Люди, делающие историю

Ольга Калентьева
            Отец Александра Сергеевича  Москалева был сыном священника, отца Ксенофонта. Но идти по стопам своего отца не захотел. Имея тягу к образованию, в выборе своей профессии он был очень ограничен. В царские времена сын священника мог поступить только в ветеринарный институт. Закончив институт, он стал работать земским врачом .в г.Волуйки Воронежской области. Женился, и в 1904 году в его семье родился мальчик Саша,   которому было суждено  прославить отечественную авиацию. Мама была домохозяйкой.

Вскоре в 1905г семья переехала в село Верхняя Хава, где отец тоже работал земским врачом. Здесь в 1906г родился брат Борис.. Дети росли очень любознательными, очень деятельными и очень способными. Конструкторские способности, неординарное мышление проявились очень рано. Когда мальчику Саше было 11 лет, вдвоем с младшим братом Борисом они сделали проекционный аппарат и показывали «кино» в деревне Верхняя Хава, добывая где-то обрывки кинолент.

 В 1913 году семья переехала в Воронеж. Там отец тоже работал земским врачом. Так у мальчика Саши появилась любовь к врачеванию, и он, будучи взрослым человеком,  всю жизнь  обожал всех лечить. Как только появлялись в аптеке новинки, он тотчас их приобретал.

  От природы мальчик Саша обладал абсолютным музыкальным слухом. Не обучаясь музыке специально, он великолепно играл на рояле и гитаре и даже настраивал инструменты. Свой необыкновенный музыкальный дар он впоследствии передал своим дочерям и внуку. Старшая дочь прекрасно играла на скрипке, младшая не пошла по музыкальной стезе, а окончив художественный институт (Мухинское учидлище) и стала художником-дизайнером.  Но её сын – внук Александра Сергеевича учился в Капелле(Санкт-Петербург), а затем окончил Консерваторию, пишет музыку, дирижирует оркестром .

             Увлечение всем летающим произошло в 1913 году, когда мальчишки наблюдали полет на острове городского яхт-клуба (г.Воронеж) воздушного шара с человеком. Впоследствии, вспоминая более, чем через 60 лет этот день, Александр Сергеевич сказал : «Именно в этот день у меня родилась любовь к авиации». С этих пор его привлекало всё летающее. Он мастерил змеев, голубей, модели самолетов, жадно читал авиационную литературу, какую только можно было достать. Но она не вызывала удовлетворения. Становилось ясным, что у авиации всё впереди, а пока при создании самолетов не было методов проектирования. За строительство самолетов брались люди, даже не имеющие технического образования. Было удивительно, что такое сложное техническое сооружение, как самолет, строилось без серьезного научно-технического обоснования. Не было никаких расчетов прочности деталей, даже полного комплекта чертежей. Самолеты строились по планам, образцам, по памяти рабочих, иногда собирались в условиях квартиры.  И  при этом каким-то чудесным образом это ещё и летало!

      Все это будоражило воображение и страшно хотелось принять участие в создании самолетов и особенно науки о самолетах. В1923г он поступил на математическое отделение  физмата  ВГУ. Но через год университет был почему-то ликвидирован, и Александру Сергеевичу пришлось перевестись на физмат, сначала в Казанский, а через год в Ленинградский университет.

В 1928г он окончил Ленинградский государственный университет, получив специальность математик-механик, не очень представляя её практического применения.

 Через биржу труда  он получил приглашение на работу на завод «Красный летчик» на должность инженера-расчетчика.  Первое, что он рассчитал – водяной радиатор для самолета. До его прихода заводу не удавалось сделать радиатор, обеспечивавший охлаждение двигателя при наборе высоты.

  Так началась его жизнь в авиации. Нелегко было начинать трудовой путь по многим причинам, иногда парадоксальным. Например: поскольку образованных людей было ещё мало даже в авиации, конструктора-практики с недоверием  относились к выпускникам ВУЗов.

 После успешного выполнения задания по расчету радиатора, его приняли в конструкторской среде за своего человека.  Очень быстро Александр Сергеевич  почувствовал недостаток знаний по конструированию, теории машин и механизмов, черчению, прикладным методам расчета прочности и поступил заочно в Ленинградский технологический институт.

 Главный двигателем его работы была увлеченность делом. Ведь авиация была ещё совсем молода, и было так много «белых пятен» в работе. Прошел год. Москалев освоился на работе, стал нужным работником, и, когда его призвали на военную службу, то по просьбе завода он был отравлен обратно на завод, но уже в роли военного производственника. Днем работал на своей работе, а вечерами, с такими же, как он, занимался строевыми занятиями и учил воинский устав.

Вскоре он возглавил проектно-расчетное бюро (ПКБ) наряду с чертежно-конструкторским бюро (ЧКБ) под руководством Михельсона. На завод приходили выпускники ВУЗов, которых не брал Михельсон, имевший образование 4 класса реального училища, и охотно брал Москалев.  Так сложился коллектив молодых образованных, энергичных, увлеченных делом людей.

 Работа кипела. Успехи рождали не только друзей. Этому способствовал и прямой характер Александра Сергеевича.  Будучи человеком умным, талантливым с блестящим образованием, он не переносил людей спесивых и глупых, да и просто недостаточно образованных. Но влажный Ленинградский климат плохо отразился на здоровье, он заболел скоротечной чахоткой и после 3-месячного лечения, по совету врачей сменить климат, поехал в родные места  в город Воронеж, где в это время было развернуто строительство нового крупного авиационного завода. Уезжать из Ленинграда не хотелось. Этот период был насыщен многими интересными событиями. Помимо строительства первых опытных самолетов, он был приглашен читать лекции и вести практические занятия по авиационным дисциплинам, а так же руководить дипломной работой будущих аэродинамиков в Ленинградском университете на физфаке.

 
Приказом по самолетному тресту, в соответствии с личной просьбой в конце 1931 года Москалев был направлен на Воронежский завод заместителем начальника серийного конструкторского отдела (СКО). На заводе были те же трудности, что и везде в то время: нехватка квалифицированных кадров и ИТР и рабочих. Руководство завода само впервые столкнулось с производством самолетов, с трудом разбиралось в обстановке, вносило много путаницы.

В свободное время Александр Сергеевич разработал легкий транспортно-пассажирский самолет из дюраля. Увлекаясь сам, он увлекал людей вокруг себя. Организовалась группа конструкторов-энтузиастов из заводской комсомольской молодежи. Предложение, построить легкий самолет из дюрали  поддержали и партийная и комсомольская организация и вскоре проект был направлен в Москву для принятия решения и выдачи средств для строительства самолета. Но из Москвы пришел ответ, что такого самолета не может быть. И дело бы ничем не кончилось, если бы не вмешательство Сергея Павловича Королева, уже тогда имевшего большой авторитет. Сергей Павлович не только поддержал проект, но и добился выделения средств на постройку самолета.

Так в 1932 году в стране появился первый дюралевый самолет. При испытаниях летно-технические характеристики превзошли все ожидания. Было много полетов над городом. Газета «Воронежская коммуна» писала о полетах первого Воронежского самолета.

Успехи приносили не только признания. Здесь в Воронеже работал начальником ОКБ А,С,Яковлев. Между ними сложились уже в Воронеже очень сложные отношения. Яковлев видел в нем  сильного конкурента, и этого не выдерживало его честолюбие.


       В Воронеже Александр Сергеевич проработал до 1941 года. .За этот период им было спроектировано тридцать пять типов самолетов из которых  двадцать три  были построены.

 В этот период произошло самое знаменательное событие в его творческой жизни и истории отечественного и мирового самолетостроения  - проектирование и создание самолета  «Стрела» с новым необычной формы крылом в виде вытянутого треугольника. Самолет успешно прошел все испытания, полностью выполнил свою задачу, а в 1938году был уничтожен.

      Годы жизни в Воронеже, как, впрочем, и вся его жизнь, были  насыщенные творческим горением, которым он умел привлечь к себе других творческих людей. Он умел создавать увлеченный делом коллектив.  Когда  Александр Сергеевич  перешел на работу в авиационный техникум, за ним перешли и люди, с ним работавшие на заводе. Он был не только талантливым конструктором, но и талантливым руководителем, организатором, хозяйственником и вожаком. С учетом всех этих качеств, когда началась война, при эвакуации Воронежского завода в Заводоуковск  он был назначен директором завода и главным конструктором одновременно.

 Трудно поверить, но это исторический факт, что через двенадцать  дней по прибытию в Заводоуковск, завод дал свою первую продукцию. На новом месте  проблемы были не только производственные, но и множество других , в том числе и продовольственные.  Здесь проявились его необычайные хозяйственные способности.  Кое-как пережив зиму 1941года, завод перешел на самоснабжение продуктами: разводили огороды, развивали подсобное хозяйство, торговали с местными казахами, обеспечивая себя мясом.  При заводе была создана своя поликлиника, лаборатория и небольшая больница. Был свой заводской врач.И здесь опять проявилась генетически переданная любовь к медицине.Директор и главный конструктор принимал активнейшее участие в во врачевании заводчан. Иногда они с врачом просиживали ночи напролет обложившись книгами, чтобы правильно установить диагноз заболевшего. В тяжелых случаях больного отправляли на заводском самолете в Тюмень. Результатом стало то, что за время эвакуации на заводе не было ни одних похорон. А так же разворачивались столовые и пошивочные мастерские. Используя водяную мельницу купца Колмакова, заводчане создали свою небольшую, но достаточную для нужд завода и людей электростанцию. На заводе установили прожекторы, усилили освещение, подняли мощность станочного оборудования и силовых установок. Завод перешел на круглосуточную работу. Собственными усилиями проводилась телефонная связь. Но всё это достигалось огромными усилиями, с преодолением больших трудностей, благодаря энтузиазму, инициативе грамотных образованных творческих людей.

      Слухи о том, что Москалевцы сытно живут, дошли до Министерства и вот к недоумению заводчан, их посетило большое начальство – замначальника Главка. Он ходил не по цехам, а больше вокруг завода интересуясь не производственными успехами, а огородами, благоустройством, поликлиникой. Семьи руководящего состава Министерства были недовольны своей жизнью и хотели улучшить её, переехав в Заводоуковск. Для уточнения обстановки на месте и был прислан представитель. Можно было представить, как бы заводу их переезд помог в работе! И тут произошел такой курьез. Дело было в начале лета .Это было начало сибирского лета, когда появляется мошкара. В этот раз мошкара была такая, какой не было никогда ни до этого, ни после. Из-за неё даже останавливались цеха. Мошкара лезла за ворот, в глаза, уши, в рот и кусала так, что все распухало и болело. Представитель Министерства был упитанным человеком и, получив полную дозу укусов мошкары, так увеличился в объеме, что на него было страшно смотреть. Задерживаться он не стал и отбыл восвояси.

      После его доклада, вопрос был снят и больше не поднимался. Так Москалевцев выручила мошкара, которая, кстати, после отъезда гостя, исчезла и не появлялась за всё время пребывания завода в Заводоуковске.

 
      Заводоуковский период Александр Сергеевич считал самым плодотворным в своей жизни. Завод занимался серийным производством самолетов, десантных кабин и планеров.
       Одним из наиболее значимых достижений ОКБ Москалева в заводоуковской эвакуации  стала разработка и постройка первого в мире реактивного самолета - истребителя БИ-1. испытания производились в свердловском аэропорту Кольцово. в одном из испытательных полетов БИ достиг невиданной ранее скорости -800 километров в час. Но в виду неизученности аэродинамических свойств самолетов на высоких скоростях истребитель потерпел аварию, в которой погиб легендарный летчик-испытатель Георгий Бахчиванджи. Дальнейшие испытания были свернуты, а опытная партия фюзеляжей, изготовленных в Заводоуковске уничтожена.

        Здесь же готовилась к производству серия первых реактивных истребителей Би-2. Так провинциальному сибирскому рабочему поселку Заводоуковску суждено было стать родиной реактивного самолета.

     Перевыполнение плана и выпуск высококачественной продукции были нормой работы. Не было месяца без поздравительных телеграмм от министра, заместителей министра, начальника Главка и секретаря Обкома за успешную работу и поощрением коллектива и руководящего состава завода. За военный период Москалев был награжден двумя орденами и двенадцатью  медалями. Наиболее памятная «Партизанская слава 1-степени», которую ему вручили за изготовление планеров для белорусских партизан. Тогда партизаны оказались в очень сложной обстановке. Лично от Сталина был получен заказ за двадцать пять дней изготовить пятьдесят  планеров при том, что до Сталинского звонка завод выпускал несколько планеров в месяц. Задание было выполнено в срок, и в результате операция прошла успешно и завершилась полным разгромом карателей. За оперативную помощь партизанам А.С.Яковлев, О.К.Антонов, В.Е.Грибовский и А.С.Москалев были награждены партизанскими медалями первой степени.

     Кончилась война. Москалев едет в Воронеж, предполагая возвратить завод в родные края. Жуткое зрелище предстало перед ним. Все было разрушено и уничтожено, развалины и щебень. Завод перевозить было некуда.

 Вскоре было получено указание из МАП о перебазировании завода в Ленинград на базу полуразрушенного завода №273. В Ленинград с заводом выехали не только воронежцы и москвичи, но и сибиряки. Часть из них воспользовались случаем попасть в Ленинград, а некоторых Александр Сергеевич сам приглашал потому, что он ценил не только хороших инженеров, но и хороших рабочих и старался сохранить для завода ценные кадры. В памяти старожилов Заводоуковска сохранилась история о том, как Москалев агитировал ехать в Ленинград хорошего токаря. Токарь, всю жизнь живший в Заводоуковске, не представлял жизни без подсобного хозяйства и соглашался на переезд только вместе с коровой. По распоряжению Москалева к поезду прицепили теплушку, в которой Заводоуковская корова поехала в Ленинград, а вместе с нею и токарь со своей семьей.

 Таким образом, в Ленинград прибыл коллектив дружный, сплоченный и работоспособный, имевший опыт развертывания работы на неустроенном месте. Было получено разрешение на изготовление ширпотреба для города. Особенно нужна была городу мебель, которую во время войны всю использовали на дрова. Заводом был налажен массовый выпуск мебели так быстро, что местное руководство было изумлено такой оперативностью. И в то же время разрабатывались чертежи и изготавливался макет сверхзвукового истребителя РМ-! С мотором Р.А.Душкина.с аэродинамической компоновкой самолета  «Стрела».

Самолет был включен в план строительства, но из-за сложных отношений с Яковлевым, который в то время уже работал в министерстве и был первым заместителем министра АП  и руководящим объединенённым Главком по опытному самолётостроению и управлению кадров и любимцем Сталина, строительство не состоялось. Приказ о строительстве РМ-1 Яковлевым был аннулирован, и никаких концов найти было нельзя.

 А через некоторое время Москалев остался без производственной базы. Ему была предложена работа старшего преподавателя конструкции прочности и аэродинамики самолетов на инженерном факультете ЛКВВИА.

На этом двадцатилетняя работа в авиационной промышленности кончилась и началась преподавательская. Вскоре он защитил диссертацию по теории крыла малого удлинения. В 1952 г он был призван в армию с присвоением звания инженер-полковник.

В личной жизни Александр Сергеевич был необыкновенно счастливым человеком. Первая влюбленность увенчалась браком с  Шваб Гертой Карловной, немкой по национальности.  В этом браке родилась дочь.


 В годы эвакуации в Заводоуковске он встретил эвакуированную из Москвы студентку Московского университета с исторического факультета, мечтавшую стать археологом, Рогунову Вевею Васильевну. Молоденькая умница и красавица похожая на актрису Милицу Корьюс  из фильма «Большой вальс»  воспламенила сердце главного конструктора. Не ответить на чувства красавца-мужчины 2-метрового роста, да такого талантливого, необычайно обаятельного, да главного конструктора, да директора завода, да при существующей демографической ситуации было ну просто не возможно. Война обостряла чувства, обнажала сердца, отметала общественные стереотипы, и между ними возникло большое сильное чувство на всю оставшуюся жизнь. Александр Сергеевич боготворил любимую женщину Вевею Васильевну и, родившуюся от этой любви, дочь назвал её именем. Видимо,  другого благозвучного для сердца женского имени для него не существовало.

Но, даже в состоянии беспредельного личного счастья, он чувствовал мужскую ответственность за судьбу своей  жены и дочери. Во время войны были такие, которые расторгали брак, если супруг или супруга были немецкой национальности, чтобы оградить себя от неприятностей. Александр Сергеевич, фактически,  будучи в разводе, не расторгал брак, чтобы не лишить Герту Карловну своей защиты и поддержки. Это создавало определенные трудности его новой семье, но не умаляло счастья.

 По воспоминаниям дочери, племянницы и всех близко знавших эту семью людей, их отношения можно было назвать идеальными. Они были необыкновенно счастливы все вместе. Вевея Александровна вспоминает, как отец старался всячески их побаловать. Так, во время отдыха в Сочи, он покупал любимой дочери полную креманку из под мороженного черной зернистой икры, которую она с удовольствием, запомнившимся на долгие годы, ела чайной ложкой без хлеба.

 Переехав в Ленинград Вевея Васильевна не вернулась к учебе, а стала работать конструктором , чтобы всегда быть рядом с мужем. Зато на родительские собрания в школу, она посылала именно его, так как все учительницы млели и теряли дар речи от  обаяния Александра Сергеевича  и потому ничего дурного или неприятного про дочь не говорили. Уже в пожилом возрасте он расторгнул первый брак и узаконил свои отношения с Вевеей Васильевной.


3 января 1982. года ввиду тяжелой болезни преждевременно ушел из жизни советский авиаконструктор, профессор, кандидат технических наук, инженер-полковник, один из талантливейших  и благороднейших людей нашего Отечества и человечества. Увлекшись в детстве самолетами, он всю свою жизнь посвятил самолетостроению, и внес в это дело очень значительный прогрессивный вклад. Когда скорость самолетов не превышала 250км.час, он разработал самолет «Сигма» для полетов со скоростью 1000км.час. Его самолет САМ-5-2-бис установил 9 международных рекордов.. Он обладал уникальным даром творческого предвидения. Его разработки значительно опережали время, в котором он жил. Его проекты были настолько передовыми, что их не поняли современники. Так в 1937г он построил первый в мире самолет космической схемы САМ-9 «Стрела», разработал первый в мире вертикально взлетающий самолет- летающая тарелка «Камбала». Некоторые разработанные им самолеты являются фантастическими даже для нашего времени. Так в 1933 году, когда в небе парили бипланы, он разработал проект сверхзвукового самолета с прямоточным двигателем САМ-4,  подобных самолетов нет до сих пор.

 Самым значительным эволюционным шагом для мирового самолетостроения стало разработанное им стреловидное крыло. В то время наши конструктора не оформляли авторских свидетельств, считая, что изобретать - это их прямая работа. Нигде и не  было опубликовано ни у нас, ни за рубежом об этом достижении. Но во время оккупации Воронежа  в 1942г. был взят в плен сотрудник Москалева Столяров А.В. работавший вместе с Москалевым над разработкой треугольного крыла. Его вывезли в Германию вместе с семьёй в деревню Уменсдорф – резиденцию авиаконструктора Александра Липпиша. А в 1944 году  было опубликовано о создании Липпишем самолета со стреловидным крылом, что было на 10 лет позднее создания Москалевым самолета со стреловидным крылом.  Фрма крыла Липпиша точь в точь совпадала с крылом Москалева.

Позднее по схеме Москалева, но уже без его участия был построен всемирно известный самолет Ту-144.

Параллельно КБ Королева, КБ Москалева создало проект межпланетного  космического корабля. В отличие от проекта Королева, корабль Москалева сразу был спроектирован, как корабль многоразового использования. Но Королев имел лучшие отношения с Яковлевым, и в результате было профинансировано строительство космического корабля по конструкции С.П. Королева.  Сергей Павлович высоко ценил талант и человеческие качества Москалева и приглашал его для работы в своем конструкторском бюро. Но Александр Сергеевич дорожил конструкторской самостоятельностью. Он хотел создавать свои конструкции, а не работать над идеями другого человека. Богата наша земля талантливейшими людьми. И вот одновременно появились два таких неповторимых таланта.


Вклад Александра Сергеевича в авиационную промышленность был по достоинству оценён только в 1979 году, когда ему в связи с 75-летием вручили Золотую медаль имени академика Королева.

Своим творчеством Александр Сергеевич приближал человечество к звездам и сам стал одной из ярчайших звезд на небосклоне планеты. Звезда сияет и светит, не зависимо от того, как её признают, понимают, как изучают и замечают.

В селе Верхняя Хава существует музей, посвященный Александру Сергеевичу Москалеву. В  музее Тюменского нефтегазового института есть стенд, посвященный деятельности Александра Сергеевича. 
Закончить хочу словами песни, написанной Б.Гранкиным к 75-летию  Александра Сергеевича

                Оперенье  «Стрелы»

Загадочной тайной планеты
Всегда был воздушный простор.
О нем вечно пели поэты,
      И шел у мыслителей спор.
      А кто про пилотов не слышал
       Истории славных страниц?
       И сами мы пели «Все выше
       Стремим мы полет наших птиц»
Но птицы не сразу летали.
Сначала ползли по земле.
И падали и оставляли
Обломков пугающий след.
Но вновь восставая из пепла,
Преодолевая испуг,
Орлиное племя все крепло
Пока не уперлось в сверхзвук.
Барьер этот понял не каждый.
И был в том печальный пример.
Известный герой Бахчиванджи
Разбился об этот барьр.
Но вот убедились на деле.
Барьеры шутить не велят.
И крылья машин похудели,
И стали тянуться назад.
Менялись обводы и крылья худели.
Все больше тянулись назад.
А раньше в тридцатых в полете
Такие творились дела.
Взлетел небольшой самолетик
С названием гордым  «Стрела».
Он был словно гадкий утенок
Крылом не похожий на всех.
Он вызвал опаску ученых
И даже язвительный смех.
«Неужто такое летает?!»
Тут был и восторг и испуг.
Но несся он ввысь, открывая
Летающим путь за сверхзвук.
И пусть был барьер не осилен
Силенки мотора слабы.
Но мир на сверхзвук выносили
Изящные крылья  «Стрелы».
А после войны разыскали
Немецких машин чертежи.
Такое крыло увидали,
Что ахнешь, что только держись!
И за рубежом раззвонили
«Прогресс! Как идеи смелы!»
А были у Мессера крылья
Точь в точь, как у нашей  «Стрелы».

На десять лет раньше летали те крылья
Изящные крылья  «Стрелы».
Сегодня машины летают
Гораздо быстрее, чем звук.
Их крылья напоминают
Предельно натянутый лук.
Сменились параметры крыльев,
Размах, удлиненье, углы.
Но формы сливались и слились
Как раз в оперенье  «Стрелы».
На них добивались рекордов
На дальность, на груз, в высоту.
Крылом щеголяют «Конкорды»
СУ-легкие, мощные ТУ.
Отбросив рутину и косность,
Как нашей планеты послы,
Отправились лайнеры в космос
Неся оперенье  «Стрелы».
Но вот обезличена только
Идея. Кто автор? Где дом?
Зовем мы крыло треугольным.
Зовут его дельта-крылом.

 Сказать справедливое слово
                Историки! Будьте смелы!
   Пора бы «крылом Москалева»
Назвать оперенье «Стрелы»!