Малиновая наливка

Валера Матвеев
  http://proza.ru/2021/04/01/420               


Я всего три раза посещал в Тольятти наших ближайших родственников и каждый раз посещения чем-то запомнился особенным случаем, каким-то ярким впечатлением от очередной встречи с городом на Волге, знаменитым Автоградом, который стал сегодня российским Детройтом, если, конечно, такое сравнение уместно.

 Первый раз запомнился невозможностью быстро вернуться домой в Новороссийск, те события 1970 года я описал в рассказе «Холера». И ещё меня тогда ещё восьмиклассника сильно удивил во время прогулки по городу какой-то странный автомобиль. Спереди вроде бы «Жигули», которые выпускали к тому времени уже четыре месяца, и они уже были легко узнаваемы по всей стране, а сзади вылитый старый знакомый «Москвич-408». Уже наступили в городе сумерки, поэтому мне пришлось обойти «странную» машину несколько раз, чтобы найти «фирменную» «этикетку», «имя» этого незнакомого механизма. И я, после нескольких попыток, всё-таки с трудом нашёл, что искал. Это оказывается был «Fuat - …». Тогда-то я понял, откуда у нас берутся новые модели красивых автомобилей …

Третий раз поездка на Волгу запомнилась работой городского общественного автотранспорта, что мною красочно отображено в рассказе «На свадьбу в Тольятти». Там тоже не обошлось без дорожных приключений. Их  бы хватило, как минимум на парочку историй. Благодаря любимому «Аэрофлоту» и славным железным дорогам страны Советов! Вернее, той информации, которую доносили до пассажиров.

А вот второй раз запомнился мне последствиями гостеприимного угощения.

Наши родственники давно переехали жить в Тольятти, когда город ещё назывался Ставрополь на Волге, а об автозаводе ещё в нашей стране и не помышляли. Поэтому они всегда жили в «старом городе», обычном советском провинциальном городишке в Куйбышевской области. Правда, там еже был построен большой завод «Волгоцеммаш» и ряд различных химических заводов, на одном из которых и работал дядя Володя.
С химическими заводами такая вышла, может быть, не такая уж интересная история. Но заслуживающая внимания, как факт «заботы» о людях.

Для рабочих этих заводов выдели наделы в шесть соток и на-звали их гордым словом дачи. В то время слова дача и огород были у нас в стране синонимы.  А для бОльшего удобства тех же рабочих эти участки распределили через дорогу от их «родных» предприятий. А что, довольно удобно! А главное практично, не сильно теряешь много времени на дорогу!

Но у нас как всегда, не учли самого главного.

 Дядя Володя работал на АТЗ (азотно-туковом заводе) и по-лучил дачу напротив своего завода. Но этот химический завод имел один недостаток, он постоянно дымил каким-то едким  жёлтым дымом. И когда менялось направление ветра в сторону дач, весь ядовитый дым успешно шёл «на крестьянские урожаи» и он их частенько частично или даже полностью уничтожал. Может быть, не так часто, «роза ветров» в основном «берегла» дачный труд, но сколько раз надо за сезон уничтожить урожай? Вопрос риторический, но, как говорится, делайте выводы самостоятельно.
… А вот наши всеми критикуемые «ВАЗы», к слову пришлось, не всегда были такие «беспомощные». Например, у одних моих знакомых была машина «Жигули» выпуска «до 75 года». Так через 15(!) лет эксплуатации заменили только один кузов, и машина стала как новая. Двигатель работал чётко, как швейная машина «Zinger». А что кузов сгнил, так тогда машины не делали из пластмассы, которая не гниёт. А железо всё равно ржавеет с годами, даже если оно и оцинкованное. Всё-таки это не «толстокожий» «КрАЗ», которому можно с успехом дожить до наших далёких, будущих потомков!

...
 
Вот приехал я проведать родственников перед уходом в армию. Дядя Володя решил мне показать Новый город, автозавод, похвастаться новыми дорогами. Такое можно было увидеть в Москве, да в других столицах союзных республик. И ещё за границей. По тем временам – автобаны!

Закончилась наша экскурсия, как и началась, в том же гараже. А гаражи у них были трёхэтажные, что для нас и сегодня ещё экзотика. А в подвале этих гаражей у каждого владельца гаража имелась кладовочка. Пусть не очень просторная, но для закаток в самый раз. А для всякого разного барахла, что относится туда на постоянное хранение, имелись отличные мусорники!

При показе перед «экскурсией» гаража, мы спустились в эту кладовку. Там он мне дядя Володя предложил попробовать малиновую наливку собственного изготовления.  Я, конечно,  согласился. Тогда он зачерпнул из бака солдатскую  кружку наливки. Я с удовольствием её выпил. Очень даже вкусно, к тому же ещё и алкогольно.
Позже, во время поездки у меня очень сильно начало крутить и колоть в животе.

 Прямо скручивало пополам! Володя, заметив мои мучения, сказал:

- Ничего, сейчас приедем домой, выпьешь воды, и всё пройдёт.

Действительно, не прошло, как «с белых яблонь дым», и ми-нуты после выпитой воды, как боль и резь неожиданно для меня прошли. Видно, такое действие наливки было далеко не в первый раз.