Об ответственности национальных элит Русского Мира

Ион Жани
        В 1929 году,  талантливый азербайджанский драматург, поэт, театральный постановщик и сценарист, Заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР (1928), зачинатель социалистического реализма в азербайджанской драматургии Джафар Кафар оглы Джаббарлы во время месячника культурного единства народов Закавказья побывал в Грузии и Армении. После этой поездки он  написал пьесу, которая называлась «В 1905 году».
       О том, как зародился замысел пьесы, как было опубликовано в газете «Адебият газети» («Литературная газета») от 30 мая 1934 года, Джаббарлы,  говорил:
Находясь в Грузии, Армении и Нагорном Карабахе, я встречался с людьми разных национальностей. Они были заняты мирным социалистическим строительством. Я встретил однажды кочевников. Рядом со стадом шагала одна азербайджанка. Она была без чадры. Позже я встретил ещё одну женщину. Это была армянка, одетая точно, как и первая. С первого взгляда трудно было отличить их друг от друга. Домашний скарб, сельскохозяйственные орудия, обычаи, песни и танцы этих народов были одни и те же. По существу, эти два народа составляют один народ. А если так, то, что толкало некогда эти народы на кровавые столкновения? Я глубоко задумался над этим вопросом, стал изучать жизнь и, таким образом, начал работать над пьесой, в которой показывается колониальная политика русского самодержавия, столкнувшая лбами с целью отвлечь внимание масс от революции два братских народа. Избрав 1905 год фоном национальной резни, я написал пьесу «В 1905 году».

Однако, столь ли однозначно можно винить в происходящих в годы первой русской революции именно  колониальную  политику русского самодержавия? Если виной братоубийственных межнациональных конфликтов было русское самодержавие, тогда, как объяснить не только сохранение многочисленных народов Империи с их национальными традициями, языком образом жизни, но и их гармоничное развитие, при отсутствии отличия  жизненном уровне, включая и сам русский народ. По всем бескрайним просторам Империи, многочисленные народы, люди, практически, имели одинаковые  права и обязанности и жили по одинаковым законам. Здесь, конечно следует отметить, о наличие  сословий в Империи, что, очевидно, предполагало отсутствие социальной справедливости, в современной её трактовке. Словом, Российская Империя была буржуазным государством, со своими недостатками и достоинствами. Главное, что следует особо отметить, это, то, что Российская Империя  не была националистическим государством, в котором принадлежность, хоть к какой,  этнической группе  или народу сулило бы какие-либо выгоды или привилегии. За редким исключением  ограничений, обозначенных чертой оседлости для вполне определённых лиц по принадлежности к сектам, отнюдь – не по этнической принадлежности. Ибо, всякий, кто отрекался от сектантства и принятия христианства или ислама, обладал всеми правами и обязанностями без ограничений.  Очевидно, объяснение трагических событий между народами Империи, в частности, между армянами и азербайджанцами в  начале 20-го века «колониальной политикой русского самодержавия», истинным гуманистом своего времени,  Джафаром Джабарлы были основаны на уверенности в несомненной благостности революции всуе для народов Империи. С другой стороны,  кто может взять на себя ответственность упрекнуть  человека, бесконечно желающего благоденствия братским народам,  в заблуждении? Разве кто-либо из уважающих себя мыслящих наших современников может утверждать, что в 30-е годы 20-го столетия человек желающий добра и блага для всего праведного человечества, каковым был Джафар Джаббарлы, мог думать иначе? Это сегодня, мы, умудрённые опытом, уже свершившихся исторических процессов, можем позволить себе некую вольность в оценке истории. Как говорится,- «если бы, да, кабы». Увы, история не имеет сослагательного наклонения. Потому,  нашим современникам, людям желающим продолжать  гуманистическую деятельность столь благородных личностей, каким был Джафар Джаббарлы, остаётся только преклоняться перед их памятью, за их беззаветные труды во всеобщее благо…
В свою очередь, один из современников Джаббарлы, видный театральный деятель Армянской ССР, Вардан Никитич Аджемян, говоря о пьесе Джафара Дждаббарлы, отметил, что: «при всей масштабности охвата событий автор добивается подлинной глубины художественного проникновения в их суть».
 Достаточно познакомиться со сценой баррикад, когда два друга, армянин Аллахверди и азербайджанец Имамверди, стечением обстоятельств, оказавшиеся в противоположных лагерях, поначалу дерутся как враги, но, узнав один другого, проклинают те силы, которые затеяли эту кровавую резню, чтобы удостовериться в точности оценки Аджемяна пьесы "В 1905 году".
«Истинный гуманист, Джафар Джаббарлы сумел довести до каждого рядового читателя и зрителя свою мысль. Только человек образного мышления, большой мастер мог задумать такую сцену. В основе же образного мышления Джабарлы лежит подлинная гражданственность».
Такую оценку даёт Аджемян своему азербайджанскому собрату Джаббарлы.
Сам, Джафар Джабарлы, пишет, что, 1931 год, благодаря пьесе «В 1905 году», «принёс крупную победу азербайджанскому сценическому искусству».
Как говориться, точнее и искреннее не скажешь!
      
               Можно привести не один подобный пример проявления гуманизма и гражданственности от просветителей азербайджанского и армянского народов, с искренностью благородного праведника, желающих напомнить своим народам об их братском начале.   
Увы, как показала история человечества, даже братское начало людей не может являться достаточным, чтобы между ними царил лад и взаимное желание блага. Достаточно вспомнить, что по одной из наиболее общепринятой версии истории человечества, именно, братоубийство стало самым первым убийством человека человеком. Да, брат лишил жизни брата. Каин убил Авеля. Можно привести бесконечное количество примеров из истории человечества, да и -настоящего времени, когда противоречия между братьями  и, совершенно, родными людьми принимали формы взаимной ненависти и вражды. Однако, разве могут ли подобные, пускай и многочисленные, примеры иметь оправдание или быть сравнимы с бесчисленными примерами истинных братских отношений как между родными, так и не очень, - людьми?

     Чтобы удостовериться в том, что армяне, азербайджанцы, и не только, братья, достаточно вспомнить, что: во-первых, - у праотца человечества, Ноя, было три сына, Сим, Иаффет и Хам, что уже свидетельствует о братском начале всего человечества, а, во-вторых- общепризнанность  Иаффета прародителем, как армянского, азербайджанского и ещё многих иных народов. А,  принимая во внимание то, что, ещё совсем в недалёком прошлом, не ранее 200 лет, народами назывались подданные того или иного географического местообитания, или государственной принадлежности, то, сомневаться в истинности утверждения Джафара Джаббарлы: «…С первого взгляда трудно было отличить их друг от друга. Домашний скарб, сельскохозяйственные орудия, обычаи, песни и танцы этих народов были одни и те же. По существу, эти два народа составляют один народ…», вовсе не приходится. Очевидно, в свете вышеизложенного, всякие разговоры о превосходстве, в чём-либо, того или иного народа от другого, это однозначно- разговоры от лукавого. Не может часть целого иметь, хоть какое, преимущество над другой частью того же самого целого. Однако, кому же было выгодно, чтобы армяне и азербайджанцы, две части одного и того же народа стали врагами и принялись с таким неистовством истреблять друг друга? Прежде чем попытаться ответить на этот важнейший вопрос, давайте вспомним, одну сказку, написанную великим Львом Николаевичем Толстым.

 Называется эта сказка «Отец и сыновья».
   «Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит:
— Сломайте!
Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломали прутья поодиночке.
 Отец и говорит:
— Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь — вас всякий легко погубит».

   Конечно, гениальный Лев Николаевич, своей сказкой выразил народную мудрость, которая в той или иной степени присутствует у всех народов.
Каждый здравомыслящий человек рано или поздно обязан задумываться над столь очевидной, казалось бы, простой, правдой человеческого бытия. Столь, казалось бы, очевидной жизненной необходимости, поиску путей объединения братьев, просто, людей, желающих хлеб свой насущный, добывать праведным трудом, с соблюдением общепринятых заповедей и норм общежития, посвящены жизни и благодеяния многих и многих благородных представителей рода человеческого, представителей разных народов. Очевидно, что, как братья, так и благородные люди объединяются, чтобы злые силы не смогли их «погубить» врозь.  Однако, объединение людей ещё имеет и другую цель- это, - возможность сделать те всеобщие благодеяния, что врозь им не под силу.  Собственно, и народы по той же причине объединяются. Эти объединения народов в разные времена по-разному назывались- империи, соединённые штаты, союзы и т. п., которые можно назвать одним словом –Государство. Так уж сложилось, что наличие государственности стало единственно возможной формой сосуществования людей, которые все вместе и являются тем самым народом. Да, государство на сегодняшний день единственная организационная форма по обеспечению, в той или иной степени, безопасности и совместной жизнедеятельности людей, которые образуют общество и народ. Увы, пороки, соблазны, которыми, в той или иной степени,  наделён отдельный человек, в разные времена становились причиной скатывания отдельных представителей народов на путь предательства, вызванные соблазнами, амбициями, гордыней, желанием заиметь наибольшую личную выгоду, блага и лучшую жизни, при меньших затратах труда. Словом, всем тем, что во все времена порицалось в одинаковой степени праведным человечеством, в целом, а азербайджанским и армянским народами, в частности. Один пример Иуды чего стоит?

         Так, уж, повелось испокон веков, определённая, совершенно незначительная часть народа, которая называется элитой, правит народом  буквально, являясь властью, а также, являясь повелителями его умов. А, гуманисты и просветители, подобные Джафару Джаббарлы, Хачатуру Абовяна, Толстому и многие, и многие другие, не в меньшей степени являются элитой народа, чем те, кто наделён хоть какой властью. Ибо, в отличие от забвения «власть имущих», народы никогда не забывают своих благодетелей и совестливых праведников. Конечно, элитой  являются и все те, кто с оружием в руках готов защитить жизнь и спокойствие простых людей.  Однако, немало из тех, кто, подобно Иуде, готов предать самое святое и праведное, вне зависимости от своего происхождения и сословной принадлежности, также являются из той же элиты. Посему, всякое обобщение, касающиеся характеристики целого народа от лукавого. Ибо, если простой народ в основной массе занят праведными деяниями по добыче хлеба насущного,  то  среди элиты попадаются и такие представители народа, которые как раз и готовы к предательству. К сожалению, именно, не без помощи таких представителей национальной элиты и совершаются злодеяния тех, для которых жизненной необходимостью является девиз «разделяй и властвуй», которых без преувеличения можно окрестить «Абсолютным Злом». 
Иначе, как объяснить тот факт, что один процент (условно)самых обеспеченных людей планеты владеет большим богатством, чем оставшиеся 99 процентов жителей планеты Земля?

         Следовательно, не будет большим преувеличением утверждение о том, что в любом народе существуют разные элиты. Одни из них проповедуют и насаждают, то, что народы в своём большинстве  называют «Злом», а противостоят им, те, которых называют гуманистами, просветителями, праведниками и проводниками «Добра». Как уже было отмечено ранее, немаловажную, а быть может,  решающую роль, в том или ином исходе в этом противостоянии, играют, так называемые, внешние силы, которых можно без преувеличения назвать теми самыми «силами абсолютного Зла».  Сегодня, наличие того самого «абсолютного Зла», отрицают либо по наивности, которых можно смело назвать «Заблуждающимися», либо с умыслом, которых можно назвать «Посвящёнными».  И, конечно, для абсолютного большинства того самого народа  наибольшую опасность представляют эти самые «Посвящённые», которые знают, что творят «Зло» и продолжают его творить. Но самое главное, что надо, той самой основной, благородной части народа знать- это то, что, если среди «Заблуждающихся» могут попасться те, которых можно ещё образумить, то с «Посвящёнными» всё намного сложнее. Ибо эта часть элиты, которая продолжает  свои злодеяния, под прикрытием лживых слов, как правило, давно уже предала свой народ, за свои «30 серебряников».

         Собственно, без преувеличения можно утверждать, что вся история человечества свидетельствует о  противостоянии «Посвящённых»,  из числа, увы, элиты народа, с той самой, -истинной элитой, которая проповедует добро, гуманизм и просвещенность.  Жизнь которых, всецело была посвящена творению добра и блага, не только для своего народа, но и для всего праведного человечества.
Во все времена  главными носителями настроений и чаяний народов являлись наиболее просвещённые их представители- мыслители, гуманисты, писатели, которые оставили определённый  след в истории всего человечества в целом, и- своего народа, в частности.
Конечно, и среди них попадаются и такие, которых, можно отнести к «Заблуждающихся»  - по не пониманию сути происходящих геополитический событий, либо- к «Посвящённым», вследствие подкупа определёнными силами, что в своё время в одинаковой степени становились причиной большого количества бессмысленных несчастий, горестей и жертв. Да, -  элита -элите рознь. Одно дело истинный патриот своего народа, сетующий за судьбы простых и не имущих людей, добывающих хлеб насущный тяжёлым трудом, которые и составляют основную часть того самого народа, другое дело, приближённые к властям имущих, или-сами, имущие, которые будучи представителями одного и того же народа, преследуют совершенно меркантильные цели. Как свидетельствует история, именно, среди таковых встречаются те, которых  окрестили 5-й колонной, через которые и творят свои злодеяния те, которых можно назвать «Абсолютным Злом». Собственно, подобное происходило во все времена, происходит и в наши дни. Потому, оставим на совести тех, кто с умыслом, или без оного, продолжает вводить в заблуждение определённую часть общества, представителей не только своего народа. Благо, истинных и ответственных патриотов, воистину желающих своим народам блага, много больше. Тем более, что последующий ход истории однозначно свидетельствует о верности их пророчеств.
   Можно привести бесчисленное множество свидетельства пророчества благостности вовлечения в лоно Русского Мира своих народов  от просвещённых представителей элит тех или иных этносов. Воистину, остаётся только удивляться прозорливому предвидению великих мыслителей и просветителей  народов, которые составляли ту самую национальную элиту своего времени, всего того благостного, что сулило вхождение  их народов в лоно Русского Мира.
Более чем 200 лет назад волею судьбы, а точнее, исключительно исходя из необходимости самосохранения Государства Российского в противостоянии с извечными её недоброжелателями,  начался процесс вовлечения в лоно Русского Мира народов, одного из  «пёстрых» регионов на планете Земля, как принято говорить,  Кавказа и Закавказья.   Процесс, так называемой, «Русской экспансии» в этом географическом направлении происходил по-разному и описан во многих государственных документах, научно-исторических трудах и художественных произведениях.

   Увы, сегодня предано забвению высказывание великого мыслителя и писателя армянского народа, Хачатура Абовяна, провозгласившего: «Да будет благословен тот час, когда нога русского ступила на армянскую землю».
Абовян в своих трудах снова и снова восславлял и считал благословенным приход русских  в этот край, объяснял людям, что именно они сохранили «этот неблагодатный уголок Азии кровью миллионов детей своих дорогих», что они теперь стараются «дикие ущелья Закавказья обратить в цветущие долины».
Во время ежегодных торжеств в ереванском уездном училище осенью 1845 года Абовян заявил: «Имя русского должно быть для нас так же священно, как и кровь, коею спасены мы навсегда, как и покровительство, под которым благоденствуем, будучи защищены совершенно от всех врагов нашей веры, нашего отечества».
Весь период своего  творчества с ликованием и благодарностью славит Россию, которая спасла от уничтожения многие народы края, армянский народ, в частности,  направив их к новым горизонтам. «Солдаты стали входить в крепость,— а в тысяча мест, в тысяче окон люди и не в силах были рот открыть,— так душили их слезы. Но у кого было в груди сердце, тот ясно видел, что эти руки, эти застывшие, окаменевшие, устремленные на небо глаза говорят без слов, что и разрушение ада не имело бы для грешников той цены, как взятие Ереванской крепости для армян... Дети, девушки, старухи... бросаются на шею солдатам и замирают у них на груди в душевном умилении. С тех пор как Армения потеряла свою славу, с тех пор, как армяне вместо меча подставили врагу свою голову, не видели они такого дня, не испытывали подобной радости... Русские показали ныне.., что куда бы ни ступила их нога, везде должны быть счастье и мир... Европейцы разоряли Америку, сравняли ее с землей,— русские восстановили Армению, грубым, зверским народам Азии сообщили человеколюбие и новый дух... Как возможно армянам, пока дышат они, забыть деяния русских?».
  И уже под конец своей жизни в своих размышлениях (конец 1847 г.) Абовян с радостью восклицает: «Да восстанут Багратиды, да воскреснут Тиграны и Гайковы гиганты, дабы достойнее благословлять добродетельные труды сынов севера, облагораживающих знойный, палящий юг. Да возносится в опустошенных, но вновь оживленных храмах Армении одна мольба, одна молитва: «Боже! Храни... святую Русь, мощную и благодатную!».
   Еще раз кинув взгляд на прошлую историю Армении, на вчерашние войны и, начертав контуры будущего, Абовян завещал современникам и грядущим поколениям: «Восстаньте, храбрые потомки Гайка, возьмите оружие и доспехи... ударьте, уничтожьте полчища врагов ваших — душа в душу, плечо к плечу. Да сокрушится поверженный зверь. Могучая рука Руси да будет вам опорой. Пожертвовать собою ради нее — да будет неизменным вашим стремлением... Укрепляйте силы свои, сыны Арама, пребывайте в любви и согласии. Любовь и мир всем народам и племенам даруют благоденствие».
   Его настойчивым советом было положиться во всем на Россию, быть верным поданным, во всем доверять ей и с ее помощью заново объединить всех армян и всю Армению.

  После утверждения русского владычества исчезла постоянная угроза физическому существованию, армяне получили гарантию неприкосновенности личности и имущества, однако вековые раны так глубоко проникли в тело народа, были так мучительны, что для исцеления требовалась упорная и изнурительная работа, постоянные общенациональные заботы…

    Выдающийся азербайджанский мыслитель Мирза Фатали Ахундов, с необыкновенной прозорливостью предвидел прогресс своего народа благодаря сближению с русским народом.
«Тогда мусульмане перестанут дичиться и чуждаться русских, под покровительством которых их жизнь, собственность и честь совершенно гарантированы, между тем как их собраты в Персии и Турции находятся в жалком положении и в величайшей нищете; они сольются с русским народом, исчезнет навсегда между ними дух фанатизма и мюридизма, проистекающий из религиозных убеждений, и дух стремления к эмиграции в Турцию, где мусульмане по слепому фанатизму предполагают спасение души под владычеством мусульманского государя; равно исчезнет охота к пилигримству в Мекку, куда ежегодно шляется миллион из Кавказского края без всякой пользы; родится в кавказских мусульманах охота к грамотности, стремление к познаниям, улучшится их нравственность, уменьшатся между ними воровство, разные преступления, особенно разбои, происходящие по большей части не из нужды, а из страсти к удальству, вследствие безграмотности и необразованности; до сих пор только религия удерживает большинство от изучения русского языка, с знанием которого, по уверению духовенства, спасение души немыслимо.
 
«Будь лишь благодарен судьбе»,- делится мыслями Ахундов в письме к своему другу Гасан-беку Зардаби, -« за то, что под покровительством Российского государства мы обрели покой и нет теперь бесконечных войн, сопряженных с грабежами и неурядицами».


          Мы пришли и идем к великой России, к великому русскому народу, мы полюбили его и примкнули к нему… потому, что мы от нее видели все блага, с ней мы и связывали наши надежды, ей и служили, как родные, во всех областях”.      Ованес Туманян 1913 год.            



   Список достойных сынов армянского, азербайджанского и многочисленных иных народов,  верой и правдой служивших во славу Российской Империи, в составе которой их народы получали  не виданные до того возможности интеграционного развития, можно продолжить очень долго.

  Достаточно даже поверхностного знакомства с имперскими архивными документами, относящимися к тем временам, чтобы удостовериться с какой уважительной ответственностью  Высшая Имперская Власть относилась к новым народам, их элитам, отныне ставшим подданными Империи. Не меньшего удивления заслуживают  прозорливые предвидения великих мыслителей и просветителей  народов, что составляли ту самую национальную элиту своего времени, всего того благостного, что сулило вхождение  их народов в лоно Русского Мира.

  При всех сложностях взаимоотношений государств и народов на протяжение веков, существование сегодняшней России именно в таком виде, и в таких границах является свидетельством торжества гуманистической теории «экспансии» народов над теориями их силовой экспансии.

   Само существование федеративной России на площади 1/6 планеты Земля, в которой мирно проживают более ста народов, говорящих на разных языках, исповедующих разные религии и имеющие разные традиции, во многом свидетельствует о некоем особом пути её развития. Более того, помимо народов, проживающих в государственных границах сегодняшней России, сложилось устойчивое сообщество стран и государственных образований, народы которого, также, себя относят к русскому миру. К таковым, безусловно относятся Украина, Белоруссия, Молдова, страны Закавказья – Азербайджан, Армения, Грузия, — страны Средней Азии, которые раньше входили в Великий СССР, в меньшей степени- страны Балтии- Литва, Латвия, Эстония. Многие народы в этих странах за годы совместного проживания в едином государстве СССР успели создать свои национальные Академии наук, научные школы и институты, обрели письменность и грамоту, смогли сохранить и развивать свою национальную идентичность, язык, культуру, традиции и т.п. Здесь уместно отметить ещё и немаловажный факт, - многократное увеличение рядов элит народов, как следствие ликвидации за короткий срок неграмотности. Да, именно, всеобщая грамотность позволила многократно увеличить количество образованных, мыслящих и людей, по праву составляющих, как принято говорить, цвет нации.

   Размышления об этом особом пути развития части человечества, относящих себя к русскому миру, несомненно, является темой для большого исследования.
Достаточно посмотреть на судьбу несчастного 40-ка миллионного курдского народа, основной массе которого так и не посчастливилось вовлечься в лоно Русского Мира, чтобы задуматься. Просто, задуматься. Сегодня мы являемся свидетелями бесконечных мытарств и страданий этого народа в составе трёх государств, в которых мечтать приходиться не только о какой-либо автономии, но и -возможности обучаться на родном языке, исповедовать свою религию и жить в своих традициях.  А о национальных учебных заведениях, институтах, университетах, академиях наук, творческих, писательских и  иных национальных сообществах мечтать вообще не приходится… 
Вместе с этим, следует отметить, о существовании многовекового противостояния противников подобного развития русского мира, со стороны других цивилизаций и государств.
   Если вспомнить историю экспансии Запада в территорию Северной Америки, можно заметить принципиальную разницу в подходе и методах завоевания новых народов и новых территорий. Известно, что освоение Западом Америки сопровождалось массовым уничтожением коренного населения, загоном их в резервации, буквально, превращением их в бесправных рабов. А, о каком – либо содействии в развитие национальных институтов говорить всуе не приходится. Что говорить, если до середины 60-х годов в США существовали раздельные места в транспорте для белых и черных, существовали отдельные школы для белых и чёрных и т.д., и т. д.?
   Примечательна судьба небольшого государства, под названием Гаити, которая находится по соседству с великим США. В которой 80% населения буквально голодает и нищенствует. Согласитесь, наивно полагать, что «сердобольному» США составляет большого труда установить в Гаити «американскую демократию» и осчастливить народ его. Однако, почему то, они этого не делают. Почему? Это -вопрос!
   Подобное кардинальное различие в «освоении» новых народов и новых территорий, свидетельствует о смысловом отличии сущности русского и западного миров. Во многом желание Запада   распространить свою экспансивную политику на территории русского мира становились причиной больших и малых военных походов на Россию. Как правило, этим походам противостоял многонациональный народ Русского Мира, и они заканчивались победой Русского солдата с непременным изгнанием захватчиков за пределы России. Так происходило испокон веков. Так происходит в новейшей истории.  Так было в Отечественной войне 1812 года, и в Первой мировой войне 1914-1918 годов, и в годы Второй мировой войны 1939-1945 годов, которая для СССР стала Великой Отечественной Войной.

   Именно, благодаря справедливому отношению к представителям всех народов и народностей, в годы Великой Отечественной Войны Советский народ смог разгромить грозного и сильного врага в лице нацисткой Германии, которая смогла без особого труда завоевать больше половины Европы. Ведь, фактически, тогда СССР воевал со всей объединённой Европой. Отсюда и такое неимоверное количество жертв.

   Тем не менее, потеряв миллионы жизней советских людей, потеряв в первые годы войны большую часть западных территории, на которых были сосредоточены основные производственные мощности и не только военно-промышленного комплекса, Советский Союз смог не только победить врага, но и за короткое время восстановить разрушенные города и села, заводы и фабрики, дороги и мосты.
   Уже с 1947 года в СССР были отменены продовольственные карточки, которые в Англии были отменены только в 1953 году. Начиная с 1947 года, производилось ежегодное снижение цен на потребительские товары, что продолжилось по 1953 год, до самого убийства Сталина.
   Очевидно, что народ может консолидироваться перед натиском внешнего врага только в том случае, когда имеет справедливых, ответственных и патриотичных правителей.
Казалось, каждому здравомыслящему человеку должно быть очевидно принятие несомненной благостности сам факт образования союза народов, под покровительством русского народа, который, по сути, и является тем самым Русским Миром, миром, который создал для всех народов бесконечные возможности для развития и процветания. Однако, как было отмечено ранее, далеко не всех на планете Земля устраивает подобная благостная сущность Русского Мира. Да, есть силы, которым ненавистны подобные  союзы народов, как было отмечено, с неограниченными возможностями прогресса и благоденствия. В качестве доказательства этого достаточно вспомнить об одном документе, который был составлен после окончания Великой Отечественной Войны.
Называется этот документ «ПЛАН (некоего) ДАЛЛЕСА ПО УНИЧТОЖЕНИЮ СССР (РОССИИ)».
«Окончится война, все утрясется и устроится. И мы бросим все, что имеем: все золото, всю материальную мощь и оболванивание, и одурачивание людей!
Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдем своих единомышленников, своих союзников в самой России.
Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного и необратимого угасания его самосознания.
 Например, из искусства и литературы мы постепенно вытравим его социальную сущность; отучим художников и писателей – отобьем у них охоту заниматься изображением и исследованием тех процессов, которые происходят в глубинах народных масс.
 Литература, театры, кино – всё будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства.
Мы будем всячески поддерживать и поднимать, так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства – словом, всякой БЕЗНРАВСТВЕННОСТИ.
В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху.
Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, процветанию взяточников и беспринципности. Бюрократизм и волокита будут возводиться в добродетель. Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркоманию, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражду народов – прежде всего вражду и ненависть к русскому народу, - все это мы будем ловко и незаметно культивировать, все это расцветет махровым цветом.
И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или даже понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества. Будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы народной нравственности.
Мы будем расшатывать, таким образом, поколение за поколением. Будем браться за людей с детских, юношеских лет, и главную ставку всегда будем делать НА МОЛОДЕЖЬ – станем разлагать, развращать и растлевать ее. Мы сделаем из нее циников, пошляков и космополитов.
Вот так мы это сделаем!
А. Даллес.»

   В данном случае, вовсе не существенно, кем является этот Ален Даллес. Здесь важнее просто задуматься, -"кто эти «МЫ»?", от лица которых глаголет этот Даллес. А задуматься над этим, в первую очередь, должны не кто-либо, а те самые национальные, ответственные за судьбы народов, элиты, которым не безразлична судьба своего народа, которые искренне желают блага для него. Как по мне, поиски ответа на этот, и не только, вопросы непременно приведут к тому, что ранее было определено, как «Абсолютное Зло». А далее, несложный анализ исторических событий и следуя правиле элементарной логики, несложно заключить, что на протяжение нескольких столетий одним из главных противников этого самого «Абсолютного Зла» и является  этот самый Русский Мир. Точнее, только в рамках Русского Мира у народов  появляется и сохраняется возможность противостоять этому самому «Абсолютному Злу», дабы окончательно не превратиться в отдельных особей без роду и племени, с присущими подобным существам извращениями и прочими животными началами, которыми, увы наделены люди самим Создателем, против которых так самоотверженно обречена бороться, та самая ответственная элита, которой не безразлична судьба людей, народа, человечества.
И сегодня, каждый из нас, которым, хоть сколько-нибудь не безразлична судьба своего народа, обязан задумываться над этими вопросами, и с наивысшей ответственностью относиться к судьбам людей, для которых мы и должны стать, той самой ответственной элитой, продолжателями благородных деяний славных сынов наших народов, о которых было сказано выше.

   Так уж сложилось, что в настоящее время, многие народы, некогда живущие в мире и дружбе в рамках единого государства,- Союза Советских Социалистических  Республик,-СССР, являющегося самой высшей формой организации Русского Мира, как теперь мы понимаем, не без усилий того самого «Абсолютного Зла», превратились в непримиримых врагов. Увы, это наша действительность, от которого нам никуда не деться. Увы, этому «Злу» наибольшего успеха удалось достичь в разжигании вражды и ненависти между, как мы уже можем утверждать, частями одного и того же народа, в целом, - армянами и азербайджанцами, в частности. 
Можно долго находить оправдания для той или иной стороны, в сложившейся ситуации, однако, теперь то мы должны знать, что это тоже будет от лукавого. Это тоже будет-«литьё воды на мельницу того самого «Зла»». Согласитесь, вряд ли это может служить оправданием кому-либо, если уже давно должно было прийти осознание того, что нас используют в качестве инструмента (если не сказать грубее- в качестве лохов), те самые силы, которым Русский Мир стоит, как ком в горле.
Да, всё что происходило между народами, между армянами и азербайджанцами и сто с лишним лет назад, о чём писал великий провидец Джафар Джаббарлы в своей пьесе «В 1905 году», о чём писали многие другие просветители наших народов, всё, что происходило в новейшей истории, после уничтожения силами «Зла» СССР, имеет целью – уничтожение самого Русского Мира. И если, не дай Бог,  подобное свершится, тогда будет бесконечно плохо абсолютно всем. Посему, мы, которые хотим предотвратить несчастья своих народов и праведного человечества, обречены с большой ответственностью совершать деяния, которые должны способствовать противостоянию этим силам «Зла».
      Давайте более не будем кривить душой и признаемся сами себе в том, что единственно возможным условием выживания народов и сохранения их идентичности, традиций, языков и обычаев, восстановления добрососедских и дружественных отношений между народами,-это защита Русского Мира, путём объединения в новый Союз. И совершенно не принципиально, как этот Союз будет называться- Союз государств, республик или, как то иначе. Не следует видеть в этом чего-то зазорного, ибо, народы, объединённые благими намерениями, без взаимного ущемления чести и достоинства, могут сделать много больше, чем врозь. Да и сказку Льва Николаевича негоже забывать. Собственно, вся история народов вовлечённых в лоно Русского Мира тому свидетельство.

Разве, с каждым днём мы всё больше не убеждаемся в верности изречения мудреца- провидца?
"Так называемая независимость, так называемых независимых, Грузии, Армении, Польши, Финляндии, Украины  и т.д. есть лишь обманчивая видимость, прикрывающая полную зависимость этих, с позволения сказать, государств от той или иной группы империалистов...."(-адептов Абсолютного Зла-И.Ж.)

Так, неужели, нас, сегодняшнюю ответственную элиту своих народов, в частности, и Русского Мира, в целом, история ничему так и не научит? Неужели, мы так и не внемлем голосу разума наших великих учителей прошлого- Джафара Джаббарлы, Хачатура Абовяна, Самеда Вургуна, Мирза Фатали Ахундова, Ованеса Туманяна и многих других?

Разве, мы не вправе согласиться с русским мудрецом, нашим современником?
Россия будет беречь все народы, живущие на ее территории, и помнить, что русский менталитет, русский язык, русский гений почти уже тысячу лет — определяющий центр евразийского единства.

Москва.
21 Сентября 2019 года.