Литературная Система 3. 20. Многосоюзие

Андрей Тигр
Сначала немного википедии:
Многосоюзие (полисиндетон)– стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов. Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчёркивает роль каждого из слов, создавая единство перечисления и усиливая выразительность речи.

Определение довольно понятно и особого пояснения не требует. Примеров больше в поэзии, но в прозе тоже есть:
Там есть и уголь, и уран, и рожь, и виноград
Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность
Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду
И волны теснятся, и мчатся назад,
И снова приходят и о берег бьют…

Считаю, что данный приём в прозе применим мало и больше идёт как лексическая избыточность. Обычно, сокращая текст без утери смысла и экспрессии, мы делаем его лучше. Потому многосоюзие я предпочитаю наоборот исправлять, лишние союзы воспринимаю как сорняки. Однако, изредка оно может быть применено. Главным образом как особенность прямой речи одного из персонажей. В авторском тексте не рекомендовал бы вообще, т.к. мы пишем современную прозу, а не средневековую и, тем более, не античную. Вести повествование «нараспев», с разделением слов – довольно устаревший метод. Ещё многосоюзие можно использовать для написания текстов всяких свитков заклинаний, легенд, древних пророчеств, писем персонажей и всего такого подобного. То есть там, где антураж эпохи соответствует этому стилю. А в авторской речи многосоюзить… вряд ли кому сейчас это придётся по вкусу.

Стоит ли отрабатывать применение приёма. Неа, не стоит. Применить его крайне легко. Взять любое сложносочинённое предложение или предложение с однородными членами и напихать союзов перед каждой запятой или вместо запятой. Вообще не проблема.

Пример... давайте что-нибудь прям вообще банальное. Наоднородим членов, так сказать:
"Он резко сел в машину, захлопнул дверцу, одним движением вставил ключ зажигания, плавно  повернул его."

Ну вот, наоднородил сказуемых по самое небалуйся. Теперь отмногосоюзю:
"И сел он в машину резко и захлопнул дверцу и одним движением вставил ключ зажигания и плавно повернул его."
Препарировал… Стало лучше? Я так не думаю. Какая-то песнь о полку Игореве вышла… И первый-то вариант был не айс, а сейчас вообще печаль. Если уж улучшать первоначальное предложение, то нужно использовать не многосоюзие, а парцелляцию и взгляд из разных точек. Наплодить подлежащих и грамотно поиграть инверсией для лучшей картинки. Например как-то так:
"Он резко сел в машину, хлопнула дверца. Ключ привычно нашёл зажигание, машина плавно завелась."
Вот сейчас картинка объёмней, читается быстрей, воспринимается легче. Современно. Хоть и не так чтобы очень, но всё что смог за пять минут… На примере очевидно преимущество других литприёмов. Многосоюзие – так себе. Однако, это не значит, что вообще низзя. Где можно применять писал выше, так что приём помним. Отработка не нужна, применяем, где можно. Где нельзя используем что-то другое. Вот, пожалуй, и всё про многосоюзие.