Правила варгейма Игоря Орловского

Игорь Орловский
История моих пластилиновых людей http://www.proza.ru/2019/06/20/1394

Армия из пластилина, пластилиновые солдаты https://vk.com/morolia_land
Здесь много фотографий моих воинов.

1. МЕСТО ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ СРАЖЕНИЯ

Сражение пластилиновых людей желательно устраивать там, где не ходят живые люди. Например, на столе. А ещё лучше на составленных вместе нескольких столах. Обороняющаяся сторона может сидеть в крепости, может выстроить линию обороны, непроходимую для конницы агрессора. Если игровой стол будет прислонён к стене, на этой стене обороняющаяся сторона может сделать «гнёзда» для стрелков, недосягаемые для нападающей стороны.


2. ПРАВИЛА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

Своих солдат агрессор выставляет на край игрового стола. Естественно, не всех сразу – на всех места не хватит. В следующий ход солдаты могут продвинуться вперёд, и на их место могут быть выставлены следующие. Солдаты обороняющейся стороны точно так же могут выставляться на противоположный край игрового стола и в следующие ходы продвигаться вперёд.

Один ход равен одной секунде. За один ход люди и животные (кони, слоны, собаки) могут продвинуться на такое расстояние, какое способны преодолеть реальные люди и животные за одну секунду.

Передвижение шагом по ровному полю – половина роста солдата. Передвижение бегом по ровному полю – три роста солдата. (Поскольку солдаты разного роста, то величину продвижения лучше измерять не в метрах, а в ростах солдат – в противном случае карлики получат равные права с великанами.) Если воин облачён в полудоспех, то он может продвинуться бегом по ровному полю только на два своих роста. Если воин облачён в полный доспех, то он может продвинуться бегом по ровному полю только на один свой рост. Поле боя далеко не всегда бывает ровным – из-за полосы препятствий и трупов под ногами солдаты смогут продвигаться только лёгким бегом или шагом.

Передвижение всадника без доспехов на лошади скаковой породы – до 17 метров. (Расстояние пишу в метрах, чтобы правила подходили для людей разных масштабов). Передвижение всадника в доспехах на тяжеловозе в доспехах – до 10 метров. Пони (ниже 140 см в холке) с низкорослым всадником без доспехов передвигаются на 10 своих ростов (в холке).

Передвижение слона с наездниками – до 10 метров. Передвижение слона в полном доспехе с наездниками – до 7 метров.


3. ПРАВИЛА СТРЕЛЬБЫ

Стрелять может только тот, кто в этом ходу остаётся стоять на месте. Если солдат в предыдущем ходе бежал, а не шёл пешком, то он стрелять не может.

За солдат игроки стреляют из самострелов. Чтобы сделать простейший самострел, надо взять трубочку от авторучки. К одному её концу приделать резинку (резиновый бинт или бельевую). Взять стержень от авторучки.  На конце стержня закрепить швейную иглу (приклеить на какой-нибудь клей, или же закрепить с помощью кусочка пластилина).

При стрельбе из лука/арбалета из колчана бойца вынимается стрела и кладётся в то место, куда прилетела игла из самострела. Или втыкается в тело противника, если выстрел был удачным. Этой стрелой может воспользоваться воин другой воюющей стороны.

Если у бойца нет стрел, стрелять из лука (арбалета) он не может. 

Если игла из самострела попала в доспех или щит и его не пробила, значит, доспех не пробит, воин цел. Если пробила, значит, воин ранен или убит.

Если боец стреляет не из лука, а из арбалета, то выстрел производится не из простенького самострела, а из  более мощного, способного пробить жестяные доспехи.

Поражённые стрелами бойцы падают только после того, как отстрелялись все бойцы противоположной стороны. Так как эти поражённые воины служат щитом для стоящих позади них.

Чтобы отличать раненых от мёртвых, можно класть раненых лицами вниз, мёртвых лицами вверх.


4. ПРАВИЛА РУКОПАШНОГО БОЯ

Берутся кубик и описанный выше самострел.

Измеряется рост бойца в сантиметрах и ширина плеч в сантиметрах. Эти цифры суммируются. Например, 7,8 + 3,1 = 10,9.

Измеряется длинна оружия в руках воина в сантиметрах. Например, меч (от острия клинка до навершия рукояти) в правой руке 5,4 см, меч в левой руке 5,7 см.  5,4 + 5,7 = 11,1.

Полученное число сравнивается с числом [рост + ширина плеч]. Если длина оружия в руках воина больше этого числа (11,1 > 10,9), то длиной оружия будет являться число [рост + ширина плеч]. В нашем примере 10,9.

Числа [рост + ширина плеч] и [длина оружия] суммируются. Получается ЧИСЛО БОЙЦА. 10,9 + 10,9 = 21,8.

Потом бросается кубик. Выпавшее число – от 1 до 6 – прибавляется к ЧИСЛУ БОЙЦА. Получается ЧИСЛО ЭТОГО ХОДА.

Далее рассчитывается ЧИСЛО ЭТОГО ХОДА для противника.

Тот, у кого ЧИСЛО ЭТОГО ХОДА меньше, отступает. Если некуда отступать, в него производится выстрел из самострела, означающий удар холодного оружия.

Если разница между числами противников превышает 3, выстрел от самострела производится в любом случае.

Если разница между числами противников превышает 5, проигравший падает, после чего выигравший производит выстрел из самострела, означающий удар холодного оружия.

Если доспех/щит защитил бойца, значит, никаких повреждений он не получил.

Если у бойца в руках чекан или алебарда, то он стреляет не из простенького самострела,  а из мощного, способного пробить жестяной доспех.

Эти же правила действуют, если сражаются двое против одного. В таком случае суммируются ЧИСЛА ЭТОГО ХОДА двоих бойцов и сравниваются с ЧИСЛОМ ЭТОГО ХОДА противника.

Если наступает фаланга с длинными копьями, а оружие в руках противника более короткое, то он отступает в любом случае.

Конь никогда не будет идти грудью на пики противника – кавалерия не в состоянии прорвать фалангу.

Если в руках одного воина длинная пика (напр., метров 5 – 6), а в руках его противника меч, то ЧИСЛО ЭТОГО ХОДА показывает, отбил воин с мечом удар пики или не отбил. Если удар пики отбит, воин с мечом может продвинуться вперёд.

Если у одного воина двуручный меч или алебарда, а у другого – обычный короткий меч, то воину с длинным оружием добавляется к ЧИСЛУ ЭТОГО ХОДА число три.

 
5. ПОБЕДА

Побеждает тот, кто захватывает территорию.


6. НЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ

Можно сделать ограничения по росту. Например, не более 10 % людей ростом меньше 1 м, не более 10 % людей ростом от 180 см до 190 см, не более 3 % ростом от 190 см до 200 см, не более...

Можно некоторых бойцов делать СИЛЬНЫМИ БОЙЦАМИ – к ЧИСЛУ БОЙЦА плюсовать значение 1, 2 или 3. Например, с каждой стороны выделять по одному бойцу, у которого к ЧИСЛУ БОЙЦА будет плюсоваться число 3; выделять по два бойца, у которых к ЧИСЛУ БОЙЦА будет плюсоваться число 2; по четыре бойца, у которых к ЧИСЛУ БОЙЦА будет плюсоваться число 1.

Можно некоторых бойцов делать МЕТКИМИ СТРЕЛКАМИ. Например, с каждой стороны можно выделить по пять бойцов, которые будут стрелять с более близкого расстояния, чем все остальные.


7. НАГРАЖДЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ В ЗВАНИИ

Если мой солдат погибал в бою, я снимал с него все награды, знаки различия и личный номер. После этого тело погибшего могло стать телом нового человека. В тетради (где я записывал личный номер, имя, фамилию, номер отца, номера детей) я отмечал, что этот солдат погиб. Потом смотрел, кто из моих людей уже достиг совершеннолетия, но пластилиновое тело ещё не получил. И телу присваивал новый номер, имя и фамилию. Так что после боя я постоянно повышал кого-то в звании.

Когда я лепил армию 18-го – 20-го веков, я награждал своих бойцов следующим образом.

Были полководческие ордена. Были боевые ордена и медали. За что давали боевые награды?

Во-первых, за количество убитых. Если кто из моих солдат выводил из строя солдата противника, то сразу после втыкания иглы в тело врага я помечал своего солдата красным кусочком пластилина. Таким образом, я знал, кто из моих солдат сколько врагов вывел из строя. За трёх выведенных из строя солдат противника полагался уже орден. После сражения абсолютно всех, кто был на передовой и остался в живых, я награждал медалями (даже если он никого не убил). Медали различались по степени – а) для тех, кто вывел из строя двоих; б) для тех, кто вывел из строя одного; в) для тех, кто никого не вывел из строя. Боевые ордена тоже были разные.

Во-вторых, боевые ордена и медали могли даваться за какие-либо отдельные боевые заслуги.

Боевые ордена и медали висели на двухцветной ленте (белый-белый, белый-красный, белый-зелёный, чёрный-красный и т.д. все возможные цветовые комбинации). Каждая комбинация цветов на ленте обозначала определённое сражение. Таким образом, глядя на грудь солдата, я сразу видел, в каких сражениях он участвовал. Поскольку процент смертности был очень большой, то орденоносцев было мало.

Эта система наград разрабатывалась годами. Я уже в четвёртом классе стал своих бойцов награждать.

Таковы правила боя, которые разрабатывались мною с четвёртого класса - с 1980 года.