Какие краски в раю?

Константин Матаков
                ***

Я иногда слышу рассуждения в стиле «рай наверно выглядит вот так, или вот так.. а вот этого в раю не может быть.. а вот это есть». Прямо скажем, в раю из нас, людей, были очень немногие. Мы и о земном рае, где жили прародители, знаем довольно мало, а о небесном.. Православие вообще избегает детальных описаний как рая, так и ада.. Библия тоже говорит о рае скупо.. И потому однозначно утверждать о рае можно немногое.. Вот, скажем, - какой сезон в раю? Нередко говорят, что лето. Дескать, осень – это увядание (а разве может быть увядание в раю?), зима – замерзание и умертвление (этому нет места на небесах), весна – возрождение (а в раю нечему возрождаться, ведь это же состояние воскресшее). Так что же – рай есть вечное лето? Вон, в Африке оно постоянное, но вряд ли там рай. Вечное лето без смерти и тления? И все равно мы рассуждаем слишком по-земному – вы бы сочли раем бесконечное лето? Я вот, например, лето не очень люблю, мне больше по душе осень, кому-то зима – и дело тут не в благочестии или отсутствии такового. Все сезоны даны Богом, и все их надо любить – но душа больше лежит к какому-то одному.. Единственное, с чем однозначно можно согласиться – смерти в раю нет. А вот что до сезонов, или наличия дождя и снега и т.д. – то правильнее было бы сказать, что рай – это что-то бесконечно более высокое, чем весна-лето-осень-зима, чем наше разделение на сезоны.. В раю – не лето, осень, зима или весна – там райский сезон.. Да, тавтология, но иначе не скажешь.. Или вот, какое время суток в раю – день, ночь, вечер, утро? Там же везде свет, какая ночь?! Но разве утро и вечер не вызывают во многих людях особого благоговения перед Ним? Да и ночь – кто из христиан не замрет перед тайной рождественской ночи или пасхальной? По-польски Пасха до сих пор – Wielkanoc, Великая Ночь.. Думается, в раю будет сразу и одновременно – и сверх-день, и сверх-ночь, и сверх-утро, и сверх-вечер, и все это соединится нераздельно и неслитно, и будет в вечности.. Или вот вкус – ведь Господь сотворил его в человеке, а, стало быть, он сохранится и в раю. Однако в христианском раю нет усовершенствованной земной пищи, как в раю ислама.. Там только одна пища – благодать Божия.. И как же быть? Для горького вкуса в раю места нет, ибо там нет горечи.. А сладкий, кислый или соленый? Хочется сказать: там будет только сладкий; но если мыслить по-земному, то один сладкий вкус всю вечность – это скорее ад.. Да, это будет вкус духовной сладости, но подробностей мы не знаем.. Это будет вкус рая, - вот и все.. Аналогично и с цветами – если и можно говорить о синем, зеленом, красном или золотом в раю – то надо снова добавить прилагательное «райский», ибо в раю – райские цвета. И мы будем их видеть (если попадем туда) – «райским зрением».. Это опять тавтология, но ведь мы знаем: православие апофатично, ему всегда легче сказать, чем не является божественное, чем наоборот. Так же и с раем.. Так, что же, о рае нельзя сказать ничего утвердительного? Вот есть же описание Небесного Иерусалима в Апокалипсисе! Да, есть – но мы-то читаем этот текст изнутри мира сего, земным умом.. Вы правда думаете, что Небесный Иерусалим – это просто очень большой сакральный город – что-то вроде огромного монастыря, где никто не умирает, и все светится? Это слишком упрощенное представление, ибо адекватно рай можно описать только «райским» языком.. Да, люди чувствуют отзвук рая в храме или монастыре, или общаясь со святыми. Но отзвук рая есть во всем сотворенном Богом мире – и в зиме, и в осени, и в лете, и в весне, и в звездах.. И значит – всему этому есть место и в раю, но в таком преображенном воскресшем виде, что и представить себе нельзя. Вот Христос говорит, что в раю люди будут как ангелы на небесах. Разве придет нам в голову спрашивать, какая у ангелов там погода – жаркая или холодная, дождливая или солнечная, лето у них или осень? Сам вопрос абсурден. А в смысле «положительного» - на рай намекают иконы. Смотрите на них. Но и тут все нельзя понимать буквально – будто в раю ходят святые с ликами, как на византийских фресках.. И еще нельзя не сказать о том, что в раю будут только радость и Бог.. Об остальном же лучше умолчать, ибо человеческие словеса имеют склонность тонуть во тьме мира сего.. Да будет милосерден к нам Господь!