Берт Томпсон. Вера и знание

Инквизитор Эйзенхорн 2
ВЕРА И ЗНАНИЕ
Берт Томпсон

Как указывалось ранее, нигде нет достаточных доказательств, чтобы полностью доказать Бога, но есть достаточные доказательства, чтобы оправдать предположение или веру в то, что Бог существует
Thomas, 1965, p. 263

Уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос
Иоан.4.42

Очевидно, что два приведенных выше утверждения находятся в явном противоречии друг с другом. Первое утверждение предполагает, что люди могут просто придерживаться предположения о существовании Бога - положение, которое автор определяет как «веру». Второе утверждение, написанное пером вдохновенного апостола Иоанна, описывает некоторых людей из Самарии, которые верили в Божество Господа, потому что они знали, что Он был Спасителем, - основываясь на свидетельстве, которое Он предоставил им.
Очевидно, что оба эти заявления не могут быть правильными, поскольку они представляют взаимоисключающие идеи библейской веры. С одной стороны, нас просят поверить, что вера - это «предположение», сделанное человеком, который просто хочет верить во что-то. С другой стороны, библейский взгляд учит нас тому факту, что знание является неотъемлемой частью веры и что вера - это не просто «обоснованное" или  необоснованное предположение. Почему существует эта путаница по теме библейской веры? Какова связь между верой и знанием?

В чем проблема?

Возможно, существует так много путаницы вокруг понятия веры, потому что существует так много определений из очень многих и самых разных источников. Во-первых, вера была определена ее оппонентами как «сила доверия к тому, в чем вы не уверены как в истине", или «нелогичная вера в появление невероятного». Во-вторых, даже нейтральные авторитеты добавили к конфликту авторитетную репутацию. Есть словари, предполагающие, что вера в религиозном смысле - это «твердая вера в то, для чего нет доказательств», или «доверие без необходимости определенных доказательств». В-третьих, некоторые из самих религиозных общин были ответственны за большую неразбериху или дополнили ее. В своем предисловии к "Миру и литературе Ветхого Завета" Джон Т. Уиллис написал: «Библия утверждает, что она вдохновлена Богом (2 Тим. 3.16). Нет никакого способа доказать или опровергнуть это утверждение абсолютно, хотя аргументы были выдвинуты с обеих сторон проблемы. Это должно быть принято верой или отвергнуто неверием » (1979, 1:11). Дж.Д. Томас в своей работе «Небесное окно» писал: "Во всех вопросах религиозной эпистемологии мы подходим к вопросу о разграничении абсолютно доказуемого знания и того, что в той или иной степени зависит от веры ... Другими словами, люди с сильной верой «ведут себя так, как если бы они обладали абсолютным знанием, хотя в этой жизни они никогда не могут иметь более сильной веры" (1974,  131-132). В своей книге « Дорогой Агнос» Арли Дж. Гувер заявил, что «вера, стоящая между знанием и невежеством, уверенностью и доверчивостью, в некотором смысле разделяет суть обоих»(1976,  28). У веры  есть некоторые доказательства, которые связывают ее со знанием, но у нее есть также некоторая неопределенность, потому что эти доказательства являются косвенными .Рой Ф. Осборн предположил, что «вера любого рода основана на вероятности... В мире подверженных ошибкам существ, несовершенных чувств и частичного опыта абсолютная уверенность является лишь теоретической концепцией» (1964,  132).
Если эти авторы правы, вера - это что-то, основанное на небольшом содержательном доказательстве, или, если на то пошло, не имеющее вообще никакого доказательства. Вера также позволяет людям «вести себя так, как если бы они что-то знали, хотя на самом деле этого знания нет. Кроме того, в лучшем случае вера - это вероятностное суждение, которое может иметь или не иметь какого-либо отношения к истине. И тогда вера рассматривается как сущность, состоящая из небольшого количества знаний и большой дозы неопределенности. Стоит ли удивляться, что в современном мире так много путаницы в отношении концепции веры и ее связи со знанием?
В конечном счете, неправильные представления о вере наносят религиозный ущерб или разрушают эффективность христианства. Это связано с рядом причин. Во-первых, в отличие от многих других религий, христианство всегда основывалось на историческом факте. От историчности Самого Иисуса до реальности Его воскресения христианство вышло на рынок идей основанным на фактичности. Отбросить это и предположить, что христианство основано на недоказанной и недоказуемой системе убеждений, неумышленно называемой «вера», означает лишить христианство одной из его самых важных конструкций - проверяемости, основанной на историческом факте. То, что должно быть документировано, сводится к простому желанию думать.
Во-вторых, мы живем в обществе, в котором изучение различных доказательств, стоящих за притязанием, стало практически повседневным явлением. Независимо от того, покупаем ли мы автомобиль или рассматриваем хвастовство рекламодателя о его продуктах, мы регулярно расследуем множество доказательств, которые могут доказать или опровергнуть сказанное. Библия учит, что человечество потеряно и отчаянно нуждается в спасении, которое приходит только через Иисуса Христа. Чаще всего человек, который принимает библейское послание и подчиняется ему, претерпевает радикальные изменения как в своем мышлении, так и в образе жизни. Конечно, грандиозность притязаний христианства такова, что требует как исследования, так и проверки. Кто-то может предположить, что христианство или его изменяющие жизнь перемены основаны на чуть более чем недоказанном утверждении, которое может или не может быть правдой; но это вряд ли можно рассматривать как рациональный подход, который рекомендовал бы себя разумным людям.
В-третьих, несомненно, люди в мире, которые еще не являются христианами, но которых мы надеемся увидеть таковыми, достаточно умны, чтобы не воспринять уловку, которая просит их «вести себя, как если бы» они знали, что Бог существует, что Иисус Его Сын, что Библия - это Его вдохновенное Слово, когда, на самом деле, они вообще этого не знают. Кроме того, если христиане просто «ведут себя, как если бы они знали", а на самом деле это не так, почему они не лицемеры? И чем христианин, которому в конечном итоге придется признать, что он на самом деле не знает этих вещей, отличается от агностика, который с готовностью признает, что он не может знать этих вещей?
В-четвертых, любая идея, которая предполагает, что вера основана на простой «вероятности», в то же время молчаливо признает, что существует некоторая вероятность, пусть и незначительная, что христианство может быть просто ложным. Обращаясь к этому вопросу, Дик Штаньо заметил: "Признать, что христианство только вероятно, значит признать, что на самом деле оно может быть обманом! Можете ли вы представить себе в самый иррациональный момент хотя бы малейшую возможность, чтобы апостол проповедовал «Бога вероятности» или «Бога, который может быть»?.. Я хочу настаивать на том, что в христианстве нет ни одного предмета, от которого зависит спасение наших душ, который лишь "вероятно" верен. В каждом случае предоставленных доказательств достаточно, чтобы установить убедительные доказательства относительно истинности христианской веры (1989,  8-9,11).

Библейская вера и убеждение

Что же такое библейская вера и как она соотносится с убеждением и знанием?
 Нередко можно услышать, как кто-то говорит в отношении убеждения, которое нельзя доказать как истинное: «Это просто вопрос веры». Или, если кому-то сообщают о конкретном образе действий, рекомендацией может быть: «Просто начните с веры». Сколько раз говорилось, что что-то является «прыжком веры»? Конечно, будет верно сказать, что слово «вера» иногда используется каждым из этих способов. И каждое из этих высказываний вполне может выразить определенное убеждение. Однако такое использование не является библейской верой. Какова же библейская связь веры с убеждением?
Конечно, вера - это своего рода убеждение. Проблема, однако, сосредоточена на том типе веры, который является библейским. Вера относится в первую очередь к суждению, что что-то является правдой. Но вера может быть слабой или сильной. Если я скажу: «Я верю, что завтра может идти дождь» - это пример слабой веры. Это мнение, которого я придерживаюсь, и  которое, хотя я надеюсь, верно и, следовательно, считаю его верным, тем не менее, я не могу доказать. Однако, если я скажу: «Я верю, что обвинительный приговор в уголовном процессе является правильным и справедливым», это пример сильной веры, потому что я могу представить фактические причины своей веры, основываясь на имеющихся доказательствах. Обращаясь к идее «слабых» и «сильных» убеждений, Дэвид Липе заявил, что «... разница в этих двух типах убеждений зависит от причин убеждений» (nd, 3). В своем тексте «Критика религии и философия» Вальтер Кауфман перечислил семь причин веры, первая из которых заключалась в том, что «были предложены аргументы в ее поддержку» (1958, 132ff.). Таким образом, сильная вера - это рациональный акт, основанный на достаточных доказательствах. Слабая вера порождается такими вещами, как эмоции, личный интерес (Lipe, 4).
Библейская вера - это сильная вера, основанная на достаточных доказательствах. В Новом Завете существительное «вера» (по-гречески «pistis» ) определяется как «прежде всего твердое убеждение, основанное на знании... слово, используемое в Новом Завете всегда применительно к вере в Бога или Христа или в духовные вещи» ( Vine, 1940, 2:71). Глагол «верить» (греч. Pisteuo ) определяется как: «… быть убежденным и, следовательно, доверять, полагаться, а не просто что-то считать"(Vine, 1940, 1: 116). Таким образом, библейская вера - это убеждение, основанное на доказательствах, и это «не просто доверие». Библия не признает такого понятия, как «прыжок веры», потому что библейская вера всегда основана на доказательствах или знаниях. Петр призвал христиан быть «всегда готовыми дать ответ каждому человеку, который спрашивает вас о надежде,  которая есть в вас, но с кротостью и благоговением» (1 Пет.3.14 ASV). Это напрямую соответствует тому, что Кауфман назвал бы поводом для веры, потому что «были предложены аргументы в ее поддержку».

Библейская вера и знание

Одним из основополагающих законов человеческого мышления является закон рациональности, который требует, чтобы мы делали только такие выводы, которые оправданы достаточными доказательствами. Агностически настроенный философ Бертран Рассел сформулировал это так: «Дайте любую гипотезу, которая стоит вашего времени, чтобы рассмотреть только ту степень доверия, которую требуют доказательства» (1945, 816). Библейская вера придерживается закона рациональности и ищет выводы, в отношении которых имеются достоверные доказательства. В создании библейской веры используются как разум, так и откровение. Гайслер и Файнберг определили эти термины следующим образом: «Откровение» - это сверхъестественное раскрытие Богом истины, которое не может быть открыто с помощью сил человеческого разума. «Разум» - это естественная способность человеческого разума открывать истину (1980, 255).
Эти авторы продолжают замечать, что «основная связь разума и откровения заключается в том, что мыслящий христианин пытается сделать правдоподобным и понятным» (1980, 265). Используя свои способности для правильного рассуждения, христианин строит веру, основываясь на многочисленных путях доказательств. Иногда это доказательство может основываться на свидетельстве, предоставленном откровением. Павел писал, что «вера приходит от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим.10.17). Гай Н. Вудс отметил: "Подлинная вера проистекает из фактов, представленных уму и из которых затем извлекаются правильные выводы" (Иоан.20.30-31). Нет такой вещи, как слепая вера. Сама вера возможна только тогда, когда разум признает достоверность свидетельства, которое ее производит" (1994, 125 [11]: 2).
Скептики, конечно, предположили, что опора на свидетельство другого не обязательно приводит к личным знаниям. Томас Пейн писал в «Эпохе разума» : "Никто не будет отрицать или оспаривать силу Всемогущего сделать такое сообщение, если Он пожелает. Но признание ради дела того, что что-то было открыто определенному человеку, а не открыто какому-либо другому, означает, что это откровение только для этого человека. Когда он рассказывает об этом второму человеку, тот - третьему, четвертому и т.д,, это перестает быть откровением для всех этих людей. Это откровение только для первого лица и с его слов для других и, следовательно, они не обязаны в это верить (1794, 8-9).
Оценка Пейна, однако, неверна, если подтверждено рассмотрение как исторических, так и библейских фактов. Должно ли свидетельство по необходимости быть разбавленным или уничтоженным просто потому, что оно передавалось из поколения в поколение? Нет, конечно. Мы знаем, что Джордж Вашингтон жил, хотя никто за последние несколько поколений никогда не видел его. Мы знаем о многих других людях и событиях таким же образом, через прямой результат достоверного свидетельства, переданного добросовестно из века в век.
Кроме того, библейская информация является хорошим тестовым примером для точности информации, передаваемой от одного человека другому. В Мк.16 рассказывается о Марии Магдалине, которая видела Господа после Его воскресения. Она немедленно пошла и сказала другим ученикам, которые, как указывает текст, «не поверили» (Мк.16.11). Позже Иисус явился двум мужчинам, прогуливающимся по стране. Они также вернулись к ученикам и сообщили, что Господь был жив, но об учениках было сказано, что «и они не поверили им» (Мк.16.13). Были бы оправданы эти ученики, отвергнув сообщение о воскресении Господа только потому, что сами не были очевидцами? Было ли их неверие каким-то образом свидетельством «интеллектуальной целостности» с их стороны? Должны ли они заслуживать похвалы за то, что они отвергли два разных сообщения, составленных достоверными свидетелями?
Нет, ученики не были оправданы в своем неверии. Позже, когда Господь явился им, «Он обличил их в неверии и твердости сердца, потому что они не поверили тем, кто видел его после того, как Он воскрес» (Мк.16.14 KJV). Таким образом, Господь подтвердил принцип, который Томас Пейн пытался опровергнуть. Если бы Мария Магдалина точно выразила ученикам то, что она видела, а они, в свою очередь, точно выразили то, что им было сказано, не было ли это свидетельством того, что на основе фактических данных возникла подлинная вера в воскресение? В Деяниях 18 приведены обстоятельства, в которые «верили многие из коринфян, слушавших их». Факты должны быть сообщены людям, прежде чем они могут поверить.Что они услышали, что заставило их поверить? Это было свидетельство, данное Павлом. Таким образом, вера рассматривается как принятие знания, основанного на достоверном свидетельстве.
Иногда доказательство веры может прийти зримо, как это было в случае Фомы, когда Христос сказал ему после Своего воскресения: «потому что ты видел Меня, ты уверовал» (Иоан.20.29). Упомянутые ранее самаряне верили в Господа. Тот факт, что они видели Его, не исключал их веру в Него (Иоан.4.41). Конечно, бывают времена, когда вера и видение идут вместе. Люди иногда ходят верой из-за видения. Многие пришли в послушание Господу во время Его земного служения из-за того, что они слышали и видели. В первые годы существования Церкви многие верили из-за чудес, которые они видели. Большая вера была произведена фактическими событиями, которые наблюдали присутствующие.
Но как насчет тех, кто не видел эти события воочию? Разве у них меньше веры, чем у тех, кто был свидетелем подобных событий? Нет, вера не уменьшается из-за отсутствия видения. Иисус сказал Фоме: «Блаженны те, кто не видел и все же уверовал» (Иоан.20.29 KJV). Павел заметил, что «мы ходим верою, а не видением» (2 Кор.5.7). Фома обрел веру уже после видения. Сегодня у нас есть вера без видения, из-за достоверных свидетельств тех, кто был очевидцами.
Какова связь между верой и знанием? Вера как-то исключает «знание»? Можно ли одновременно «знать» и «иметь веру», или это несовместимо? Говоря об этом, Вудс написал: Совсем недавно появилась гораздо более сложная форма субъективизма, в которой вера и знание разделены, резко контрастируют друг с другом, и одно призвано исключить другое. Утверждение состоит в том, что суждение, которого человек придерживается верой, невозможно узнать путем дедукции. К такому выводу можно прийти, взяв свое определение слова «знание», противопоставив его слову «вера» и сделав их взаимоисключающими. Сделать это значит ошибиться, имея в виду и веру, и знание! (1994, 136[2]:31). В Иоан.6.69 Петр сказал Господу: «И мы уверовали и знаем, что Ты Святой Божий». В 2 Тим.1.12 Павел сказал: «Я знаю Того, кому Я уверовал». Самаритяне сказали женщине, которая принесла им Христа: «Теперь мы верим , и не из-за твоей речи; ибо мы слышали сами и знаем, что это действительно Спаситель мира »(Ин. 4.42).
В своей книге о связи между верой и знанием «Концепция рационального убеждения» Дик Штаньо отметил: "Библейская вера построена на предварительном понимании (знании) того, во что следует верить ... Любая концепция веры, которая отделяет ее от ее объективной, эпистемологической основы (основы знания), противоречит библейскому учению! Говоря по-библейски, никто не верит, что Бог (или любые другие вещи, которые должны быть приняты «верою»): 1)  против доказательства, 2) без доказательств или 3) за пределами доказательств. Скорее, каждый полагается на основании доказательств, достаточных для установления заключения (1989, 3).
Вера напрямую связана со знанием. Без знания (то есть доказательств) невозможно произвести веру. Кроме того, знание имеет решающее значение для активизации веры. Штаньо заметил в отношении того, что он называет «рациональной» верой: "Это доказательство просвещает интеллект, который делает волевое обязательство не только возможным (так как теперь я знаю, во что верить), но и рациональным (то есть я знаю, во что верить)! Таким образом, вера - это волевое обязательство информированного интеллекта! Знание без обязательств - это неверие (Иоан. 8: 30-46; 12: 42,43, Иак.2.19), обязательство без знания - это иррациональность. Ни то ни другое не является приемлемым вариантом для христианина (1989,  18-19).
В Библии вера и знание никогда не противопоставляются. Временами вера может противопоставляться средствам получения знаний (например, видению), но вера никогда не противопоставляется знанию или, в этом же отношении, разуму. Кроме того, иногда вера и знание могут иметь один и тот же объект. Писание проясняет, что следующее может быть предметом и знания, и веры: Бог (Ис.43.10), истина (1 Тим.4.3), Божество Христа (Иоан.6.69, ср.4.42). Кроме того, знание всегда предшествует вере, а там, где нет знания, не может быть библейской веры.

Заключение

В Евр.11 мы находим «Зал славы веры», потому что там каждый человек действовал из послушной веры Божьим заповедям. Нам говорят «по вере Авель принес Богу более прекрасную жертву, чем Каин ...» (11: 7), «по вере Ной ... приготовил ковчег для спасения своего дома.» (11: 7 ) и что «по вере Авраам, когда он был призван, повиновался идти в место, которое он должен был получить в наследство ...» (11: 8). Что означает «по вере» в этих утверждениях? Эти люди действовали в отсутствие доказательств? Разве они не знали, что они делали, или почему они это делали? Они совершали «прыжок веры»?
В каждом из этих случаев привлеченные люди действовали, потому что у них были знания, на которых основывалась их вера. Каин и Авель, очевидно, были наставлены о том, что будет «более превосходной» жертвой. У Ноя были размеры ковчега, представленного перед ним Богом. Авраам не отправился в путешествие без цели; он путешествовал по указаниям Всемогущего. Никто из этих людей не совершил «прыжок веры» и не сделал то, что, по их мнению, было «большой вероятностью». Скорее, они действовали, потому что их знания породили библейскую веру. Брэд Бромлинг комментирует этот пункт: "Некоторые допустили ошибку, думая, что вера должна быть противопоставлена знанию или доказательству, как будто чем больше человек знает, тем меньше ему нужно веры ... Это ложная концепция веры. Вера основана на знании! ... Когда человек обретает знание об истине, он в состоянии исполнить Божью волю и взять на себя обязательство в отношении требований этого знания (1988, 8:24).
Бог желает людям спастись и прийти к познанию истины (1 Тим.2.4). Его намерение состоит в том, чтобы мы «росли в благодати и познании Господа нашего Иисуса Христа» (2 Пет. 3:18). Благодаря такому знанию, на котором в конечном итоге строится вера, мы узнаем, что мы спасены (1 Иоан. 5:13). Господь обещал: «Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоан.8.32). Поскольку Бог сделал истину настолько простой и доступной, те, кто отвергает ее, в конечном итоге останутся «без оправдания» (Рим.1.20).
 
Bromling, Brad (1988), “In Defense of Biblical Confidence,” Reason & Revelation , 8:23-26, June.
Geisler, Norman L. and PD Feinberg (1980), Introduction to Philosophy—A Christian Perspective (Grand Rapids, MI: Baker).
Hoover, Arlie J. (1976), Dear Agnos: A Defense of Christianity (Grand Rapids, MI: Baker).
Lipe, David L. (no date), Faith and Knowledge (Montgomery, AL: Apologetics Press).
Osborne, Roy F. (1964), Great Preachers of Today—Sermons of Roy F. Osborne (Abilene, TX: Biblical Research Press).
Paine, Thomas (1794), The Age of Reason (New York: Willey Book Co.).
Russell, Bertrand (1945), A History of Western Philosophy (New York: Simon & Schuster).
Sztanyo, Dick (1989), The Concept of Rational Belief (Montgomery, AL: Apologetics Press).
Thomas, JD (1965), Facts and Faith (Abilene, TX: Biblical Research Press).
Thomas, JD (1974), Heaven's Window (Abilene, TX: Biblical Research Press).
Vine, WE (1940), An Expository Dictionary of New Testament Words (Old Tappan, NJ: Revell).
Willis, John T. (1979), “Introduction,” The World and Literature of the Old Testament (Austin, TX: Sweet).
Woods, Guy N. (1994), “Faith Vs. «Faith Vs. Knowledge?,” Gospel Advocate , 136[2]:31, February.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn