***

Вера Ольгина
          Как  много  мы  ;  преподаватели   можем  вместе  !


       На  мировом  рынке  здравоохранения  сегодня  востребованы средние
   медицинские  специалисты  высокого  качества профессиональной  подготовки,
   высокого  уровня  жизненных  компетенций и конкурентоспособные.
   
       Возрастающие  с  каждым  шагом  в XXI  век  запросы  к  уровню 
   подготовки  кадров   медицинского  среднего  образования  требуют  и 
   систематического  совершенствования   традиционных  дидактических, 
   проблемно  ориентированных  и  многих других современных методик 
   обучения.
 
      Федеральные  государственные  стандарты  образования  ставят  основную 
   цель  ---  создание  условий,    позволяющих решить стратегическую задачу
   Российского образования, –  повышение качества образования, достижение
   новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам
   личности, общества и государства.
       
        Предмет «Анатомия и физиология» является фундаментом медицинского      
   образования,  и  только  на  нем  может  быть  построена   надстройка   
   из   медицинских   знаний,  и  только  на  нем  может сформироваться 
   медицинский  работник.
 
       ФОГОС по  отношению к  дисциплине  «  Анатомия  и  физиология 
   человека»  строго  регламентирует  часы  преподавания  и формирует
   конкретные  цели    через       требования  к  усвоению  знаний  и  умений 
   предмета.

      Вхождение  в   медицину, и  прежде  всего  в  ее  основы  ;  науки 
   анатомию и физиологию,  начинается  с формирования  представлений об 
   окружающем  нас  мире, в  том  числе  и  о  строении живой природы.
   Эти   задачи  призваны  решать все: родители, дошкольные  учреждения,
   школа,   что  во  многом   может определить и  развить  дальнейшие 
   интересы  ребенка, школьника к    наукам  и  биологическим  в  частности. 
   Подготовить  базу  к  будущему  стремлению    стать  медиком.

       Безусловно,  создание  биологических  классов  в  школе  это 
   определенный  выход в данной  ситуации,  но при  условии строго 
   выверенной  программы  и  наличии  квалифицированных  преподавателей.
   Лучше  медиков.

       В  школах  могут  быть  созданы  факультативы  по  биологии и 
   анатомии,  а  также  абитуриенты  могут  обучаться  на  подготовительных 
   курсах  медицинских  училищ  и  колледжей.

      Профессиональная ориентация  школьников  может  начинаться с посещений 
   близко  расположенных  медицинских  училищ  и  колледжей; с  тематическими 
   выступлениями  студентов  мед училища  (колледжа)  в  школе,  в проведении 
   совместных  конференций;  создании  в  школе  курсов  обучения  первой 
   медицинской  помощи  и  ухода  за  больными;  в  проведении совместных 
   игр по типу  « Зарницы»  и т.д.    В отдельном, практическом  варианте
   оказания помощи на  дому по медицинскому уходу  за одинокими  и  старыми 
   людьми   и  т.д..

       Вариантов так  много,  что  этой  милосердной и патриотической работе   
   можно  посвятить  самостоятельную  статью   и  не  одну.  Эта  новая, 
   достаточно  сложная  форма совместной  работы      школ  и медицинских 
   училищ.  И  таких  возможностей  в  работе  с  молодым  поколением  очень 
   много.  Не надо  ждать указаний сверху,  а  волшебник в голубом  вертолете
   остался  в  сказках  для  малышей  и  к  нам  не  прилетит.

       Искать  пути  совершенствования  процесса  обучения  надо не  только   
   ликвидируя слабо наполняемые, неприспособленные для  обучения здания;  не 
   искать  «экономически  выгодные» пути  сокращения  персонала  и 
   преподавателей,  при  которых  теряются   и   квалифицированные  кадры.

        Не  надо  «забалтывать»  свое  бездействие  или просто 
   некомпетентность ; не  рыть  ямы  и  траншеи,  создавать  воздушные  и 
   словесные  мостики  и  переходы, считая  и  называя это  своей  работой 
    по  повышению  качества образования.

       И  наконец , этапы  образования в  нашей  стране станут  этапами 
   формирования  духовного  и  патриотического  становления  будущего 
   России.

        Но  сегодня редко  желание,   чаще    случайность  приводят  бывшего 
    школьника  в  медицинское  училище  или  колледж  и  романтический  ореол 
    белого  халата  и  фонендоскопа  быстро  превращается  в  непосильные
    трудности  рабочих  будней,  к которым  он  не  привык  и не  подготовлен
    ни кем.

        На  вчерашнего  школьника обрушивается  большой    объем  новых 
    требований   и   информации.

        Анатомия,  да  еще  объединенная  с  физиологией и  спрессованная 
    рамками  учебных  часов,  которые  часто  сокращаются  для  совсем  не
    нужных,  «притянутых»  предметов. 
        Греческие  и  латинские  слова  и  выражения,  медицинские  понятия,
    формирование  профессионального  языка  и профессиональной  речи,
    профессионального  мировоззрения,  новые  формы  аудиторной  и 
    внеаудиторной  работы  и  т.д.

        Не  говоря  уже  о владении  и  применении общих  знаний  по  физике, 
    химии, математике, философии,  истории.   И  наконец,  четко 
    определяющем,  не  только  профессиональные  качества, но  и  качество 
    профессионального обучения,  владении  русским  языком  и  разговорной 
    речью.
 
        Анатомия  и  физиология  являются  основой  будущего  медицинского 
    образования,  но  и  они    должны базироваться  на  определенной   
    совокупности  знаний  школьной  программы,  на    информации,
    определяющей  профессиональную  заинтересованность   абитуриента.

        Рассмотрение  качества  базовой  подготовки  школьников,  вырвавшихся 
    в окружающую  действительность из-за частокола  ЕГЭ  не  тема  данной 
    статьи.

         А  значит  и профессиональные  задачи преподавателей  первого  года 
    обучения, а  особенно    преподавателя  анатомии и  физиологии,  мягко 
    говоря,  становятся  более  сложными.

        Общая анатомия  и  физиология   -   это  первый  шаг   в  тайны 
    строения  организма  человека,   и   это  строго   понятийная   
    дисциплина.

        Первые  шаги  в  анатомию  и  физиологию  это  сложный  процесс,
    который  начинает  заставлять    вчерашних  учеников    мыслить  и 
    рассуждать,  накапливать  информацию и  учиться  ее  использовать.

        Анатомические  принципы  изучения  строения  и  функций  организма 
    человека    это   общие правила соотнесения предметов и событий друг с
    другом.

        В  процессе  изучения  применяются  дедуктивные  рассуждения, когда   
    частные примеры, выводятся  из  обобщения. Индуктивные рассуждения
    напротив, позволяющие  увидеть и обдумать общую картину только после
    сбора всей подробной информации. Следовательно,  здесь  частное  приводит 
    к  обобщению. Разносторонним ученикам необходимы обе формы рассуждения.
    В  медицине  другие  ученики  не  нужны,  да  и  не  должны  быть!

        Применение  анатомических  принципов чрезвычайно важно в условиях
    клинической деятельности. Глобальная цель - помочь студенту компетентно и
    уверенно справляться с новыми ситуациями в будущей практике, помогая
    делать выводы в соответствии с основными принципами.

       Современная учебная программа  унифицированного  проблемно-
    ориентированного  обучения  представляет  более интегрированный подход, в
    котором нормальное строение и работа человеческого тела изучаются
    одновременно с патологией.
 
       Анатомия  надевает  белый  халат  и  постепенно  становится 
    клинической  анатомией.

        Но,  как  же  быть  преподавателю?  Столько  обязанностей,  задач  и 
    требований,  конечно , преподаватель  анатомии  не  одинок ;  он  звено   
    мощного    тандема  педагогов  первого  года  обучения. Безусловно,   
    преподаватель  анатомии и  физиологии в  медицинском  училище ( 
    колледже)  должен  быть  врачом,  так  как  ФОГОС  требует  уровня 
    знаний    значительно  выше  и глубже   школьной  программы.

        Готовых  рецептов  выше сидящие  инстанции  не  предлагают.  Они 
    отделываются  новыми  лозунгами  и  бумажными,  а  теперь  и 
    электронными  формами  отчетов  и  прочих  сведений,  поэтому  нам 
    преподавателям  анатомии самим  надо  искать  свои  пути  и не стать 
    жертвами   Молоха  рутины  трафаретных,  электронных   форм  отчетов    и 
    «нужных»  цифровых  показателей.
 
         Ах,  какие  преподаватели  анатомии  и  физиологии у нас в Москве!
    Раньше  мы  часто  собирались на  городских  предметных  комиссиях.
    А какие  председатели  комиссий:  Митрофаненко  В.П., Парфенова И.И. 
    Какие  интересные  выступления  и  работы  преподавателей всей  России! 
        Спасибо, Вам!
       
         Как  много  мы  ;  преподаватели   можем  вместе  !

         Мы   ;   первые  начинаем  готовить  профессионалов,  которые  будут 
    бороться   за  жизнь  и  здоровье  нации,  а  также  обеспечивать 
    безопасность  государства.

         Профессиональная  адаптация  абитуриентов  начинается с первых 
    шагов в приемную  комиссию, а  трудовые  будни  студентов  первого года 
    обучения начинаются  со знакомства  с программой  базовой  дисциплины  « 
    Анатомии  и  физиологии»,  с  требованиями  ее усвоения  и  четкого 
    представления  места  и значения   дисциплины  в  их  будущей  профессии.

        С  первого  занятия  студент  должен  усвоить,  что  он  активный 
    участник  процесса  обучения,  а  не  птенец  с  открытым  клювом  и 
    телефоном   в  руке.
   
        В  этом  плане  должен  активно  помогать и подписанный  студентом  «
    Устав »  учебного  заведения, воспитательная  работа и  Студенческий 
    совет.
        Каждый  преподаватель, каждый  студент  и  каждый  администратор
    должны  хорошо  понимать, чувствовать и  работать  как  единый,  мощный 
    механизм,  стремящийся  к одной  цели.  Этот  механизм  двигается  в 
    одном  направлении  и  каждое  его  звено  главное.

               Начало  анатомии  и  физиологии.

        Первые  шаги  в  анатомию  и  физиологию  это  знакомство , 
    понимание  и  заучивание  медицинской  терминологии.
 
        Это  терминологическое  построение  нормального  человеческого  тела 
    и  такое  же представление  об  аномальном   строении  и  функции, 
    которые  характеризуют    патологические  состояния  организма.

        Студенты, владеющие  медицинской терминологией и понимающие  ее 
    значение,  легче  и  активнее справляются с обучением на других курсах.
    Студенты,   своевременно  не  освоившие  медицинскую  терминологию, 
    часто    пытаются     ее   автоматически   заучивать,  что  значительно
    снижает  качество  их   обучения  в  начале,  и   далее   на  клинических 
    дисциплинах.  Это  препятствует формированию профессионального  мышления.

          Основной  целью  преподавателя  должно  стать  обоснование  причин 
    изучения  терминологических  навыков,  частое  использование  их   в   
    своей  речи,  а  также  контроль  к  речевым навыкам  студентов.
 
        Конечно,  можно и  нужно   говорить  об  определенной  совместной 
    работе  с  преподавателями  латинского  языка,  которые  очень  часто 
    уклоняются  от  этой  работы, а    иногда и бесконтрольно  превышают 
    уровень  терминологических  требований  среднего  медицинского 
    образования.
        Я    разрабатывала  некоторые,  как  мне  кажется,  интересные   
    формы  совместной    работы  с  преподавателями  латинского  языка, 
    возможно,  вскоре  я  расскажу  и  о  них  отдельно. Но  и  Вы 
    рассказывайте.

        На  сегодня  каждый  студент ведет  терминологический  словарь, 
    составляет    тематические   кроссворды.  При  выполнении  письменных 
    контрольных  заданий  и  при  устных  ответах  студенты,   использующие
    медицинскую  терминологию,  получают  плюс  балл.

        Но  разве только баллы  должны  стимулировать  стремление к  изучению 
    медицинской  терминологии.  Как  много  теряет  наше  молодое  поколение 
    и  как  много  потеряли  мы,  будучи  оторванными   от   исторических 
    корней  европейской культуры  и  искусства,  философии  и  литературы, 
    не  узнав  о  своей генетической  связи  с  латинским  языком.

        Обучение   в  медицинских  училищах  должно  начинаться  с  изучения 
    истории ,  философии и  культуры   Древней  Греции.  Молодежь  должна 
    услышать  настоящий  латинский  и  греческий  язык  не  только  в 
    медицинской  терминологии  и  зазубривании, а  затем   воспроизведении   
    звуков -слов  Гимна  студентов  в   день  своего  посвящения.    А  это 
    поле  деятельности  преподавателей  латинского  языка,  среди  которых 
    много  случайных и недостаточно знающих и  любящих   латинский  язык.

         Как  много  мы ; преподаватели можем    вместе  !

        Так  случилось,  что с лекциями и книгами  П.  Волковой   ;  одним 
    из  всемирно известнейших  искусствоведов,  я  познакомилась тогда, 
    когда   она  ушла  от  нас.
 
         Но современная  техника  сохранила  циклы  лекций в диапазоне  от 
    античности  европейского  Средиземноморья  до  концептуализма  ХХ  века .
    Заинтересованному   преподавателю  истории  можно  на базе  циклов 
    лекций  канала  «  Культура»  и    учебного  центра   « Сколково»   
    совершить  со  студентами    великое  шествие  через  века  в  наше 
    время.     А  с  преподавателями  латинского  языка и  литературы (  на 
    этих  же   встречах)  погрузиться  и  озвучить  поэмы   Гомера      « 
    Одиссея»  и  « Илиада»,  почитать  стихи  Сафо,  поговорить  о  Сократе 
    и  Гиппократе.

        Преподаватели  первого  года  обучения  должны  чувствовать  плечо 
    друг  друга  и  держать  равнение.

         Как много  мы  ;  преподаватели  можем вместе   !

         Конечно очень несправедливым,  я  считаю,  исключение  из 
     преподавания и  дисциплин «  Истории медицины»  и « Медицинской  этики 
     и  деонтологии». Об  этом  тоже  можно  подробнее  поговорить.

         Первый год  обучения  это  встреча  с    самым  интересным  и 
     сложным  возрастом молодых  людей, это период  самоопределения   
     жизненного,  личностного  и  профессионального  развития.  И  мы ;
     преподаватели встречаем своих учеников  и  берем  на  себя 
     ответственность за  формирование  профессиональной и  общекультурной 
     идентичности  каждого  студента.

          Как много  мы  ;  преподаватели можем  вместе   !

         Несмотря на многовековую историю,  изучения тела человека, методика
     преподавания и запоминания данных о строении органов и систем
     человеческого организма до конца еще не разработана.

          Основной  задачей  учебного  заведения  является, как и  требует
     ФОГОС, создать условия обучения и контроля, при которых каждый студент
     имел бы достаточный уровень анатомических базовых знаний.

          Анатомия  и  физиология  начинается  с  оформления  и 
     материального  оснащения  учебного  кабинета.
     Для  того чтобы  правильно  организованный  процесс  обучения 
     действительно  обеспечил  оптимальный  конечный  результат,  необходимо,
     чтобы  была  и  студенческая  заинтересованность в  этом  результате, 
     чтобы  пробудить  у  студента  интерес  к  каждому  занятию.

          Кабинет  должен завораживать и  привлекать  студента  к  изучению 
     предмета.   Все  оформление  должно  быть  и  классическим  и 
     современным,  как и методы  проведения занятий.

          Не  буду  перечислять  названия  манекенов  и  муляжей,  таблиц, 
     схем  и  методологическую  обеспеченность  дисциплины.
     Первое,  на  что  обращает  внимание  студент,  это интерактивная  доска
     и компьютер с доступом в интернет,  но  главное,  как  это  использует
     сам  преподаватель  на  занятиях.

          Преподаватель  должен  себя  презентовать, как  говорят  сегодня.

          Прямая  связь  с  интернетом  решает  многие  вопросы лекционных  и 
      практических  занятий.

           Морфологические, цитологические и гистологические  аспекты 
      начальных  разделов  анатомии  ярко  демонстрируются  слайдами 
       атласов.
 
          Уже  далеко  остались  сломанные  микроскопы  и  раздавленные 
     демонстрационные  стекла,  а  также  трудности  хранения  и  списания 
     микроскопов и стекол.

         Один  из первых самых  сложных  разделов  ;  изучение  и  заучивание 
     опорно-двигательной  системы  человека,  протекает  как  многоуровневая 
     игра.

          Активно  использую  свой  iPAD,  соединенный  с  интерактивной 
     доской. Два  года  мы  работаем  с 5  программами  по  анатомии  фирмы 
     « Аррle».

          На  большом  экране студенты  самостоятельно  собирают,  разбирают 
     и  проникают внутрь  каждого  суставного  соединения  и  тонкостей 
     архитектуры  скелета  человека.
 
         Не  ускользают  от  их  пытливых  поисков и  пути  прохождения 
     сосудов и  нервов,  Раскрываются  особенности  топографии    органов  и 
     особенности их  внутреннего  строения.

          Студенты,  по  возможности,  приобретают  планшеты  и  программы, 
     приносят  их  на  занятия  и  работают  с  ними    в  аудитории   и   
     дома.

          Мультимедийная  разработка  материалов анатомических  модулей 
     систем организма  и  физиологические  аспекты  их  функционирования, 
     имеющиеся  в библио-видео- электронной  накопительной  базе      
     кабинета, постоянно  пополняются  самими  студентами.

          Большой  популярностью  пользуются  видео-лекции    института
     Патологии  г. Хайдельберга , Германия.

         Вскрытие  всегда  влекло  студентов  своей  тайной,  а  уровень 
     этих  видео-лекций превосходный.  Занятия  проводят  сразу  два 
     преподавателя: работают два  человека-манекена, на  которых  художники 
     рисуют; производится  вскрытие;  читается  лекция; демонстрируются 
     слайды;  используются  муляжи.  Эти  видео  уроки  студентам я показываю
     после завершения  изучения  системы органов,  когда ими  получен 
     определенный  анатомические  и  физиологические  профессиональные 
     знания.
          Вскрытие  трупов в реальном  времени они могут  увидеть  на 
     практике в стационарах.

          На  практических  занятиях и самостоятельной  работе  дома 
     студенты  работают с оригинальным  « Атласом  анатомии человека» 
     известного  американского психолога-  преподавателя  анатомии  Эдуардо 
     Алкамо.
          «Я слышу    и  забываю.
           Я  вижу   и  запоминаю.
           Я  делаю   и  понимаю ».
                Э.Алкамо
 
         Это  не просто анатомический  атлас, рассказывающий о строении
     человеческого  тела. Особенностью  этого учебника  является  то, что, в
     отличие от других,   тело  человека   представлено  в виде  различных
     схем. . Интерактивный метод предполагает изучение  анатомии с помощью
     раскрашивания,  используя при этом советы и рекомендации автора.  В
     электронном  виде  атлас  представлен на  страничке  анатомии и 
     физиологии сайта  колледжа.

          После  завершения  изучения систематического каждого  модуля 
     программы  анатомии и физиологии,  студент  выполняет  контрольные   
     задания  и  демонстрирует свои  знания по  материалам  атласа.

          К  окончанию  учебного   года    студенты  собирают  свой,
     собственно  раскрашенный  и  изученный  атлас,  который  используют  при 
     занятиях  на  клинических  дисциплинах.
 
           Многолетний  опыт   такой  формы  изучения  анатомии и  физиологии 
     подтверждает  его  безусловную  эффективность  и  особый  интерес  у 
     студентов.

           Как много  мы  ;  преподаватели  можем вместе   !

          Параллельно с  поиском  и  разработкой  новых  форм  преподавания
     постоянно  совершенствуется  система  контроля  знаний  студентов. В
     настоящее время  ухе  сложилась  четкая  система  текущего,  итогового 
     и заключительного  контроля.

          Для  разносторонней  оценки  всех  элементов   комплекса 
      полученных  студентами  знаний  используются  различные  формы  опроса; 
      беседы;  тестовый  контроль; защита атласов; демонстрационная  работа 
     с  манекенами  и  муляжами.
 
         Методическое  обеспечение  практических занятий  включает  в  себя 
     наборы  тестовых  заданий,  ситуационных  задач,  решение  которых 
     требует  строгого  анатомического обоснования  и  приближает  студентов
     к  успешному  решению  клинических проблем.

          У  студентов  вызывает огромный  интерес  проведение  соревнований 
     и  викторин.

          В  апреле  2013г.  я  представила  методическую разработку ,
     организовала  и  провела «  Марафон  знаний  по  анатомии и физиологии» 
     для  всех  студентов  всех  групп,  изучающих  анатомию.
 
          Марафон  длился  2  месяца. Все  группы  получили  вопросы  и 
     задания, все  студенты  искали  ответы и  выполняли  задания. Ритм жизни 
     изменился,  появилась  внутренняя  жизнь  колледжа.
     Марафон  проходил  в 3 этапа.  На  1 этапе  принимали  участие 
     студенты,  которых  выдвигала  каждая группа  сама.  Они  подписывали 
     немые  рисунки  скелета  и   его  отделов.  Подписи  на  латинском 
     языке  получали высшие  баллы. На  2  этапе также  избранные  группой
     студенты  отвечали  на  оригинальные  вопросы.  На  3  этапе  группы
     представляли презентации  и  фильмы.
          Победившая  группа  получила лейбл на  халат. Но эти  нашивки,  по 
     решению  самой  группы,  были  выданы самым только  активным  участникам 
     марафона.

          Соревновательная  система  могла  быть  продолжена и с новым 
     набором  студентов,  и  даже  по  новой  программе  (уже  разработанной
     мной), но оказалось, что  это  было  нужно  только  мне. Необходимого 
     понимания, помощи  и  поддержки   коллег  не  было.

          Как много  мы  ;  преподаватели можем  вместе   !

          Хорошо  и  надежно  срабатывает проверенная  старая  форма
     соревнований,  олимпиад и т.п. Несколько  заученных  вопросов на 1 час, 
     лучших  студентов  в  команды,  а  группа  пусть  сидит  в зале и   
     переживает.

         Чего  Вам  нужно?  Провели  мероприятие  ;  молодец,  запиши  баллы 
     в  «стимуляционные»  таблицы.
 
          Как-то  не  получается семьи преподавателей  и  администрации.  Или 
     сегодня  все  семьи  такие?

          Вызывают большой  интерес у студентов  и  формы  итоговых 
     семинарских  занятий,  методические разработки  которых я практикую уже
     более 10 лет.

         Студенты  получают за  две недели до  проведения итогового  семинара 
     инструктивную  карточку  подготовки.  Пример:

                Инструктивная карточка

     подготовки к  семинару — презентации по дисциплине   «Анатомия и
     физиология человека»  по модулю «Пищеварение и обмен веществ».

          С целью активного участия в проведении семинара-презентации, каждый
     студент должен самостоятельно подготовить ответы на вопросы, изложенные
     ниже, а также может выбрать тему для сообщения или реферативной работы.

        Если, Вы, приняли решение подготовить реферативную работу, обратитесь
     к преподавателю Фадеевой Г.В. за методической помощью и информацией о
     правилах подготовки и оформления реферата.

          Для участия в презентации ,Вам ,  предлагается    дома
     самостоятельно приготовить какое-либо блюдо и представить его на
     семинаре.
     ПРЕЗЕНТАЦИЯ  блюд   ПРОИСХОДИТ ПО ПЛАНУ:
         1. ФИО автора, название блюда.
         2. Продукты, вошедшие в его состав, общая стоимость.
         3. Пищевая ценность блюда после соответствующей обработки.
         4. Технология приготовления и время.
         5. Рекомендация по употреблению: количество, время суток. Возрастной
            ценз.

                ВОПРОСЫ   к теоретической подготовке:
         1.Что такое обмен веществ?
         2. Какие процессы лежат в основе обмена веществ?
         3. Что такое обмен энергии в организме человека?
         4. Что такое калории и как мы их сжигаем?
         5. Как понять  — скорость обмена веществ в состоянии покоя?
         6. Сколько калорий мы сжигаем за один день?
         7.  Как влияют физические упражнения на обмен веществ?
         8.  Какому показателю обмена веществ должна соответствовать      
           пищевая ценность продуктов питания?
         9.  Могут ли таблетки улучшить обмен веществ?
        10. Улучшает ли обмен веществ частый прием пищи небольшими порциями?
        11. Что, Вы, знаете о низкокалорийной пище?
        12. Что такое питание и какова его роль для организма человека?
        13. Какие основные источники пищи человека ,Вы, знаете?
        14. Каков должен быть качественный состав пищи?
        15. Какие превращения претерпевает пища в организме человека?
        16. Что такое рациональное питание?
        17. Что такое диетическое питание?
        18. Какие продукты питания должны содержаться в рационе студента
            медицинского колледжа и почему?

                ТЕМЫ  СООБЩЕНИЙ:
        1. В чем вред неправильного питания?
        2. Ожирение — проблема века.
        3. Живая пища — сыроедение это польза или вред ?
        4. Диета доктора Шмидта  — « Эликсир жизни».
        5. Полезные свойства меда.
        6. Полезные свойства сырых овощей и соков.
        7. Вегетарианство  — польза или вред?
        8.  Раздельное питание в чем польза?
        9. Что такое фитотерапия в питании?
       10. Пищевые антиоксиданты в американской программе здоровья « ENERGY».
       11. Жиры. Источники их поступления в организм человека, их пищевая
           ценность. Болезни нарушения обмена жиров.
       12. Белки. Источники их поступления в организм человека, их пищевая
           ценность. Болезни нарушения обмена белков.
       13. Углеводы. Источники их поступления в организм человека, их
           пищевая ценность. Болезни нарушения обмена углеводов.
       14. Общая характеристика витаминов и их пищевая ценность.
       15. Витамин С  - полная характеристика.
       16. Витамины группы В  - полная характеристика.
       17. Витамины А и Е  - полная характеристика.
       18. Минеральные вещества и их пищевая ценность.
       19. Микроэлементы и их пищевая ценность.

                ТЕМЫ РЕФЕРАТИВНЫХ РАБОТ:
        1. « Питание  — важный фактор внешней среды, оказывающий воздействие
             на организм человека».
        2. « Рациональное питание  — питание здорового человека».
        3. « Диетическое питание  — питание лечебное».
        4 « Голодание  — « за»  и  « против» ».

       Темы реферативных работ могут  быть также предложены студентами ,по
   согласованию с преподавателем представлены на занятии.

        Студентами на занятии могут быть представлены презентации по любому
    из предложенных вопросов приложения № 1.
        Студенты могут получить  консультации по подготовке к семинару в дни
    отработок занятий по расписанию.

         ЖЕЛАЮ  УДАЧИ  В  ПОДГОТОВКЕ  К СЕМИНАРУ !

                Галина  Викторовна.
        Такие  формы  занятий носят многофакторное  психолого-педагогическое   
     значение,  сближают  студентов в группе;  знакомят их с блюдами кухонь 
     разных  национальностей;  раскрывают   их  способности  и   объединяют
     всех  за  одним  столом.  За  активное  участие  в  этом  семинаре 
     студент  может получить сразу  четыре  оценки:  за  ответы,  за 
     реферативную  работу, за  сообщения и за приготовленное  блюдо.
         
         Второй  семинар  проходит  по  модулю « Репродуктивная  функция 
     организма  человека».  Студенты  также  получают  инструктивные 
     карточки   подготовки.
 
         Особый  интерес  вызывают  вопросы  гендерной  психологии, а  также 
     возможность  задать анонимно  вопросы  гинекологу.  Семинар  проводится 
     совместно  с  преподавателями  психологии  и  гинекологии.

             Как много  мы  ;  преподаватели можем  вместе   !

                «…Должно постоянно помнить, что следует
                передавать ученику  не только те или
                иные познания, но развивать в нем желание 
                самостоятельно,  без  учителя,      
                приобретать    новые…   
                Обладая  такой  умственной силой,
                извлекающей   отовсюду   полезную пищу,
                человек будет    учиться  всю жизнь…»
                К.Д. Ушинский

       При  всем  многообразии  форм  работы  в  аудитории,  надо  понимать 
    и  помнить,  что     главной  задачей  преподавателя  является  научить 
    студента  учить  себя  и  сейчас,  и  далее  всю  свою  жизнь,  что 
    особенно  важно  в  профессии  медика.

        Студент,  как  пользователь  компетенций  должен  научиться 
    самостоятельно,   находить  материалы и  формировать  собственные 
    методики  обучения,  адекватные  его   личным   интересам.

        Вот  когда  студент  становится  активным  участником  процесса 
    обучения,  или,  как  говорят  медики, коллегой.

         Самостоятельную  работу  студента  должен  обозначить ,  направить 
    и  контролировать  преподаватель.

         Ежегодно  я  разрабатываю   задания   для  СРС,  для  каждого 
     занятия  в  соответствии с  календарно-тематическим  планом.  Это  план 
     закрепления  информации,  полученной  на  аудиторных  занятиях: 
     подготовка  конспектов;  составление  таблиц   и  кроссвордов;  решение 
     ситуационных  задач;  тестовые  задания  для  самоконтроля; работа  с 
     атласом   Э.Алкамо;  заполнение  терминологического  словаря.

          Все эти  задания  размещаются  на  сайте колледжа  в  разделе
     студентам по  дисциплине «  Анатомия и физиология».   Студенты  ведут  2 
     тетради  для  СРС  (  самостоятельная  работа  студентов),  которые
     систематически  проверяются.

 
          Размещение  материалов  СРС    на  сайте  позволяет  студентам,
      пропустившим  занятия,  самостоятельно  подготовиться  и  сдать  свои   
      задолженности.
          СРС  становится  ведущей  формой  учебного  процесса,  постепенно   
      зарождается  и   начинает  нарастать   интерес к приобретению, 
      систематике и фиксирования  знаний.

          Преподаватель  становиться  лоцманом  в  море  необходимой 
       информации,  профессиональным  советчиком и  руководителем  первых 
        творческих  реферативных  работ  и   докладов.

          Новые  информационные  технологии  не  должны  захватывать  и 
       топить  студентов  в   своем океане,    и  интернет не  должен  тащить 
       на  дно  пустых  удовольствий.

          Современные  гаджеты  не  должны  уводить  молодежь в   мир ложного 
       счастья   и  иллюзий.  Они  должны  быть  источником  быстрой и 
       качественной,  необходимой для  учебы  и  профессии  информации,  а 
       когда они  не  нужны ,  пускай  стоят рядом  с  пылесосом  или 
        холодильником!

           Как много  мы  ;  преподаватели можем  вместе   !

          Много  хотелось бы  рассказать о  любимой  работе,  о  том , что 
        было  и  о  том,  что  сегодня  есть.
        О  том,  что  хотелось  бы  изменить  и  как,  для  того  чтобы 
        стандарты  образования  и  создание  условий для   их  реализации 
        совпадали  бы с  вниманием  к    творческим  предложениям 
        преподавателей.

            Чтобы  наше  среднее медицинское  образование  не  теряло   бы 
        преподавателей  увлеченных  своей  работой ,  которые  , как  Данко, 
        передавали   бы   огонь  своего, преданного  медицине,  сердца 
        молодому  поколению  будущих  медиков.

            Вот тогда  на  рынке  здравоохранения  ХХ1 века  будут 
        востребованы  кадры,  подготовленные  нами.

            Как много  мы  ;  преподаватели  можем вместе   !


Отличник  здравоохранения
Преподаватель высшей категории
ГБОУ СПО МК № 7                ФАДЕЕВА Г.В.
2014г.
                кабинет  Веры  Ольгиной