Лучше гор-только горы! Горный кабриолет

Валерий Павлович Гаврилов
   Горный туризм – это симбиоз обыкновенного пионерского похода с рюкзаками за плечами  и элементов альпинизма. Или скалолазания. Кому как нравится.
   Чтобы добраться до нужной вершины или перевала и заняться самым интересным, ВОСХОЖДЕНИЕМ,  группа  должна сделать долгий пеший, “пионерский” переход по утвержденному маршруту.. Конечно, от пионерского похода здесь есть отличие. Существенное отличие. Переход происходит в условиях высокогорья. Идти приходится все время в гору. Читатель воскликнет:

-  Так не бывает! Чтобы только в гору. Так можно и до небес дойти!

   Так бывает! Потому что в памяти остаются именно те моменты, когда шли в гору. Это утомительно. Даже если уклон не слишком велик. Даже если физически силен.
   А когда весело шагаешь вниз – чего там помнить! Идешь себе и красотами любуешься! Вот и вспоминается потом, что все переходы шел вверх! Хотя так и не бывает.
   А до небес дойти точно нельзя! Но бывает, небо само спускается под ноги. Однажды большое белое облако спустилось к нам в долину, перевалив через склон. Незабываемое зрелище и ощущение.

   Хочу рассказать об одном из таких длинных пеших переходов вверх по склону. По горной дороге. Вокруг – никого. Растительности тоже нет – высоко!  Ледников не наблюдается - низко!
   В общем, между небом и землей при полном отсутствии жизни вокруг. Ни животинки, ни травинки! Только камень! А тишина-то, какая! Лишь  вибрамы ( ботинки специальные) по каменистой дороге шуршат. Идем медленно и упорно.
   Стала  одолевать усталость. Приехали в Алатау совсем недавно – акклиматизация, так ее, и раз-пере-три- раза этак!
   Хочется бросить все, привалиться к камушку да съесть все запасы из рюкзака! Даже сухие супы в сухом виде! Помните, в пакетиках - макаронные изделия в виде звездочек и маленькие катышки мяса. Суп туриста СССР. И запить драгоценным женьшеневым настоем на медицинском спирте. И уснуть.
    Так, только привалиться не к этому камушку! У дороги стоял импровизированный обелиск из горной породы. И фотография. Здесь тогда-то и тогда-то погиб альпинист такой-то. Горы!
    От чувства голода и усталости спасает заветный пакетик в кармане штормовки. Пакетик с черносливом. Чувствуешь, что силы оставляют. Ты вот-вот превратишься в банального доходягу. То есть, будешь доходить до группы, когда она уже успеет отдохнуть на привале и собирается двинуться дальше.  В общем, когда нет больше сил, достаешь из заветного пакетика черносливинку. Кладешь ее в рот и медленно начинаешь вкушать божественную прелесть суховрукта.  Силы, которые уже были готовы тебя покинуть, возвращаются обратно. Обманутые и вполне довольные.
    Через некоторое время во рту остается только косточка. Ее можно еще долго смаковать. Пока аромат не ушел совсем. Вызывая у себя, родного, ощущение еды и тем самым обеспечивая дальнейшее свое передвижение. Не знаю, насколько это безопасно с точки зрения диетологов, но для обеспечения продвижения вперед – польза очевидная.

     Можно и похудеть! Да только некуда худеть! В горы идут люди, у которых ни грамма лишнего веса. Весь вес за спиной в рюкзаке. Без хорошей физической формы в горах делать нечего.

    Так вот, только  положил я в рот спасательную черносливинку, как руководитель наш остановился, и, нелегко дыша, предложил сделать привал с легким перекусом. Тоже, видать, притомился.

   Радостное коллективное бормотание было сигналом согласия. Впереди перед поворотом показалось неплохое местечко с большими валунами, на которые можно присесть. Мы двинулись туда, как вдруг из-за поворота послышался странный звук, похожий на рычание большого зверя. Мы остановились и переглянулись в полном недоумении. Звук решительно приближался, и скоро стало понятно, что рычит не зверь, а мощный дизель. Вскоре к звуку мотора присоединилось стальное лязганье.
    Из-за горного склона вывернул и пошел на нас, дымя и рыча, хорошо, не постреливая, настоящий танк!  Легендарный Т-34!
    Постреливать он, конечно, не мог, так как пушки не было. Да и башни тоже. Из того места, где должна была быть башня торчали две лохмато-бородатые  головы совершенно славянской наружности.
    Танк резко остановился, качнувшись на гусеницах. Дизель перешел на холостые обороты, почти не взламывая тишину.
    Мы подошли ближе. Из люка  механика водителя высунулась третья бородатая голова. Тоже славянская. Три Русских богатыря на одном стальном коне в горах Казахстана!

-  Привет тара-туру-туристам! – крикнула голова водителя и стала вылезать из брони на свет божий.

    Из дырки, над которой была когда-то башня, выпрыгнули остальные с радостными возгласами:
- Живые люди! Привет, племя, молодое, пока еще не знакомое! Далеко ли путь лежит?!

    Мы познакомились. Здесь каждая встреча – редкость и награда. Поэтому и нам, и аборигенам она была в радость. Узнав, что мы из далекого Пскова, удивились:

- И чего в такую даль лететь! У вас что, там, на Псковских равнинах таких высоких гор нет?

   Мы в тон ответили, что у нас водятся только горы наоборот  – глубокие озера и топкие болота.

   Наши новые знакомые здесь работали. Не помню точно, но, кажется, они трудились в ГУ “КАЗ СЕЛЕ ЗАЩИТА”.  Эта организация была создана  в Казахской ССР для организации противоселевой защиты. После чудовищного селевого потока в 1973 году стало ясно, что защитить жителей Алма-Аты (так тогда назывался этот славный цветущий город) и сам город можно только с помощью гигантской противоселевой плотины (а она, к тому времени, к счастью, была уже построена - Медео) и организовав плотный мониторинг ситуации.
     Вот ребята и дежурили в горах. А танк был у них и транспортным средством, и тягачом, если что!
     После войны много тридцатьчетверок с повреждениями башен стали либо армейскими тягачами, либо ушли в народное хозяйство.

    Вот и этот экземпляр, возможно видевший последние дни войны, теперь мирно трудился, по-военному грозно порыкивая 500-сильным, 12-ти цилиндровым дизелем. Неприхотливым и надежным.
     Мы тепло попрощались с суровыми, но приветливыми ребятами. Пожелав друг другу много добра и крепкого камня под ботинком.
     Бородачи забрались в броню. Я положил руку на теплый металл. Ощутил густую вибрацию. Произнес с уважением к машине-ветерану:

- Хороший конь!

 - Это не конь! – ответил мне водитель.
-  Это наш горный кабриолет! – добавил он.

 - Жрет, наверное, много?

-  Как хороший конь! А хорошему коню все простить можно! Даже хороший аппетит!

    Все рассмеялись, и механик рванул  свой “кабриолет”, обдав нас необъятным облаком сизого выхлопа.

- Хм…Горный кабриолет! – усмехнулся в усы наш старший, глядя вслед гремящей бронированной машине, из которой, как из шикарного кабриолета торчали головы его пассажиров.
- Двенадцать цилиндров! Это вам не “Кадиллак” какой-нибудь!
 - Нам бы такой агрегат сейчас! До перевала махнуть. Жаль, они в другую сторону. А так бы сейчас на броне!- мечтательно протянул один из нас. Кто-то добавил:

 - На танке!

 - На кабриолете! – наставительно поправил его наш старший. Про намечавшийся привал забыли. Двинулись в путь. Впереди маячила удача.

                Казахстан. 80-е годы. Прошлый век.
                Записано сентября 2019 года.

   На фото – один из редких случаев, когда идем вниз. Внизу долина, немного зеленой травки. Горная речка, которая способна, вдруг разозлившись, в несколько минут превратиться в разрушительный селевый поток. А красота, ребята, неописуемая! И тишина невероятная. И небо совсем близко!