Великая китайская стена

Владимир Кожин 3
       Мне не приходилось бывать в далекой Азии. Хотя в молодости бывал за Уралом в турпоходах, работал в стройотрядах. Но кроме красот природы – гор, рек, тайги меня мало что тогда удивляло, слышал привычную речь, видел обычные лица, разве что на горном Алтае иногда встречались коренные жители азиатской наружности. А в Восточной Азии я увидел много необычного для себя, впечатлениями старался делиться с друзьям. Отрывки из этих писем привожу здесь.
      
        Да-а, с больными ногами здесь делать нечего, подумал я, глядя как моя внучка взбирается на Великую китайскую стену. Ступеней немного, но они высокие, грубо обтесанные, люди поднимаются с трудом. До этого места довез фуникулер – кабинка на 6 персон, поднявшая нас по подвесной дороге. 
         –  Вот и Великая Китайская стена – одно из признанных чудес света! –  сказал я Тамаре. Она согласно кивнула. Сообразительная у нас девочка, ей еще нет и 9 лет, но она уже много где побывала. И в Китае она не впервые, но на Великую стену приехала в первый раз. Это я в Китае впервые. Рад, конечно, этой возможности.
        Людей здесь немало, хотя будний день, и от столицы Китая Бейджина не так уж близко, экскурсионный автобус ехал полтора часа.  Бейджин переводится как Северная столица. В Европе обычно говорят Пекин. Старшее поколение помнит, как в 50-х со всех репродукторов звучала задорная песня «Москва – Пекин». Я даже некоторые слова и мелодию помню. Песня начиналась словами: «Русский с китайцем братья вовек...»*.  За свою историю столица Китая неоднократно переносилась, четыре города побывали столицами, все зависело от предпочтений императорской династии, которая была у власти. Во время Династии Мин столицей был Нанкин (что означает Южная столица). Нанкин часто связывают с революционным движением и именем Сунь Ятсена  – китайского революционера, почитаемого в Китае. Пекин снова стал столицей после образования Китайской народной республики в 1949 г. Китайцы называют свою столицу Бейджин. Не совсем мне это понятно, говорят, что иероглифы с ее написанием на Юге и на Севере читаются и произносятся по-разному. Восток дело тонкое.
        Я не буду углубляться в историю и язык Китая. Во-первых, сам мало что знаю, во-вторых, каждый сегодня может найти информацию. Меня, например, заинтересовало, что наши далекие предки жили с китайцами в одном государстве.  Оно называлось Великое Монгольское государство (Mongyol ulus), образовавшееся в XIII веке в результате боевых походов Чингисхана. Это государство было самым большим в мировой истории. Его территория простиралась от Восточной Европы до Японского моря и от Новгорода до Юго-Восточной Азии.  Столицей был монгольский город Каракорум. Вот откуда появились китайские гены в русском человеке, мелькнуло в голове. Я ведь знал и даже когда-то писал, что в молекуле ДНК у русских людей встречаются гены других народов, попадаются и китайские.
        Прежде чем идти на стену, мы побродили по верхней площадке, где собирались группы посетителей. Посмотрели на пеструю толпу многочисленных туристов, на украшенное гирляндами и фонариками дерево, на саму Великую стену, змейкой уползающую в горы. Тут же на огромном камне на нескольких языках написаны слова: «Эта стена была построена, чтоб отражать нападения врагов. Сегодня она собирает вместе людей всего мира и является символом дружбы для будущих поколений».
       Взойдя на стену, мы по рекомендации экскурсовода пошли влево, хотя часть людей отправилась вправо. И в ту, и в другую сторону стена, извиваясь, уходила вдаль. Говорят, что восстановленные для туристов участки стены имеют протяженности до 1000 км. Есть где развернуться экстремалам – любителям физических нагрузок! Но у нас всего 3 часа времени, ведь экскурсовод будет ждать к обеду внизу. Последнее цивилизованное место, включая туалет, мы видели только на верхней площадке возле камня и фуникулера.  А на стене нет удобств, есть только дорога, ступени, сторожевые башни, где можно спрятаться от горячего солнца, и, конечно, древние камни, живописные просторы, обозримые на десятки километров. Склоны гор покрыты лесами. Возле стены встречаются фруктовые деревья,  грецкий орех. 
        Можно подолгу смотреть на горы, на их скалистые лысоватые   вершины цепляющие облака. Но уж очень много людей вокруг, заметно, что большинство из них азиатского типа. Мне вспомнилось изречение Мао Цзэдуна: «Если ты не побывал на Великой Китайской стене, ты не настоящий китаец». Многие приходят сюда с детьми, немало пожилых людей. Все же надо иметь здоровье и выносливость.  Жарко, градусов 30, а путь идет то вверх, то вниз. На крутых участках построены каменные ступени. Сама стена от 4-х до 10 метров высотой, но кажется выше, если смотреть с нее вниз. Ведь она идет по гребням гор, огибает отроги, то поднимаясь ввысь, то опускаясь. Грандиозное сооружение, и как органично стена вписана в горный ландшафт!
        По стене мы идем, как по неширокой вымощенной гладкими камнями дороге (4-5 м шириной) с  ограждением из каменных блоков.
        – Ты знаешь чем скреплены эти камни? – спросил я внучку. Она вопросительно на меня посмотрела.
        – Твоей любимой рисовой кашей.
Я прочел, что каменные блоки при строительстве скреплялись раствором клейкой рисовой каши с добавлением гашеной извести. Тамара понюхала, –  ничем не пахнет. А я: «Нет, пахнет…, это запах веков».
        Стена начала строиться еще в 221 году до н.э. и строилась более тысячи лет в основном при трех династиях: Династии Цинь, Династии Хань и Династии Мин, правление последней завершилось 1644 г.  Пишут, что Великая стена имеет длину 21196 км, во время Династии Мин построено 8851 км.  Для туристов восстановлены и открыты 8 секций Великой стены. Мы побывали лишь в одном месте, оно называется Мутианью.

        Расскажу по порядку. Рано утром в 7.30 за нами заехал экскурсионный автобус. По дороге гид нам рассказывал  некоторые факты из истории Китая и стены, удивило, что политизированный экскурсовод попался.  Вспоминал и Монголию, и СССР, благодаря которому Монголия в 20 веке стала мирным государством. Говорил, что стена была защитой от врагов в древние времена, потом с изобретением нового оружия она стала для безопасности государства малоэффективной. О том, что Трамп сейчас воздвигает новую стену – имеются ввиду экономические санкции. Пытался завязать дискуссию про Брексит, но его не поддержали.
        Как принято, по пути нас завезли на фабрику, где изготавливают сувениры и украшения – Jade Factory. Утверждают что местный камень Жадеит (родственный нефриту) обладает уникальными свойствами, помогает во всем: здоровью, богатству и т.д. и т.п.  Показали, как мастер вытачивает резные  сферы, умудряясь располагать их одну в другой. Тонкая работа. В отличие от наших матрешек сферы неразборные.  Как им удается вместить в одной конструкции до 7 сфер? Демонстрировали твердость этого камня, он как алмаз царапает и режет стекло. Из него делают украшения: ожерелья, браслеты и пр. Уговаривали нас купить, но цены высокие, для нас было дорого.
        Подъехав к месту, где начинается подъем на стену, наша группа из семи человек  пошла по дороге наверх.  Здесь внизу целый городок, все построено для посетителей: рестораны, небольшие магазины, парковки, туалеты… Кроме нас с внучкой в группе была семейная пара из Таиланда, один немолодой американец и двое молодых людей, один из Дании, другой из Австрии.  Несмотря на будний день (четверг) пришлось постоять в очереди на фуникулер. Садимся и взмываем вверх, наслаждаясь прекрасными видами вокруг и наблюдая, как городок, куда нас доставил автобус, скрывается вдали.
        Сразу скажу – впечатления от стены остались на всю жизнь, многого я не ожидал. Например, таких грандиозных масштабов увиденного. Не подозревал, что подъемов и спусков окажется так много. Рубашка под конец пути взмокла, и сердце бешено колотилось. Понял, что от моей выносливости в годы туристических увлечений осталось немного. Еще и рюкзак с несколькими бутылками воды тащил, жарко же было. Спешили, времени было мало, народу много, в некоторых местах нас задерживали очереди.
        Полных (тучных) людей мы практически не встречали, и не только на стене, но и в городе.  Но об этом я постараюсь написать позже. Обратил внимание, что китайцы любят патриотическую символику. Многие несут красные флажки с желтыми звездами, у некоторых на майках красные звезды, серп и молот и гордые надписи про компартию. На некоторых детях армейские шапки со звездами. Опять вспомнилось изречение Мао Цзэдуна. Он по-прежнему здесь популярен. В мавзолей вождя на площади Тяньаньмэнь всегда  стоит очередь. На всех денежных банкнотах изображен Мао.  Вспомнились портреты Ленина на бывших советских деньгах, мавзолей на Красной площади.  Сколько же у наших стран общего, я раньше об этом не задумывался.
        Хотя во времена Мао Цзэдуна народ Китая был беден, экономически страна находилась в упадке. Он инициировал «Культурную революцию», чтобы удержать свою единоличную власть, производились  массовые репрессии не только против оппозиции, партийных лидеров, но и интеллигенции.  Помните революционно настроенную молодежь - хунвэйбинов, с которыми позже Мао также расправился.
        В конце 1950-х (при Н.С. Хрущеве) из-за разоблачения сталинизма и некоторой либерализации в экономике Мао и его ЦК посчитали проводимую в СССР политику «ревизионистской», тогда и сам Советский Союз стал одним из врагов Китая.  Населению объясняли причины экономических проблем, говорили: «Мы в кольце врагов», - как нам все это знакомо.  Начались конфликты, даже вооруженные столкновения. Например, на острове Доманский, где произошел самый крупный пограничный конфликт в истории отношений СССР и Китая.
        Во времена Мао существовал запрет на рождение второго ребенка. «Одна семья – один ребенок», - такие в Китае были правила. Иначе огромные штрафы, еще моральные и идеологические преследования. Этот шаг был просто убийственным, так как традиционно в китайских семьях отдают предпочтение мальчикам. В результате, чтобы обойти закон, погибли или были брошены 100 миллионов младенцев женского пола. Это же население огромной страны! Как же жалко этих девочек! Штраф официально отменили только недавно в 2016 году. А лет 20 назад шло массовое удочерение европейцами и американцами китайских девочек. Я бы мог рассказать об этом немало по своим наблюдениям, но этот рассказ посвящен Великой китайской стене.
        Вот мы прошли уже часть пути и движемся дальше. Как и предполагалось, дальний подъем, оказался самым трудным. Жара и бесконечное число ступеней! Мой айфон потом показал, что я поднялся по ступеням на более чем 90 этажей. А ведь на подъем в лифте в гостинице или на поездку в фуникулере он не реагировал.  На крутых спусках-подъемах имеются ступени, местами даже есть металлические перила,  в безопасных местах просто идешь как по мощеной каменной дороге.
        Увидели большую красивую бабочку, которая села передохнуть на камень стены. По дороге ползали безобразные коричневые гусеницы по 10-15 см длиной, некоторые лежали раздавленными. Люди уже начали уставать, садятся у края дороги, пьют воду, фотографируют, что-то записывают, звонят по телефону… Мы тоже фотографируем, тоже посылаем фото нашим близким, но не садимся, а терпеливо идем дальше, отдохнем позже, время ограничено. В узких местах, там где ремонт, или в проходах башен приходится замедлять ход.
       Изредка на подъеме на несколько секунд останавливаемся,  надо отдышаться, заодно можно полюбоваться живописными видами по сторонам. Рассматриваем зубчатые горные гряды, поросшие лесами, острые скалистые пики. С удовлетворением смотрим назад на участок, который прошли. Пожалуй, не меньше 3 км позади. Хотелось бы пройти еще пару километров.  Но вспоминаю из своей туристской молодости, что в горах не километрами измеряются расстояния, а часами ходьбы. Сколько нам еще идти до той башни? Кажется, она на самой вершине горы, но это только кажется. Когда мы начинали свой путь, издали было видно, что и после той башни стена ползет еще выше. 
        В тени очередной сторожевой башни можно передохнуть.  Там очередь на узкую металлическую лестницу. Если продолжать путь, нужно подняться по ней на новый уровень, где нас ждет самый трудный длинный и крутой подъем. Обратил внимание на большой белый камень с иероглифом, вмонтированный в стену. Табличка поясняет, что это пограничный камень между Востоком и Западом, установленный в 1471 году. Мутианью остается позади, а мы продолжаем путь на Запад. Напряженно преодолеваем еще сотни ступеней, сюда дошли в основном молодые и сильные. Мы тоже дошли, наш средний с Тамарой возраст 40 лет. Мы еще не старые! Китайцы говорят, что старость наступает после 90.
        Вот подошли к башне – нашей цели, хотелось бы забраться наверх и поглядеть на окрестности с ее крыши, но тут тоже очередь, а времени мало, надо поворачивать назад.  Из нашей группы раньше нас сюда дошел только один молодой парень – датчанин. Американец, примерно моих лет, тоже шел впереди, но повернул назад еще у той узкой металлической лестницы. Все торопятся.
        А потом начинаем спускаться... Очень спешим, боимся опоздать, ведь нас будут ждать. В середине пути вниз купили Тамаре медаль покорителя Великой стены с написанными на ней ее именем и датой. Останется ей на память.
Потом был ресторан с традиционной китайской едой, чайная церемония и др., о чем я еще постараюсь рассказать.

                Продолжение: http://www.proza.ru/2019/09/25/1779
      
        На фото: Великая китайская стена

        *муз. В. Мурадели, сл. М. Вершинин