Два высших пилотажа Владимира Высоцкого

Виктор Комосов
(Рецензия на очерк «Засекреченный диск-гигант Высоцкого», автор, пишущий под псевдонимом «Uri Pech»)

  Автор пишет о выпуске уникального винилового диска - результат сотрудничества В. Высоцкого и ансамбля "Мелодия" под управлением Г. Гараняна в 1975-м году. Свой текст он резюмирует такими словами: «…пусть большинство высоцковедов считает, что настоящий Высоцкий - это Володя с гитарой. Но мне кажется, что песни Высоцкого в оркестровке "Мелодии" - высший пилотаж песен Владимира Семёновича».

  Мои словесные «пять копеек» (поклонника «Nazareht», «Pink Floyd», «Deep Purple», «Led Zeppelin», «Rainbow», «Uriah Heep», «AC/DC», … П. Чайковского, И. Баха,…) тут прозвучат так:

  «Про высший пилотаж соглашусь с одним уточнением - Владимир Семёнович никогда не считал свое творчество исполнением песен. Он говорил в одном из своих интервью*, что выступает на сцене в индивидуальном жанре - декламирование стихов под музыкальный аккомпанемент. А это совершенно новый стиль - бард-чтец.

  Хотя, «Новое - это хорошо забытое старое» и «Ничто не ново под луной» - Михаил Леонидович Анчаров**, под гитару, начал петь на 10-15 лет раньше Окуджавы и Высоцкого. Высоцкий говорил о нем, как о своем учителе. Можно сказать даже, что Владимир Высоцкий трепетно перенял военный «словарь» и стилистку исполнения у Михаила Леонидовича. И сделал это настолько ярко, что рядовые слушатели уверенно приписывали Высоцкому авторство даже таких хитов Анчарова, как: «Балалаечку свою я со шкафа достаю», «МАЗы», «Баллада о парашютном десанте».
Что-то подобное произошло и с Галичем. Бардом с большой буквы он стал тоже после встречи с Анчаровым.


  Сотрудничество же  В. Высоцкого с ансамблем "Мелодия" - ещё один из тех редких и удачных случаев в музыкальном мире, когда обработка первоисточника дала отменный результат. Поэтому точнее будет рассматривать эти два варианта исполнения, как две самостоятельные темы творчества, каждая из них хороша по-своему.

   Т.е., с позиции музыкального достижения, совместная работа с ансамблем "Мелодия" - это высший пилотаж песен, написанных на стихи Высоцкого. А сольные выступления Владимира Семёновича - это высший пилотаж декламирования стихов, и, пожалуй, тут Высоцкому нет равных среди поэтов-чтецов. Благодаря такой новой манере исполнения, многократно усиливается сила поэтического слова, скрепленного максимальной атмосферой искренности, проникновенности и доверительности.

    Высоцкий, как явление - это непревзойдённый мастер поэтического слова, разрушающий "Вавилон" непонимания и разобщённости между людьми. Этот талантливый автор создал некий новый, объединяющий язык - эсперанто от Володи, который, мелодией своего звучания и смысловой глубиной, нужен и одинаково понятен каждому из нас, кем бы он ни был: обыватель, домохозяйка, вор, милиционер, учёный, неуч, пьяница, лесоруб, воин, турист, влюблённый человек, альпинист, шофёр, моряк, ....».

  Мощная энергетика Высоцкого ушла с ним в неизведанный космос, но её небольшая, но очень сильная часть осталась всем живущим, как бесценный подарок. Электронные носители запечатлели гармонию и мелодику его поэтического слова – это настоящий энергетический напиток для души и мозга каждого, действительно живого человека.

* www.youtube.com/watch?v=OpXLPjG4AwA

 **Михаил Леонидович Анчаров — русский советский прозаик, поэт, бард, драматург, сценарист и художник. Является одним из основателей жанра авторской песни. Многие советские барды, фактически, запитались его творчеством. М.Л.Анчаров - участник Великой Отечественной войны. Дата и место рождения: 28 марта 1923;г., Москва, Россия. Дата и место смерти: 11 июля 1990;г. (Википедия) «Михаил Анчаров. Четыре времени года» https://www.youtube.com/watch?v=EQJiYQL2dcQ 



P.S.1  С пылу, с жару свежей публикации, читатель Крылов пишет:
"Вот не думал Вить что у тебя про Владимира Семеновича вдруг прочитаю, благо пытаются сказать о Поэте здесь многие. Но так красиво получится не у каждого
и это тоже высший пилотаж...только теперь твой,
а Высоцкий ты прав...именно ЯВЛЕНИЕ нашей жизни
с уважением Дима"

  В.К.: "Я и сам не думал, что напишу этот очерк, но так получилось:))) - пришлось записывать, коли сверху диктуют :)) (как Ахматова говорила: «И просто продиктованные строчки ложатся в белоснежную тетрадь».) А про Высоцкого легко писать - благодатный образ-кладезь. К этому живительному источнику ещё много поколений людей будет прикасаться потому, что творчество Высоцкого - это явление вне времени, классика созданная на века, тут сила слова цепко породнилась с гармонией мелодии.

За высокую оценку этого труда спасибо! Приму, как аванс доверия потому, что мне зазнаваться недосуг - трезво понимаю о кропотливой необходимости работать над своими возможностями, чтобы дальше хорошо "диктовали":))) (пишу с улыбкой робкой надежды)"

P.S. 2 Автор Uri Pech пишет:
"И я, когда ПИШУ ПЕСНИ за письменным столом, я рассчитываю на друзей" В.Высоцкий.
(Фраза из приведённого Вами ролика (2 мин 11 сек http://www.youtube.com/watch?v=OpXLPjG4AwA )
Высоцкий много рассуждает о том, что такое АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ.
Так что, как не крути, а получались у Высоцкого замечательные песни, очень стихотворно-насыщенные, а это не каждому дано: играть словами, делать текст не плоским, а многослойным (я имею в виду подтекст) С годами настоящие стихи могут самопроявиться по новому, и это чудо творчества".

   В.К.: Тогда напишу, исключительно из озорства, в качестве доброжелательной шутки, что Юрий Гагарин был первым человеком из Космоса, а наш Высоцкий - родоначальник рэпа, у которого негры неумело передрали новизну жанра:)))) (шучу, может тоже неумело)

  Если серьёзно, то это магическая сила настоящей классики, когда перечитывая, просматривая или прослушивая открываешь для себя что-то новое. Для примера, попробуйте сейчас, с высоты своего возраста, перечитать "Ревизор" Гоголя, замусоленный в школе, и вы удивитесь насколько шикарным окажется этот рассказ, да и древние "Три поросёнка" удивят немало:)))))

P.S. 3 Друзья прислали музыкальную ссылку, где Дмитрий Певцов исполнил "Кони привередливые" https://www.youtube.com/watch?v=8QnvZjcJSXg
Дмитрий Певцов, наконец-то, неожиданно удачно наполнил реальным смыслом свою фамилию. Молодец, удивил! Умело пошёл своей исполнительской тропинкой. Обычно певчий народ старается слепо подражать тембру Высоцкого из этого получается разбавленный звуковой "кисель" (недостоверный эрзац). На бардовскую вершину Высоцкого бесполезно лазить потому, что она индивидуальна - это не рядовой Эверест. Тут высококлассным снаряжением, упорством и мускулами голосовых связок бряцать бесполезно потому, что Вдадимир в каждую свою ноту жизненную силу щедро вложил, самоотверженно расплескав личную энергетику. У химиков есть такое понятие - перенасыщенный раствор. Так и с произведениями Высоцкого получилось - он так максимально ёмко всё наполнил, что туда уже ничего лишнего не добавишь - будет фальшиво литься через край авторского "сосуда".

P.S. 4 Александр Соханский радушно зажёг свой литературный "костерок" - очерк «За всё, чем дышишь и живёшь, зубами, брат, держись». Сюда, в виде словесных полешек, хочу добавить пару слов к затеянной полемике вокруг истинного авторства стихотворения "Последний приют": "...Судя по накалу и основному руслу течения рецензий на данный опус, можно, с удивлением отметить, что этот читающий народ, в основном, не впечатлился замечательным призывом «За всё, чем дышишь и живёшь, зубами, брат, держись», а сосредоточился на выяснении авторства стихотворения "Последний приют".

К слову сказать, совершенно нестандартная ситуация. Обычно, за право авторства люди, не только зубами, но и всеми доступными частями тела и средствами сражаются. А тут исключительный случай - никто толком не стремится застолбить за собой авторское право, проявляя литературную галантность. Наверное, это тот редкий случай, когда, из-за глубокого уважения к бардовской легенде, все склонны прекратить "боевые" действия.

В качестве дополнительного позитива, отмечу, что, даже благодаря этому частному обсуждению, виртуальная жизнь Владимира Высоцкого продолжается в умах и сердцах людей. На этом фоне не так уж и важной будет юридическая реалия - кто истинный автор. Тут, в любом случае, энергия мысли пойдёт в актив Владимира.

P.S. 5 Один читатель написал, что ему в жизни везло на встречи с известными людьми и среди них был Владимир Высоцкий.
В.К.: Звёздные*** встречи в жизни - это здорово. Так мы встречаем на своём пути друзей и любимых. Со звёздными людьми тоже полезно встречаться для выбора верных ориентиров личной тропинки жизни.

***
P.S. 6 Тут термин "звёздные" употреблён, как сверка со звездами небесного свода
***
Ещё к теме подцеплю строки текстового «паровозика».
Одна читательница тоже откликнулась на этот хоровод рецензий. Ей тоже захотелось похвастаться, что она видела легендарного барда и не только его. Не знаю насколько это всё правда, но она написала пространную рецензию, в которой ужилось двенадцать «Я» и целый список известных фамилий. Текст большого объёма оказался немногословным. Почему-то пришло на ум любимое высказывание актёра Филиппова (Борис, директор театра в к/ф "Зайчик" https://www.youtube.com/watch?v=5ndoX5WdrG4 : «Любите себя в искусстве, а не искусство в себе». : ))) (улыбаюсь) Когда ему сделали замечание, что он оговорился и неправильно переставил фразы в крылатом выражении, то Борис раздражённо сказал: «Да, какая разница!» : ))) (улыбаюсь)
Сознаю, что о феномене Высоцкого трудно добавить новое слово – слишком много уже сказано и прочувствовано.  Многим остаётся описывать только свои личные впечатления или влияние творчества Владимира на течение нынешней жизни. Главное здесь то, что, так или иначе, наследие Высоцкого продолжает волновать людей, не оставляя их безучастными слушателями.

В.К. (13.02.2022): "Было познавательно читать такие размышления-факты.
А для себя неожиданно признаюсь, что после Вашего текста впервые это осознал - феномен Высоцкого корнями пророс в древний эпос. ВВ - современный Гусляр (Слагатель, былинщик, музыкант, народный певец, играющий/аккомпанирующий себе на "гуслях")".