Дочь Сталина и архитектурная коммуна

Лора Зелдович
 
Сначала меня заинтересовало имя- Фрэнк Ллойд Райт.

Прожив в Чикаго около трёх лет, я знала  только северную его  окраину, где жила, и ценральную часть, где работала. Этого было мало. Любопытство и интерес к новым местам звали меня исследовать незнакомые  районы огромного города. Вооружившись буклетами, я стала готовить первые маршруты. Путеводитель говорил, что примерно в получасе езды от нашего дома, в городке Оак Парк, родился и провёл юношеские годы Эрнест Хэменгуэй. Туда то мы с мужем и отправились на машине. Нашли и посетили дом-музей писателя и погуляли по городским улицам.  Заодно я узнала, что в этом городе  жил  ещё один известный в Америке  человек, архитектор Фрэнк Ллойд Райт.

Этот человек отличался своим новаторским, неординарным  стилем в архитектуре и своей такой же неординарной и временами скандальной личной жизнью. Начинал работу в конце 19 века в Чикаго в известной архитектурной фирме Сулливана. Потом открыл собственную  студию в Оак Парке ( сейчас в ней дом- музей ).  После шумного романа с женой своего заказчика он покинул семью и уехал с возлюбленной в соседний штат Вискансен, где у его матери были обширные земельные участки. Здесь, среди вольной природы, он начал строить новую студию, названную Талиезином. Со временем она превратилась в международную архитектурную школу или Товарищество, где, кроме учёбы, велась коммунная жизнь, всё было совместным. Преподавали в ней ученики Райта.

Сам он прожил долгую, полную событий, иногда трагических, жизнь.  Талиезин дважды горел и его приходилось восстанавливать. Возлюбленная Райта, из-за которой он оставил семью, погибла в Талиезине от руки их работника. Впоследствии  у Райта было ещё два брака. Его последней женой стала черногорка Ольга Милианова. После смерти мужа в 1961 году она возглавила его архитектуную школу и Товарищество при ней.

Я начала с того, что меня заинтересовало имя- Фрэнк Ллойд Райт. Я люблю архитектуру, могу часами прогуливаться по улицам, рассматривая фасады домов. Райт в основном проектировал такие вот семейные дома. У него был свой стиль и видение, он легко узнаваем и отличим. Его постройки можно увидеть по всей Америке, но мне повезло, что наибольшее их количество ( особенно ранних ) находится в Оак Парке и Чикаго.  Со временем я многие увидела. Кое в каких побывала. Райт был не только архитектором, но и мастером интерьеров, где, как и в его фасадах, преобладали горизонтальные линии и всё находилось  в гармонии.

Ну а потом произошло нечто интересное - в начале 2000х годов мне в руки попалась книга воспоминаний Светланы Аллилуевой, дочери Сталина. Оказалось, она какое то время жила в Товариществе Райта в Талиезине. Вкратце история такова. В 1970 году по приглашению вдовы Райта Ольги Милиановой Светлана приехала погостить в Талиезин. Здесь произошло знакомство с зятем Райта архитектором  Вильямом Питерсом, к тому времени уже вдовцом. Жена Питерса, тоже Светлана, дочь Ольги Милиановой, за несколько лет до этого погибла в автомобильной катастрофе.

Короткое знакомство двух уже не очень молодых людей привело  к поспешному браку, от которого родилась дочь Ольга. Но семья не сложилась, вскоре супруги расстались и Светлана Аллилуева с дочерью уехала из Талиезина. Жизнь в коммуне, по её словам, не пришлась ей по душе.

Мне же эта связь судеб и событий показалась необычной и очень захотелось побывать в тех местах. Осуществить это было не сложно.  Я живу в Иллинойсе, соседтвующем со штатом Вискансен.  До городка Спринг Грин, рядом с которым находится Талиезин , часа четыре езды. Из самой поездки мы сделали небольшое путешествие: остановились в палаточном городке в огромном штатовском парке, готовили еду на костре, совершали длительные прогулки, любовались природой- но это уже другая история. Главное - мы посетили Талиезин. Само место расположенно необыкновенно красиво. Среди холмистого рельефа, в полной гармонии с окружающей природой, находятся спроектированные Райтом постройки, которые нынче одновременно служат архитектурной школой- коммуной и музеем. Предлагаются разные туры. На одном из них можно поприсутствовать на коммунном чаепитии- как я вначале говорила, у них там всё делается сообща. Но мы взяли обзорный тур. Экскурсовод поводила нас по просторной территории комплекса и порассказывала о его во многом мне знакомой истории.  На мои вопросы о Светлане Аллилуевой она отвечала неохотно и односложно, что неудивительно - та ещё была жива и возможно жила неподалёку. Но побывать в тех местах, увидеть всё воочию, тем не менее, было необыкновенно увлекательно. Осознание, что здесь произошло много интересных событий, и то, что это место продолжало жить активной жизнью, волновало и интриговало. Такое вот случилось литературно- историческое путешествие...

P.S.
То, что я узнала  о жизни С. Аллилуевой в Талиезине из книги её воспоминаний, я уверена. Но названия книги я не помню. Работая над очерком, я прошлась по различным библиотечным каталогам. Тем не менее,  к сожалению, не смогла найти этой книги. Но нет худа без добра-мне попались две другие книги воспоминаний: знаменитые  "Двадцать писем к другу", написанные в 1963 г. в Москве и более поздние "Всего один год" о первом годе жизни в Америке. Прочла с большим интересом. Светлана Аллилуева несомненно была талантливым писателем.

Умерла С. Алилуева в 2011 году в городке Ричленд того же штата Вискансен. К тому времени она жила тихо и изолированно и о её происхождении и бурной жизни мало кто знал. Она носила имя Лана Питерс.

P.S.S.
Благодаря одному из читателей этого очерка удалось всё же вспомнить название книги Светланы Аллилуевой. Это "Далёкая музыка".

На фотографии: в Талиезине, 2004г.