Проданная корова

Айша Курбанова 3
               Маржанат ухаживала за осиротевшей тёлочкой, которой не досталось коровье молоко (корова-мать, случайно проглотившая вместе с травой ядовитого паука, умерла сразу же после рождения телёнка). Горянка из поильника поила тёлочку молоком другой коровы, ухаживала за ним, как за своим дитя. Выбирала для неё траву сочнее. Расчёсывала и нежно гладила её, шепча ласковые слова. Тёлочка так привыкла к горянке, что при её появлении она подпрыгивала и подбегала, чувствуя, что в руках своей попечительницы обязательно будет что-то вкусное.
               Тёлка подросла. Она издалека стала узнавать голос горянки и откликаться, услышав свою кличку «Пирзанат!».
               Хороший уход никогда не остаётся безрезультатным. Тёлка, благодаря заботам Маржанат, выросла упитанной, резвой и красивой. А через три года она превратилась в крупную породистую корову.
               После того как Пирзанат отелилась, Маржанат направила все свои заботы на её дитя – телёнка Пирбудага. Вскоре и Пирбудаг  подрос. Горянка как-то раз, гладя телёнка и любуясь его упитанностью, грустно вздохнула: «Как бы мне не хотелось расстаться с твоей матерью, но придётся. Мою состарившуюся корову, кормилицу твоей матери, никто не купит. За тебя, годовалого телёнка, мало денег дадут. Так что придётся продавать твою породистую маму: за неё можно выручить хорошие деньги. На эти средства я смогу купить тюки сена и соломы и в долгую зиму кормить вас, оставшихся домашних животных, особенно тебя, прожорливого толстяка».
              На следующий день Маржанат с грустью в душе отвела свою любимицу Пирзанат, и продала её на базаре нескупым покупателям. Новые хозяева погнали купленную корову на пастбище. Только недолго паслась со стадом проданная корова.
              В незнакомых местах, в непривычном, бодающемся стаде, не желающем принять её, новенькую, Пирзанат почувствовала себя неприютно. Корова отделилась от незнакомого ей стада и поплелась по той дороге, по которой её привели на базар. Проданная корова вернулась к своей  хозяйке, преодолев десятки километров, вся вспотевшая, покрытая дорожной пылью. 
             Увидев возвратившуюся домой буренку, Маржанат растрогалась:
             – О чудо, моя любимица вернулась! Моя Пирзанат ко мне возвратилась! Неужели, животные памятнее людей? Неужели, она помнит то, что я сделала для неё? – засуетилась горянка. – Точно! Корова помнит ту доброту, что я оказывала ей. В таком случае, не смогу я расстаться с коровой, которая меня не забывает. Сегодня же верну деньги бывшим покупателям.
            Верну? А на что я куплю корм на зиму? Эх, будь, что будет, продам старый ковёр, отживший свой век. Скупщики антиквариата давно просят его продать: «Этот персидский молитвенник, которого ты называешь ковром, имеет историческую и музейную ценность. Мы за него хорошо заплатим». Пусть теперь платят. Старый молитвенник мне уже не нужен: я давно новый стелю. А эту «историческую и музейную ценность» я достаточно берегла от моли. Лучше уж расстаться со старьём, чем с моей любимой коровой», – Маржанат позвонила скупщикам антиквариата и привязала Пирзанат к стойлу.