Стойкость кактуса и пламя георгина

Аркадий Кузнецов 2
...Это было в 1325 году. Вождь ацтеков Куаукоуатль обосновался со своими соплеменникам в долине Анауак, на берегах озера Тескоко. Озеро стало естественной защитой для города ацтеков, заложенного на острове - Теночтитлана. Красивая легенда объясняет выбор места для будущей великой столицы империи ацтеков. Куаукоуатлю явился бог Уицилопочтли (Уицлипуцли) и приказал идти на юг до тех пор, пока ацтеки не увидят сидящего на кактусе орла (каракару), держащего в когтях змею, и основать на этом месте город. Орла со змеёй пришельцы увидели на острове, где был основан Теночтитлан или Мехико - это название возникло по имени бога войны Мекси-тла (а название Теночтитлан так и объясняется - «место колючих кактусов»).
На рисунках ацтеков и в их иероглифических письменах остался этот символ - орёл на кактусе(опунции), часто на цветущем, со змеёй, а иногда и без неё. Он стал символом не только города Теночтитлан, но со временем - и всей возникшей великой державы.
После завоевания Мехико Кортесом, буквально через два года, в 1523 году, был составлен "европейский" герб города. Орла испанцы решительно изгнали. Кактусы оказались оттеснены на обод гербового щита. А центральную часть в лазоревом поле занял схематический рисунок Чапультепекского водопровода, показавшегося завоевателям чудом света, в волнах озера Тескоко.  Впрочем, на плотину "водрузили" кастильскую башню, поддерживаемую двумя золотыми львами. Символы Испании - крепость и лев - стали основой и герба вице-королевства Новая Испания, как теперь называлась Мексика.
Правда, уже в 1534 г. герб - в овальном щите - был дополнен кактусом на башне и сидящим на нём орлом со змеёй. В небе над орлом появилась звезда; на заднем плане возвысились горы со снежными вершинами.
После провозглашения независимости Мексики в 1822 году герб Мехико стал круглым, а изображение кактусов, орла и змеи приблизилось к доколумбовому образцу; столичный символ напоминал государственный герб. С начала ХХ века вновь возвысился водопровод в озере... Наконец, с 1977 года герб Мехико - столицы и Федерального округа - стал похож на образец 1523 года.
Индейское и испанское начало переплелось не только в мексиканской культуре, но и в полной мере - в геральдике. Когда-то иероглифические символы городов майя и ацтеков почти полностью были вытеснены в возводимых колониальными властями окружных центрах невиданными в Мексике львами, зубчатыми башнями и рыцарскими шлемами...
Многие такие городские гербы остались до наших дней, как история своих городов. В том же 1523 г, что и герб Мехико, королевским указом был утверждён герб порта в Мексиканском заливе, основанного в Мексике четырьмя годами ранее конкистадорами первым - Веракруса. "Город истинного креста" имеет гласный герб с красным крестом с надписью "VERA", выходящим в навершие из кастильского символа - крепости. В нижнем поле - два Геркулесовых столпа - знак власти Испании над морями. Цвета щита символизируют землю(зелёный) и море (синий). Уже в новейшее время, в 1954 г. для города и штата Веракрус принят дополненный герб с венком из красных цветов(георгин) вокруг щита.
В 1538 г. утверждается герб Пуэблы - замок над озером, инициалы короля и императора Карла. В следующем, 1539 г. - герб второго по величине города Мексики Гвадалахары, основанного конкистадорами - два льва, держащие дерево - знак полномочий властей города над окрестным индейским населением и управления хозяйством края. 1553 г. - принят герб города Вальядолид(Мичоакан): щит заняли здравствующие августейшие особы(!) Это - король и император Карл I(V), его брат Максимилиан, король Богемии(Чехии) и инфант Филипп... Есть, впрочем, "скромная" версия, что они изображены в виде трёх царей-волхвов, что пришли поклониться младенцу Христу. После провозглашения независимости Мексики герб оставили, а вот город в 1828 г. переименовали в честь вождя повстанцев Хосе Марии Морелоса.
Герб Дуранго составлен в честь основателя города Лопеса де Аро и повторяет герб его прародины - провинции Бискайя(священное дерево басков и два волка с добычей). Пальмовые ветви в обрамлении щита напоминают полное название города: Виктория-де-Дуранго. Герб города Сакатекас(1588 г.) содержит инициал короля Филиппа II; изображение Пресвятой Девы Гуадалупской, покровительницы края;на заднем плане - гора Ла-Буфа, на вершине которой - крест. Тёмная луна и светлое солнце на небе  - символ смены мрачной ночи светлым завтрашним днём. Изображение четверых солдат в броне, с доспехами и знаменем отображает маленький отряд, поднявший испанское знамя над горой. В рамке щита - луки и стрелы индейцев-сакатеков, сложивших оружие (гласная деталь). Девиз города:"Labor omnia vincit"("Труд побеждает всё").
К "колониальным" гербам относится герб Вилья-Эрмоса(Табаско), названного в 1564 г. Вилья-Эрмоса-де-Баутиста. Здесь в щите под королевской короной - символы Кастилии и Леона, рука с мечом и щитом, означающая власть Испании над провинцией, и индеанка с цветами в руках(означающая красоту, "hermosa"?) - редкий тогда символ коренных жителей. В центральном овале - Дева Мария и колонны Геркулесовых Столпов.
Герб Мериды (Юкатан), принятый в 1618 г, содержит символы Испании - золотые крепость и льва, и те же поля, что и у Веракруса, только вертикальные, означающие море и землю.
Изображение святого короля Людовика на вершине горы Сан-Педро, в поле, разделённом вертикально на лазурь и золото, в гербе Сан-Луис-Потоси (1656 г.). Два слитка серебра и два слитка золота показывают добычу драгоценных металлов, из-за которых зачастую совершались новые испанские завоевания... Ведь само название "Потоси" было добавлено к имени города по шахте золотодобычи, названной так по аналогии со знаменитым уже месторождением в Горном Перу(ныне - Боливия)...
Иногда такие "конкистадорские" гербы могли начать восприниматься до перевёртыша. Как, например, герб Тласкалы(1535 г.) - во внутреннем красном щите кастильская крепость с императорским флагом с чёрным орлом, во внешнем белом щите - две короны, инициалы королевы Хуаны, Карла и инфанта Филиппа, пальмавые ветви победы, а внизу - черепа и кости поверженных мятежных индейцев... Но черепа и кости в Мексике до наших дней имеют символику связи с предками. В 1998 г. городские власти и вовсе приняли новый герб Тласкалы в чисто индейских традициях: два холма, из которых поднимаются руки, делая кукурузные лепёшки, которыми так славится этот край(само ацтекское название города означает "место, где делают лепёшки"), и латинская надпись "Тласкала" в стиле тласкальтеков. Прежний герб, идентичный столичному, остался у штата Тласкала.

В дальнейшем, в XVII-XVIII в.в., новоучреждаемые гербы городов Мексики стали в большей степени отражать местную природу и население. Так, принятый в 1657 г. герб Монтеррея, центра Нового королевства Леон (ныне - штат Нуэво-Леон),- как бы "говорящий", с изображением горного хребта Серро-де-ла-Силья(хотя Монтеррей - это испанская знатная фамилия, к которой принадлежали вице-короли Новой Испании, в честь одного из которых - Гаспаро де Суньига был в 1596 г. назван город). Между двух деревьев под солнцем в небе изображён индеец, стреляющий из лука. Такие же два индейца с луками - щитодержатели. И лишь военные трофеи сзади овального щита напоминают о вице-короле. В 1899 г. королевская корона в навершии была заменена другой, символизирующей республику и свободу. Внизу в современном варианте на красной ленте пишется:"Город Монтеррей", хотя предлагалось и писать девиз: »El trabajo templa el esp;ritu»("Труд закаляет дух").
Герб Керетаро(1665 г.)двумя частями связан с патроном города апостолом Иаковом (Сантьяго). В верхнем поле - крест, солнце и две звезды означают апостольскую службу денно и нощно. В нижнем левом поле - сам апостол на белом коне со знаменем. Хронист Исидро Феликс де Эспиноса утверждал, что в решающий момент битвы конкистадоров и их индейских союзников с местными племенами в 1531 г., когда индейцы уже одерживали победу, произошло солнечное затмение, и туземцы разбежались. Испанцы утверждали, что в этот момент увидели Святого Яго (Святого Иакова) — небесного покровителя Испании, скачущего на белом коне с червлёным крестом. Это предание отражено в гербе.
В правом нижнем поле богатства керетарской земли - виноградные грозди и колосья пшеницы.
Герб Халапы-Энрикес (1791 г.) показывает пять вершин горы Макуильтепетль. Над ними - золотая звезда, означающая мягкий, умеренный темперамент местных жителей. По золотой кайме идут изображения перца и фруктов, которыми богаты приморские районы востока Мексики. Торговлю и изобилие подчёркивают в навершии кадуцей и рог Амальтеи с различными плодами.
В гербе Гуанахуато (1741 г.) изображена в золотом поле фигурного щита женская фигура, олицетворяющая Святую Веру(Санта-Фе) - покровительницу города с потиром, крестом и лавровой ветвью в руках.

...Мексиканская геральдика "отыгралась" уже в первые десятилетия независимости, когда отразила низвержение власти Испании. Показателен в этом плане герб островного города в Кампече - Сьюдад-дель-Кармен: в овальном (не испанском) щите на острове в море орёл клюёт льва. В дальнейшем этот символ стал трактоваться как отражение городом любых вторжений извне.
Из городских гербов, составленных в XIX веке, выделим герб Тампико (Тамаулипас), принятый в 1828 г. В его основе - пейзаж: река, по которой плывёт лодка с гребцом-индейцем, за ней - пальмы, холмы и горы, на переднем плане - две нутрии на берегу. В небе - звезда надежды. Обрамление большого герба - орёл со змеёй в навершии и флаги Мексики.

Новый язык символов - модернистский и синтетический относительно культурных влияний стал утверждаться в Мексике после революции 1910-1917 г.г. в течение ХХ века, когда были утверждены гербы почти всех городов страны, прежде всего на севере, юге и юго-востоке.
Герб Сальтильо - столицы штата Коауила(1937 г.). Башня, два дерева и три звезды в первом из четырёх полей щита - герб баскского селения, откуда был родом основатель города капитан Франсиско де Урдиньола. Цапля, летящая над домом - эмблема местных индейцев-тласкальтеков до покорения их испанцами. В третьем поле - гора и кристаллы угля,добываемого в Коауиле. Последнее поле - красный орёл, эмблема племени гуачичиле. Весь этот "иберо-индихенизм" венчают два факела - один в ознаменование мексиканской революции, другой - центра культуры нортеньос (северной Мексики) района Атенео-Фуенте. В рамке щита -девиз:HOMBRES FUERTES, TIERRA RICA, CLIMA BENIGNO ("Сильные люди, богатая земля, благоприятный климат").
Чильпансинго-де-лос-Браво - столица штата Герреро - известен как город повстанцев 1813 года - Морелоса и братьев Браво, провозглашения "Конституции независимости Северной Америки". Городской герб в полной мере отразил эту славу - 23 луча проецируются на карту Американского континента, исходя из центра Мексики, где красный солнечный круг отображает Морелоса - "Луч с Юга", как его называют. Лучи "разрывают" символы испанского господства. В навершии - красные флажки, означающие толкование названия города.
Очень редко, но в ХХ веке бывали случаи официального утверждения "колониальных" символов у городов, ранее официально их не имевших - в соответствии с историческими эмблемами. Так в конце 1930-ых годов произошло с Леоном(Гуанахуато), гербом которого с тех пор является такая комбинация: четырёхчастный щит изображает прикованого к дереву св.Себастьяна - патрона города, леонского льва ("говорящий" символ),герб вице-короля Новой Испании Мартина Энрикеса де Альмансы - видоизменённые символы Леона и Кастилии и распространённый в старину герб "Улей" - улей с пчёлами в знак трудов горожан. Девиз: LABOR OMNIA VINCIT("Труд всё превозможет").
Герб Чиуауа (используемый и штатом, и его центром) был составлен в 1941 г. В верхней части щита изображены три горы и под ними - панорама города с акведуком, деревом, дающем жизнь в этом пустыном краю и линией электропередач. Клетчатое красно-белое поле в центре заставляет вспомнить хорватскую "шаховицу", но выходцы с Балкан здесь не при чём - в данном случае это символы индейцев и белых; на этом фоне - головы испанца и индейца. Внизу в голубом поле - кафедральный собор. Части щита обрамлены ветвями лавра. Девиз Чиуауа в красной кайме щита - "Valent;a, Lealtad y Hospitalidad"("Сила, Преданность и Забота").
В штате Чиуауа, на границе с США, в ХХ веке крупным городом стал Сьюдад-Хуарес, названный в 1885 г. честь президента-реформатора XIX века Бенито Хуареса(бывш.Пасо-дель-Норте). Герб города утверждён в 1947 г. В нём в полной мере проявился новый символизм Мексики. Щит овальной формы состоит из четырёх частей. В них изображены: местность, где находится город, как узел различных путей - дорога с мостом и река Рио-Браво; начало города - освоение земли испанцами(башня, ружьё, пика с флажком, символы скотоводства и виноделия);символ францисканцев, напоминающий об основателе города отце Гарсиа де Сан-Франсиско, настоящее и будущее города - статуя Хуареса, символы промышленности, хлопководства и культуры. В навершии - голова ацтекского воина- в шлеме "орла", означающая мужество и патриотизм Хуареса и мексиканцев. В подножии - цветок-символ города, кастильский шиповник. Ниже - девиз:"Refugio de la Libertad, Custodia de la Republica"("Убежище свободы, хранилище Республики").
Ещё одна столица штата на севере Мексики, получившая герб в минувшем столетии - Эрмосильо (Сонора). Герб, составленный в 1961 г., представляет собой сложную,но выразительную композицию. Здесь мы видим панораму города с губернаторским дворцом, кафедральным собором, музеем и библиотекой университета. Ниже - "аграрная часть", колосья и апельсины, ведь Эрмосильо известен как "город апельсинов". Через весь щит "текут", сливаясь, линии рек Сан-Мигель и Сонора. В навершии в самом щите - венок с инициалами JG - Хесус Гарсиа, в память о машинисте Хесусе Гарсии Короне, родом из Эрмосильо, в 1907 г. спасшем людей на железной дороге ценою своей жизни. Что интересно - не увековечен здесь генерал повстанцев начала XIX в. Эрмосильо, чьё имя город носит не вполне заслуженно - ведь тут он потерпел поражение...
Столица Нижней Калифорнии Мехикали - город близ границы США, очень жаркое место - "город, захваченный солнцем". Его герб составлен в 1968 г. “Tierra C;lida”("тёплая земля") - такая надпись идёт по золотой кайме щита. Верхняя надпись "Mexi/Cali" подчёркивает две основы в названии, а голова орла - принадлежность Мексике. В навершии - красное раскалённое солнце. Рассечённые красной диагональной полосой золотое поле щита означает близкую пустыню, синее - залив Калифорния, полоска - Рио-Колорадо. В золотом поле - белая гора Эль-Сентинела, летящая птица - символ заселения края и коробочка хлопка. В синем поле колесо станка и атом - символы промышленности и науки.
Автор герба - Серхио Окампо Рамирес.
Ранее - в 1962 г. - в разультате конкурса был утверждён герб другого крупного города Нижней Калифорнии - Тихуаны. Он соответствует прозванию города:"Край Мексики, ворота Мексики,край Латинской Америки". Мексику в гербе символизирует держатель-орёл со змеёй в зубах. В красном обрамлении- девиз: “Aqu; empieza la patria”("Здесь начинается родина"). Это - слова президента Адольфо Лопеса Матеоса, при котором началось интенсивное освоение земель и строительство на севере Мексики, шла борьба с бедностью. В щите надпись “Justicia Social”("Социальная справедливость") тоже напоминает о политике Лопеса Матеоса. Над ней - кулак со сжатыми в нём молниями, это - символ силы, единства, энергии, свободы, богатства края. Факел с огнём означает свет и величие. Внизу виноград, хмель и пшеница отображают дары северной мексиканской земли.
Третий крупный город Нижней Калифорнии - Энсенада получил герб в 1965 г. Также держатель щита - каракара со змеёй. Голубая кайма символизирует море, в ней - три рыбы, означающие три основные стороны жизни города: индустрию, науку и спорт. Французский щит разделён на три поля с изображениями торгового корабля и Панамериканского шоссе, поля, сосны и зелёных холмов (природа), механизма шахты, грозди винограда (хозяйство).
После 1972 г. утверждён герб столицы штата Южная Нижняя Калифорния - Ла-Пас. Щит держит орёл - символ страны. Скрещённые меч и крест за щитом напоминают о конкисте и христианизации. В двух золотых полях в верхней части щита - поселение, основанное испанцами в 1535 г. и монастырь, основанный в 1697 г. Заходящее солнце в центре означает историческое прошлое. Красный полукруг под ним в нижнем поле означает настоящее, лучи, расходящиеся в стороны - прогресс. Два девиза:"Paz y Progreso"("Мир и Прогресс") и "Coellum, Aqua et Tellusque Valde Bona"("Небо, вода и земля очень хороши").
В гербе города Лос-Кабос (1980 г.)на самой оконечности полуострова Калифорния - целая его история. В первом поле снизу по часовой стрелке - миссионер, крестящий индейцев на фоне песков и кактусов, дата 1730. Во втором поле - поднятый на столбе у берега флаг Мексики рядом с автодорогой. Третье поле по кругу - с портретом лейтенанта Хосе Антонио Михареса, героя  сражения в городе во время войны с США в 1847 г., смертельно раненного; его имя носит главный бульвар в Сан-Хосе-дель-Кабо. В последнем поле с цифрой 1980 - год 250-летия города - современность: океанский теплоход, грузовое судно и летящий в небе выше птиц самолёт. В круглом центральном поле - знаменитые у туристов скалы в море, включая скалистые "ворота" - Эль-Арко, самый узнаваемый символ края.
После 1948 г. утверждён герб приморского города Мансанильо(Колима), центра международных мероприятий. Он соответствует девизу:"El temple del brazo es vigor en la tierra"("Крепкая рука - сила земли"). Голубой щит разделён на четыре части: испанский парусный корабль(основание порта Салауа в 1522 г.), якорь и штурвальное колесо(символы порта),залив, пальма и вулкан (природа), марлин, выныривающий из океана(рыболовство и центр водного спорта).В нижней части щита фрагмент герба штата Колима - рука, символ индейских культур. Навершие - рыцарский шлем, символ мощи города, клейнод - из зелёных веток.
Герб столицы штата Тамаулипас - Сьюдад-Виктория (1971 г.) многосложен. В верхнем поле щита - символы власти - весы (юстиция), шпага(исполнительная власть), свиток(законодательная); факел символизирует свободу и первого президента Мексики Гуадалупе-Виктория, в честь которого в 1825 г. был переименован город Агуайо. Книга обозначает образование.Также изображены карта штата и индейский символ победы. Пейзаж с селением в нижнем поле напоминает о первопоселенцах этого места, плантация агавы - о монокультуре края.
Среди городских гербов, составленных в Мексике в ХХ веке -  герб столицы штата Наярит - города Тепик. На щите изображены поднятая рука с факелом - символ знания(город -научный центр), кафедральный собор, долина Мататипак и вулкан Сангангуэй и холм Серро-дель-Сан-Хуан, на фоне которых - кукурузный початок(название  Тепик объясняют как "место между холмов" и как "земля кукурузы"). В центре, в круглом медальоне - индеец тлатоанасго с булавой и щитом - напоминание о том, что поселение существовало ещё в доиспанские времена.
Также геральдический памятник недавнего времени(1946 г.) - герб Агуаскальентеса. В верхнем поле - изображение Пресвятой Девы - покровительницы города и двух ангелов. Там же - источник(Агуаскальентес - "горячие воды") и сброшенная цепь (символ свободы). В левом нижнем поле - гроздь винограда и вагонетка со слитками добытого серебра, в правом нижнем пчела - символ труда людей и зубчатое колесо - атрибут индустрии. Герб составил историк Алехандро Топете дель Валье.
Город Колима, центр одноимённого штата у тихоокеанского побережья, получил герб в 1986 г. Золотой бордюр щита означает центр штата, красные сегменты поля - жаркий климат, синяя треугольная часть - море и реки. В синем поле - вождь племени колиманов, в красных две пальмы - город известен тем, что здесь делают сладости - кокаду и трёхцветный альфахор из кокосов, а также варят пальмовый алкогольный напиток туба. Книга в нижней части щита "раскрывает" историю и культуру древней земли. В подножии - две собачки, изображения доиспанской керамики, символы древней культуры. Ацтекский символ в навершии означает два вулкана, зелёный клейнод - щедрость земли. Внизу, на ленте, девиз:"PUEBLO ORGULLOSO DE SU ESTIRPE"("Народ, гордый своим происхождением").
...Пожалуй, ни в одной другой латиноамериканской стране городская геральдика не закрепила так много символов доколумбовой цивилизации и индейской культуры, как в Мексике. Многие города в центральной части в основном в ХХ веке утвердили, как свои официальные, символы ацтеков, соседних с ними племён и майя Юкатана.  В Саукалькане это - священная пирамида, в Сумпанго - череп, в Чалько - пернатые стрелы, в Толуке - фигура бога Толо над холмом Тепетль, в Акапулько - две руки и тростник, означающий имя города на языке науатль, в Пачуке - знак, обозначающий подземные богатства, в Оахаке - растение уахе(леуцена)с цветами "на носу", в соответствии с толкованием названия города.
Также поступили в столице штата Морелос Куэрнаваке, название которой восходит на языке науатль к словам "рядом с деревом". Справка:"На гербе муниципалитета изображена пиктограмма пре-колумбийского периода, содержащее ствол дерева (cuahuitl) с тремя ветвями с листьями и четырьмя красными корнями. На стволе дерева обозначен вырез в форме рта, из которого выходит свиток, вероятно символизирующий язык науатль".
В 1960 году принят герб Кульякана(столицы штата Синалоа). В нём тоже использован язык доиспанской символики. Пурпурная кайма щита означает плодородие края. Надпись "кульякан" сделана на испанском языке и науатле. Зелёный  символ индейцев-науа в щите изображает голову, наклонённую вперёд - это Кульцин("косой бог"), от имени которого происходит название Кульякан. Крест обозначает первую испанскую миссию. Изображены также дорога и строенияю В навершии на холме - прорастающее семя (развитие города) в лучах солнца (жаркий климат).
В 1963 г. в штате Мехико был основан город Несауалькойотль, названный так в честь правителя здешнего княжества в XV веке, полководца и великого ацтекского поэта Несауалькойотля Акольмицли Тескоко. Его имя означает "постящийся койот", поэтому эмблемой города стал символ-койот. Его голова вырастает из трёх полос, означающих культ божественного света, воды и земли. На шее цепь - знак власти.
Конечно, в мире из таких гербов больше всего известен символ курортного Канкуна (Кинтана-Роо). В 1970 г. он был утверждён для муниципалитета Бенито-Хуарес, в следующем году преобразованного в город Канкун. Круглая эмблема-кольцо напоминает настенные кольца в древней ритуальной игре в мяч - предшественнице баскетбола. Верхняя лучистая часть окрашена в красный цвет - это солнце, жёлтая средняя обозначает пляж, волнистая нижняя синяя - море.
В эмблеме столицы Кинтана-Роо города Четумаль(муниципалитет Отон-Бланко) -  также в традициях майя золотой рисунок знака улитки - символа богатств приморского края сплетается с красным солнечным диском, образующим инициал О - Отон Бланко, основатель города. В этом крае выделим ещё герб Тулума - пирамида и "белая дорога" майя, знак местного божества, лагуна, лес и берег моря с морской черепахой. Навершие -  солнцеподобный знак майя "крепость".
Ещё один колоритный "индихенистский" герб - у города Тустла-Гутьеррес(штат Чьяпас). Он принят в 1941 г. и относится к "говорящим". Стилизованное под индейское искусство изображение кролика напоминает о названии города ("тустлан" на языке науатль - кролик) и Долины кроликов, священных животных этих мест и соседней Гватемалы.
Почтён в местной мексиканской геральдике в ХХ веке оказался и последний ацтекский правитель, руководитель восстания против испанцев Гватемок(Куаутемок). В городе Куаутемок(штат Колима) в лазоревом щите в гербе падает вниз орёл. Это - символ имени Гватемока(его имя означает "орёл, падающий вниз"). И в навершии герба - ацтекский символ орла.Девиз города:"PUEBLO ALTIVO SIEMPRE LEAL"("Гордые люди всегда верны"). Красная кайма щита отражает сражения 1858 и 1865 г.г. в окрестностях города. В обрамлении герба - стебли сахарного тростника, трубы металлургического завода и два быка, означающие как животноводство, так и трудолюбие.
И - вновь кактусы... Комочки опунции изображены в современной эмблеме города Наволато(штат Синалоа, 1980-ые годы) как обозначающие индейское название города - "место кактусов". Рядом - стилизованные символы индустрии - заводские трубы, сельского хозяйства - поле и листья сахарного тростника, культуры - книга.