Вспоминая Джекки

Зиновий Бекман
                Вспоминая Джекки.

Прошло несколько дней, как не стало моей любимой собаки Джекки. Я написал и, вдруг, мое сознание пронзила мысль, которая раньше мне никогда не приходила в голову: какое на самом деле страшное словосочетание “не стало” по отношению к живому существу. Как это - не стало? А куда оно делось? И было ли вообще? Даже, если написать “умерла”  звучит более определенно, подразумевая слово “была”, уйдя в мир иной, но уйдя туда, все-таки есть. А “не стало”, как будто и вовсе не было. 

У  Джекки была  необычная судьба, и начало ее жизни в нашем бренном мире среди людей напоминает страницу с приключенческим сюжетом.

Пылающий израильской жарой июльский полдень шестнадцатилетней давности. На оживленной автобусной остановке, рядом с муниципалитетом города,  среди пассажиров, ожидающих прибытия  автобуса, мои дочь и внук увидели очаровательного щеночка породы “пинчер”с крошечным ошейником. Озираясь по сторонам, он приветливо махал хвостиком. Они залюбовались им. И каково было их изумление, когда все пассажиры вошли в остановившийся автобус, щенок остался на остановке. Внук подхватил его на руки и пока автобус не тронулся подбежал к открытым дверям, обращаясь к пассажирам: не забыл ли кто-либо на остановке щенка. Никто не откликнулся, двери автобуса сомкнулись, и автобус уехал. На остановке остались озадаченные Дина, Илюша и брошенный или, потерявшийся щенок.
 
Тогда они перешли на противоположную сторону улицы, где располагались преимущественно одноэтажные постройки и начали со щенком ходить по дворам в надежде найти  хозяина. Но все их попытки оказались тщетными. То, что щенок не был уличным подтверждал его ошейничек.
Они зашли с ним в ветеринарную клинику, надеясь по чипу определить адрес проживания и кличку щенка,  предполагая, что выбежав из дома, он потерялся. Но чипа у него не оказалось.

В нашем доме животные всегда становились членами  семьи и любовь к ним традиционно передавалась из поколения в поколение. Внук с дочерью не могли оставить щенка на улице, но и взять его себе тоже не решились, потому что к тому времени  у них уже был свой песик Оскар. А у нас с женой более года тому назад, проезжающая на большой скорости машина, сбила насмерть  нашу собачку  Дану. Вскоре мы подобрали на улице котенка, который спустя год превратился в вальяжного кота-альбиноса Филю.
 Зная нашу с женой  любовь к кошкам и собакам, они принесли щенка к нам. Но я в это время находился за границей, в Сербии с концертами оркестра мандолин. На вопрос жены по телефону о судьбе щенка однозначно ответил:

    - Оставляйте. Приеду - решим.

Спустя неделю, открывая своим ключом замок, слышу за  дверью заливистый щенячий лай. Вхожу - щенок, перестав лаять, виляя хвостиком, бросается мне навстречу.  Наклонившись беру его на руки: вопрос решен!
Вижу - девочка.
    - Как назвали?
    -  Ждали твоего приезда. - Минутку подумав:
    -  Джекки. - С этого момента началась наша беспримерная дружба.

Джекки не отходила от меня ни на шаг. Когда, сидя в кресле, я смотрел телевизор, она крутилась у моих ног, была счастлива, оказавшись на моих коленях. Вскоре она подружилась с Филей. Когда после ночной смены я ложился отдыхать, они не сговариваясь укладывались сверху одеяла у моих ног.
Она стала на долгие годы полноправным членом нашей семьи, отвечая нам всем беспримерной преданностью и любовью, но особенно нежные чувства она всегда проявляла к дочери  и внуку, наверняка помня, что своим благополучием она больше всего обязана им.

Два года тому назад мы приютили двухнедельного маленького котеночка, простуженного, с кашлем и слезящимися глазами. Антибиотики и капельницы помогли ему остаться живым и полностью излечиться. У Джекки появилась совершенно очаровательная подруга, кошка красавица Маська. Такую беспримерную дружбу между кошкой и собакой я видел только в моем довоенном детстве. После каждой прогулки Джекки, Маська встречая ее у порога, обнимала за шею  своими лапами и целовала в губы.

Джекки быстро привыкла к своему имени и на зов прибегала из другой комнаты.
В ее глазах угадывалась смекалка и ум. В течении одной недели она запомнила действия при команде: “Джекки, гулять!” В это трудно поверить, но услышав эту команду, она приносила мне в зубах босоножки, в которых я выводил ее гулять: вначале один, потом другой, затем бежала на кухню, где на табуретке лежал поводок, который пристегивался к кольцу на ошейнике и тоже приносила его мне. Помню, как однажды мы  вывели ее на прогулку без поводка и потом вместе с соседями целый час бегали по всем прилегающим переулкам, пока нам удалось ее поймать. Почувствовав вкус свободы, она войдя в настоящий раж, несмотря на свой ум, не подчиняясь командам, убегая, резвилась.
После этого случая я решил пойти с ней в ветеринарную клинику и привить ей чип.  Клиника располагалась недалеко от нашего дома. Ничего не подозревая, она охотно вошла во внутрь здания, но увидев крупную овчарку с испугом прижалась ко мне, а когда я сел на скамью, прыгнула мне на руки.
Для Джекки процедура привития чипа не пришлась  по душе и потому все последующие  посещения ветеринарных клиник на протяжении ее жизни давались ей через силу. Еще снаружи, перед закрытыми дверями, почувствовав  знакомый запах, она упиралась передними ногами или быстро, повернувшись, делала попытку убежать. По аналогии я вспомнил, как моему сыну,когда ему было четыре, года стоматолог по неосторожности насквозь просверлив зубик, поранил десну. Из-за этого случая сын несколько лет панически боялся не только стоматологического кресла, но и и парикмахерского.
После привития чипа, когда мы собрались уже уходить домой,я подал команду: “Джекки, гулять”. Она встрепенулась и, увидев на скамье поводок, взяла его зубами и принесла мне, заслужив аплодисменты ветеринара и всех кто присутствовал в комнате.

Со временем Джекки стала любимицей большинства соседей из-за своего удивительно общительного и благожелательного характера. Встречая их  вне двора, на улице, виляя хвостиком, подбегала к ним, выражая свою благосклонность. Ей нравилось, когда, наклонившись, кто-либо из них гладил ей голову между ушами  или трепал по загривку.

Между тем, встречая во дворе дома или на лестничных пролетах, незнакомых людей, становилась недружелюбной и могла рычать и заходиться громким лаем. Жена в шутку называла ее “сторожихой”. Шутки -шутками, но, в действительности, ни один незнакомый человек не мог незамеченным войти в нашу квартиру…

Когда ей исполнилось пять лет мы позволили ей испытать чувство материнства.
Она родила и выкормила трех очаровательных щенков: двух девочек и одного мальчика, как две капли воды похожих на нее и друг на друга. Все они попали в хорошие руки…

Но время неумолимо листает года. Джекки исполнилось шестнадцать лет. Она стала хуже видеть и хуже слышать. Здоровье ее начало резко ухудшаться: вначале зубы, затем сердечная недостаточность и, наконец опухоль.
Джекки стойко боролась с недугом, стараясь соблюдать установившийся с годами режим: прогулки, еда и т.д.
Последние месяцы жизни она все более и более  проявляла свою привязанность ко мне. В самые холодные зимние месяцы любила сидеть между мною и спинкой кресла. Когда я садился в кресло смотреть телевизор, она садилась напротив меня и, не сводя своего взгляда, начинала нетерпеливо ерзать, даже скулить, чтобы я, повернувшись, дал ей возможность запрыгнуть на кресло и устроиться сзади меня. Иногда жена, сидящая рядом на другом кресле приглашала ее к себе, но она , даже не поворачивала головы. Последнее время, когда она уже не могла сама запрыгнуть, она подходила и ждала когда я подниму ее и посажу сзади себя.

В последний месяц она резко похудела, у нее отказывали задние ножки, несколько раз в день я на руках выносил ее на улицу.
Все актуальней становился вопрос о необходимости так распространенной в ветеринарии эвтаназии. Но у меня сердце разрывалось и я никак не мог решиться на это.В тот день, когда она первый раз отказалась от еды я позвонил в ветеринарную клинику и назначил очередь.
Накануне она почти целый день находила укромные места и, положив голову на передние лапы, тяжело дыша, лежала. Вечером, когда я сидел в своем кресле у телевизора, она вышла из другой комнаты и на удивление не плелась, переваливаясь, а прибежала и легла у моих ног. “Наверное она хочет, чтобы я вынес ее на улицу?” - Сказал я жене.  Когда я вышел уже из подъезда во двор, она повернула в мою сторону голову и посмотрела на меня. У меня ком стоял в горле. "Джеккочка",- прошептал я,  погладив ее. И, вдруг, она дернулась и громко вскрикнула. Именно вскрикнула. И затряслась в моих руках в предсмертных конвульсиях. Быстро вернувшись домой,я положил ее на пол. Через несколько секунд она последний раз вздохнула и затихла.
Мы с женой, даже не пытались справиться с рыданием. Подошедшая к застывающей Джекки, Маська несколько раз дотронулась до нее лапкой, удивляясь ее безучастности.


                * * *

Прошло несколько дней и я еще больше ощущаю весь ужас и трагизм словосочетания “не стало”. У нас большая четырехкомнатная квартира. Много пространства. Но я никогда не думал, что такое маленькое живое существо могло его так заполнять. И вот Джекки не стало, и в доме стало пусто. И не только мы, но даже кошка Мася, слоняясь из угла в угол, чувствует эту пустоту...
...Но Джекки не уйдет из моего сердца и моей памяти, а пока я ее помню - она жива.