимает меня и становится нецензурною», – сообщал он близкому ему тогда студенту Московского университета М. А. Новоселову, помогавшему на голоде*.
Толстой планировал разместить статью в журнале Н. Я. Грота «Вопросы философии и психологии», однако публикацию запретили, номер журнала арестовали.
Пришлось отправить статью за границу. Под заголовком «Почему голодают русские крестьяне?» публикация появилась в английской газете «Daily Telegraph».
Н. Н. Страхов писал Толстому: «Против Вас обнаружилось что-то удивительное – против Вас поднялась такая злоба, такое непобедимое раздражение, что ясно было: Вы задели людей за живое сильнее всяких революционеров и вольнодумцев» (Т. 66, с. 205).
Циркуляр 1892 года, запрещал  статьи и рефераты Л.Н. Толстого в ученых обществах, состоящих при Московском университете. Толстой задел людей за живое.  Жене писателя, Софье Андреевне даже пришлось посменно опровергать слухи  об аресте Толстого.
Будто сегодня написано:
«Только те невежественные люди, из которых самые невежественные – это те, что составляет двор, могут не знать того, что я писал, и думать, что такие взгляды, как мои, могут в один день вдруг перемениться и сделаться революционными. Все это смешно. И рассуждать с такими людьми для меня и унизительно, и оскорбительно». И важное замечание: «То, что мною написано в статье о голоде, [писалось] много раз, в гораздо более сильных выражениях. Что ж тут нового? Это все дело толпы, гипнотизация толпы... пожалуйста, мой друг, ни одного слова не изменяй и не прибавляй, и даже не позволяй изменить. Всякое слово я обдумал внимательно и сказал всю правду и только правду» (из переписки с женой в феврале 1892 г.).

Текст статьи, предназначенный для журнала «Вопросы философии и психологии», впервые был опубликован под заглавием «Письма о голоде» в издании М. Элпидина в Женеве в 1896 г.