90 процентов палестинских арабов - евреи?

Сара Това Кунин
«90 процентов палестинских арабов - евреи?»
«Интересант» публикует полный текст прошлогодней статьи израильского журналиста Элеоноры Шифрин, наделавшей в последние дни много шума в Рунете
21.04.17в мире
Портал newswe.com еще осенью 2016 года опубликовал аналитическую статью израильского переводчика и журналиста Элеоноры Шифрин под заголовком «Кто такие «палестинцы»?». В последние дни к этой публикации возник неожиданный интерес в русском сегменте Интернета. Но, к сожалению, почти на всех сайтах статья Шифрин была воспроизведена наполовину - повествование останавливается на полуфразе. В результате вторая часть статьи оказалась за рамками внимания публики. «Интересант», единственное из российских СМИ, сегодня воспроизводит этот чрезвычайно интересный материал полностью - от начала до конца.

Вечером 8 июня 2016 года в самом популярном у тель-авивцев развлекательном комплексе «Сарона» два молодых араба, одетые в элегантные костюмы, открыли огонь из автоматического оружия с почти нулевого расстояния по сидевшим в кафе людям. Четыре человека погибли и еще шестеро получили ранения различной степени тяжести. Оба террориста были ранены в перестрелке с полицией, но остались живы и находятся под арестом. Двоюродные братья, студенты, сыновья хорошо обеспеченных родителей, они приехали в Тель-Авив из деревни Ятта возле Хеврона. Приехали с единственной целью - убивать евреев. Ятта - регулярный «поставщик» террора - снова привлекла к себе внимание и заставила вспомнить, кем заселена эта арабская деревня, которую из-за ее размеров вполне резонно можно назвать городом.

Широко распространено мнение, будто после разрушения Второго Храма и подавления восстания Бар-Кохбы в 135 г. н.э. евреи были полностью изгнаны из Эрец Исраэль, и на протяжении девятнадцати веков их тут почти не было. Как свидетельствуют факты, о которых не очень любят распространяться историки, это не совсем соответствует действительности. Многие евреи сумели тогда избежать изгнания и остались. И многие из них всё еще здесь, хотя евреями себя уже не называют. Когда палестинские арабы утверждают, что их предки жили здесь «испокон веков», это не совсем ложь. Просто, говоря это, они умалчивают о том, что их предки были евреями, которые на том или ином историческом витке прошли насильственное обращение в ислам. Как в свое время многие евреи, оставшиеся в Испании после изгнания, были насильственно, под страхом смерти, обращены в христианство и дали потомство, впоследствии превратившееся едва ли не в самые аристократические роды испанской знати. Однако, в отличие от Испании, где многие знают о своем происхождении и даже гордятся своими еврейскими корнями, палестинские арабы стараются о своем еврейском происхождении вслух не упоминать. Но помнят.

«Имеются исследования, показывающие, что многие арабы Эрец Исраэль (значительная их часть) на самом деле являются потомками евреев, насильственно исламизированных на протяжении ряда лет, - говорит раввин Дов Штайн из не так давно созданного нового Санхедрина. - Некоторые исследования показывают, что едва ли не 85 процентов проживающих в Израиле арабов происходят от евреев. Другие утверждают, что меньше».

Исследователь этого вопроса Цви Мисинай считает, что этот показатель приближается к 90 процентам. Эти утверждения не новы. Хиллель Фендель в статье на сайте «Аруц7» цитирует лидеров сионистского движения Давида Бен-Гуриона и Ицхака Бен-Цви, которые писали 100 лет назад: «Если мы исследуем происхождение феллахов, то нет сомнений, что в их жилах течет значительная часть еврейской крови». Лидеры сионизма подразумевали, что эти евреи так сильно любили свою Землю, что готовы были перейти в ислам ради того, чтобы остаться на ней. По всей вероятности, имелся в виду декрет халифа аль-Хакима, который в 1012 г. (на несколько веков опередив «святую инквизицию») приказал всем «неверным» либо принять ислам, либо покинуть Эрец Исраэль. Исследователи полагают, что до 90 процентов евреев предпочли принять ислам, но при этом, как позднее испанские мараны, продолжали тайно практиковать иудаизм. 32 года спустя декрет был отменен, но, очевидно, для 75 процентов евреев это было слишком поздно - они уже перешли в ислам.

В 1917 году Феликс Франкфуртер, в то время американский политик, способствовавший созданию Лиги Наций и призывавший Президента Вильсона поддержать Декларацию Бальфура, получил письмо от Эмира Фейсала. «Мы одной расы и одной крови, - писал Эмир, - и наше сотрудничество принесет большое процветание этой земле». Фейсал был известен своей близостью к сионистам, к тому времени уже активно и массово прибывавшим в Эрец Исраэль. В 1919 году он подписал соглашение о сотрудничестве с Хаимом Вейцманом, которому писал, что «ему известно о расовом родстве и древних связях между арабами и евреями».

По мнению упомянутого выше Цви Мисиная, декларация о родстве была со стороны Фейсала более чем словесной данью общепринятому взгляду. Мисинай знает родословные современных арабских палестинцев лучше, чем кто-либо. «Фейсал по отцовской линии относится к хашемитам, - говорит он. - Это значит, что он происходит по прямой линии от Мухаммеда. Но мать его деда по материнской линии, Царя Она, происходила из семьи насильственно обращенных в ислам евреев, которые мигрировали на восточный берег реки Иордан, а позднее вернулись в одну из деревень западного берега. Во времена, когда будущий Эмир Фейсал родился и рос, о еврейском происхождении матери его деда было известно, и они не пытались это скрывать. То, что было известно Фейсалу, знают многие палестинские арабы и сегодня».

Цви Мисинай, историк-любитель, занимается исследованием этого вопроса на протяжении многих лет и знает много больше иных профессионалов. Он не ищет грантов, финансируя свой поиск из собственных средств, заработанных хайтековскими разработками, которыми он весьма успешно занимался в прежние годы. Он был одним из первых в Израиле хайтековских предпринимателей и заработал на этом немало денег. Затем он решил, что денег у него уже достаточно, и занялся любимым делом - историей Эрец Исраэль. По его приблизительным подсчетам, он уже вложил около полумиллиона шекелей в проект поиска еврейских корней палестинских арабов. Он говорит, что не только общие гены связывают многих палестинских арабов с евреями, но и сохранившиеся во многих арабских семьях еврейские ритуалы, предметы еврейского обихода и даже фамилии.

В ходе своего поиска Мисинай не боится заезжать в опасные места на контролируемых палестинцами территориях Иудеи и Самарии, где он собирает истории арабов, которые еще помнят, как в семье соблюдались еврейские традиции. Один из арабских собеседников Мисиная рассказал ему, что его отец уже на смертном одре сказал детям, что они евреи. Другой, на фоне висящей у него на стене фотографии святого каббалиста Хабби Абухациры, сказал, что в его семье знание об их еврейских корнях передается из поколения в поколение на протяжении столетий. Повязав на руку, по-видимому, когда-то кошерные тфилин (филактерии), он сказал: «Мой отец делал это и научил нас делать это, когда кто-то болен или в беде».

Среди своих собеседников Цви нередко встречает людей, которые хотели бы снова стать евреями, но большинство боятся даже говорить на эту тему.

Он издает литературу на тему своего исследования и распространяет ее как среди арабов, так и среди евреев, считая, что возвращение этих исламизированных потомков евреев в лоно иудаизма - один из путей к установлению мира на еврейской земле.

Несмотря на напряженные отношения между арабами и евреями в Эрец Исраэль, Цви Мисинай продолжает убеждать местных арабов, что они, весьма вероятно, происходят от евреев. В фильме, который несколько лет назад демонстрировался по израильскому телевидению, показано, как он раздает свои брошюры у КПП Гуш-Эцион как охраняющим КПП солдатам ЦАХАЛа - «чтобы вы знали, кого вы тут проверяете» - так и ожидающим проверки арабам - «чтобы вы знали, что большинство из вас евреи». Один из арабов спрашивает Цви, принадлежит ли он к движению за мир, и он отвечает: «Да, конечно, за мир, чтобы мы могли жить вместе как один народ».

«Занимаясь поиском пропавших десяти израильских колен в Индии и Афганистане, мы забыли заглянуть в свой собственный двор», - звучит в фильме голос за кадром.

После многих лет, отданных этому исследованию, Мисинай говорит, что еврейское происхождение большого процента живущих в нашем регионе арабов - это едва ли не самый охраняемый исторический секрет, который может со временем залечить страшный конфликт, разорвавший Эрец Исраэль.

Говоря, что до 90 процентов всех палестинских арабов происходят от евреев, он уточняет, что это именно те кланы, которые не ушли со своей земли в 1948 году по призыву арабских армий, напавших на новорожденное еврейское государство. Те, что ушли, положив начало понятию «палестинские беженцы», были как раз пришлыми из сопредельных арабских стран. Они начали перебираться в Эрец Исраэль по мере освоения ее первопроходцами-сионистами, приезжая сюда в поисках рабочих мест, которые создавали евреи, возрождавшие сельское хозяйство на исконной еврейской земле и создававшие первые промышленные предприятия. Всего с территорий, ставших Израилем, ушли, по разным, но всегда раздутым данным, от 430 до 500 тысяч арабских беженцев, которые были рабочими-мигрантами, приехавшими в Эрец Исраэль из Египта, Судана, Ливана, Сирии, Ирака, Саудовской Аравии, Бахрейна, Йемена, Ливии, Северной Африки, Боснии, Индии, Афганистана…

Их имена подтверждают их происхождение: аль-Масри (Египет), аль-Обейди (Судан), аль-Любнани (Ливан), Халаби (Сирия), аль-Муграби (Марокко), аль-Джазаир (Алжир), аль-Ямани (Йемен), аль-Афгани (Афганистан), аль-Хинди (Индия), аль-Хиджази (Саудовская Арваия), аль-Багдади (Ирак), Бушнак (Босния), Хамис (Бахрейн), аль-Турки (Турция)…

Если за сорок лет, с 1880 по 1919 годы, арабское население Хайфы подскочило с 6 тысяч до 80 тысяч, то это означает, что 74 тысячи составили, пользуясь современной терминологией, иностранные рабочие или экономические мигранты, которых привлек созданный евреями экономический рост. Именно они охотно откликнулись в 1948 году на призыв арабского командования покинуть свои дома под обещание, что очень скоро - после неминуемого разгрома новорожденного еврейского государства - они вернутся и получат неограниченное право на разграбление домов убитых евреев. Эти люди откликнулись на призыв именно по той причине, что они успели прожить в Эрец Исраэль совсем недолго, приехав сюда на заработки. Именно поэтому ООН и создала для них - и только для них!!! - новую формулировку понятия «беженец»: «проживший в месте, откуда был вынужден бежать, не менее двух лет». Во всем остальном мире беженцы - это те, кому пришлось бежать из своей родной страны…

Но если в Хайфе 74 тысячи были недавними пришельцами, то кто же были те 6000 арабов, что жили здесь до этого? Кем были те немногие арабские жители, которые все же жили в Иерусалиме и в окружавших его небольших городах? Исследованием их происхождения и занимается Цви Мисинай.

В расположенной к югу от Хеврона деревне или, скорее, небольшом городе Ятта потомки исламизированных евреев представлены очень широко. Местным жителям широко известно, что половина их принадлежат к ранее еврейскому клану Махамра (или эль-Хамра). Это имя - Махамра - в переводе означает «винодел», а в исламе, как известно, это ремесло запрещено. «Жители этого района перешли в ислам относительно поздно в истории, - говорит Мисинай. - Поэтому сохранили обычаи, знания и некоторые артефакты». Среди них - шестиконечная звезда Давида над входом в некоторые дома, а в одном (по крайней мере, в одном) доме семья спрятала мезузу и тфилин в изобретательно устроенном тайнике. Один собеседник Мисиная вытащил откуда-то маленькую книжку на иврите, в которой оказались Псалмы и Тания. Он сказал, что до сих пор продолжает тайно молиться по ней.

Еврей из поселения Текоа по имени Миро Коэн очень дружен с арабами из соседней деревни Кавазбе. Но имя Кавазбе - как он и его арабские друзья считают - это искаженное Кузейба, изначальное имя знаменитого еврейского героя Бар-Кохба.

«Эти люди - потомки Бар-Кохбы, утверждает Коэн. Сидящий рядом с ним араб может перечислить своих предков восемь поколений назад, дойдя до прапрадеда по имени Кавазбе. Другой старец в этой деревне открыто говорит, что его дед был евреем и перешел в ислам. Некоторые из жителей хотели бы вернуться в иудаизм. Они даже не называют это переходом, потому что они «уже евреи». Но в то же время среди арабов с именем Кавазбе немало таких, которые были арестованы после совершения страшных терактов против евреев. Как и многие жители Ятты из клана Махамра, в частности, убийцы, совершившие недавний теракт в Тель-Авиве.

Житель еврейской общины Хеврона Шмуэль Мушник, историк и художник, создатель Музея хевронского погрома 1929 года в здании Бейт-Хадасса в Хевроне, рассказал мне, что проживающий в Хевроне председатель парламента ПА Азиз Двейк также потомок еврейского рода, как и в целом террористическая хамула Джабри, в жилах которой течет много еврейской крови из рода знаменитого раввина Шнеура Залмана из Ляды, известного как «Бааль атания». Принадлежит к числу потомков евреев и хамула Бен Шитрит в Хальхуле, откуда также вышло немало террористов.

Арабские деревни, где живут арабы еврейского происхождения, есть и в других районах Иудеи и Самарии. Среди них Кфар Анза в Самарии, Самоа на юге Иудеи, деревни в районе Тель-Арад и др. Рав Штайн из нового Санхедрина говорит: «Мы знаем, что около 200 лет назад галилейская деревня Сахнин была еврейским городом с активной синагогой. Турки вынудили жителей принять ислам, но люди там знают о своем еврейском происхождении».

Отдельным звеном являются бедуины из клана Саварка. К этому клану принадлежит от 3 до 4 тысяч разбросанных по Синаю и Негеву бедуинов. И «все они - евреи», как говорит на чистом иврите один из глав клана. Правда, для съемки он закрыл лицо, потому что опасно открыто говорить такие вещи: «У них не было выбора, это было столетия назад… Я помню, что моя мать и бабушка зажигали свечи перед шаббатом, и у них была специальная миква…»

Другие собеседники Мисиная в бедуинской деревне к востоку от Хеврона вспомнили, что их предки сжигали специальный кусочек теста (что напоминает библейское указание отделять маленький кусочек теста при выпечке хлеба), зажигали свечи на могилах, а также разрывали одежду и сидели семидневную шиву по умершим (а не три дня, как это практикуют мусульмане).

Даже сегодня они делают обрезание через семь дней после рождения мальчика (в отличие от мусульман, у которых это делают в 13 лет). Во многих арабских домах имеется выемка для мезузы на дверном косяке, а в ряде случаев даже есть спрятанный там маленький свиток. В другой деревне, непосредственно примыкающей к Хеврону с юга, живет потомок испанских евреев Мухаммед Амсалем. Он рассказал Аарону Граноту из журнала «Мишпаха» (Семья), что все в городе знают, что он и весь его клан - евреи. «Наши старики рассказывают, что наши предки пришли в эту землю в XV веке, во время испанской инквизиции, через Марокко. Они поселились в Рамле. Потом пришли мамлюки и вынудили их перейти в ислам, после чего они переместились в район к югу от Хеврона».

Амсалем говорит, что они решили обнародовать свои еврейские корни после Шестидневной войны 1967 года, когда узнали, что в Хевроне восстановлена еврейская община. «Но евреи увидели, что у нас нет никаких знаний их религиозной практики, и отказались нас принять… Если еврейская община сегодня согласится нас принять, мы бы с радостью присоединились к ней».

На юге Хевронского нагорья половина арабов знает о своем еврейском происхождении. Раньше они говорили об этом открыто, теперь боятся. Один человек, который не так давно выставил серебряную ханукию, полученную им от отца и от прежних поколений семьи, подвергся нападению террористов. Они подвесили его за ноги на шесть недель, после чего он остался инвалидом.

Генетические исследования подтверждают исторические сведения, передаваемые из поколения в поколение.

«Мы обнаружили, что, несмотря на 2000 лет рассеяния евреев по всему миру, они в основном сохранили свою еврейскую преемственность, - говорит профессор Ариэла Оппенхайм из Еврейского Университета в Иерусалиме. - Плюс к этому мы обнаружили, что еврейское население удивительно близко - с точки зрения генетики - к живущим в Израиле арабам».

Подобные исследования, доказавшие близкое генетическое родство евреев и палестинских арабов, проводились и в других университетах в разных странах. В частности, профессором Антонио Арнез-Вильна в Университете Мадрида, обнаружившим почти полную идентичность иммунных систем евреев и палестинских арабов.

В 2002 году исследователи в Тель-Авивском университете установили, что лишь две группы людей в мире - евреи-ашкеназы и палестинские арабы - имеют генетическую склонность к наследственному синдрому глухоты. Все эти исследования показывают, что палестинские арабы генетически значительно ближе к евреям-ашкеназам, чем к другим арабам.

Неожиданно для проводивших их ученых, эти исследования сыграли очень важную роль, раз и навсегда развенчав распространяемый псевдо-историками миф о происхождении ашкеназских евреев от среднеазиатских хазар, а не от изгнанных из Эрец Исраэль евреев.

Профессор Оппенхайм, возглавлявшая международное исследование арабо-еврейских генетических сходств и различий в Иерусалиме, утверждает, что и арабы Израиля, и евреи происходят от курдов из Арама в Вавилоне - места рождения праотца Авраама.

«Ясно, что мы родом из одной семьи», - заключает профессор Оппенхайм и добавляет, что и внутри одной семьи бывают конфликты, и братья иногда воюют с братьями. Она не верит, что результаты ее исследования приведут к Возрождению, и с ней трудно не согласиться.

Однако Цви Мисинай более оптимистично настроен. Превратив в миссию всей своей жизни распространение среди арабов Эрец Исраэль сведений об их происхождении, он считает, что дает им возможность вернуть утраченное наследие предков.

Можно назвать Мисиная утопистом: он верит, что можно вернуть значительное число арабов еврейского происхождения в лоно иудаизма и, тем самым, вернув их «в семью», ликвидировать конфликт между когда-то потерявшими друг друга братьями.

Однако всей своей предыдущей жизнью он продемонстрировал рациональное мышление и прагматизм. Родившись в 1946 году в Иерусалиме, в еще подмандатной Палестине, от родителей, приехавших в 1939 году из Галиции, он закончил факультет физики Хайфского Техниона в 1968 году, а в 1991 году стал первым израильтянином, удостоившимся награды Ротшильда за промышленное развитие в области компьютерного обеспечения. Он стал едва ли не самым первым израильским предпринимателем в области хайтека, основав международную корпорацию «Sapiens International Corporation». Он был ее президентом до 1994 года, успев ввести в международный обиход целый ряд основополагающих принципов компьютерной науки в сфере развития аппликаций, анализирующих данные. Это были результаты его исследований, начатых еще в 1972 году в Институте Вайцмана в Реховоте. Ребята из ICQ и Google еще пешком под стол ходили, а некоторые еще и не родились, когда Цви Мисинай начал вводить в употребление все те основополагающие концепции, на которых базируются сверхсовременные компьютерные технологии.

После катастрофы Осло, приведшей к тысячам смертей, в 2000 году Мисинай оставил свою успешную карьеру компьютерного ученого и предпринимателя и целиком сосредоточился на исследовании темы, которой заинтересовал его еще отец, - истории Эрец Исраэль. Но если отец был собирателем и коллекционером исторических артефактов, то Цви расширил предмет поиска и начал собирать истории, которые слышал из уст мухтаров (старост арабских деревень) и деревенских стариков, вспоминавших о своих предках. Чем больше он слышал таких историй, тем более четко формулировалась тема поиска: еврейское происхождение израильских арабов.

Он искал причину, по которой из их среды выходят самые страшные террористы и почему предложенный арабам мир «не работает».

Как и раньше в своей предпринимательской деятельности, он сумел создать команду единомышленников, в которую входят как евреи, так и арабы. При помощи этой команды он проводит поиск арабов, помнящих о своем еврейском происхождении, и лоббирует среди министров, послов, религиозных деятелей и активистов по обе стороны конфликта идею возможного примирения на основе общего родства.

Нельзя сказать, что эта идея зародилась у него на пустом месте. Несомненно, он подхватил ее у второго президента Израиля историка Ицхака Бен-Цви и первого премьер-министра страны Давида Бен-Гуриона, которые исследовали тему еврейского происхождения местных арабов и посвятили ей целый ряд книг и статей. В результате своих исследований они установили множество фактов, доказывающих еврейское происхождение значительного процента палестинских арабов. Прежде всего, как уже упоминалось выше, это имена собственные - как географические названия, так и семейные фамилии. Многие арабские деревни в Израиле носят названия, которые едва ли где-то еще появляются в арабских странах. Среди них Кафр Ясиф, Кафр Кана, Кафр Ятта, Кафр Манда, Кафр Самия и множество других.

В книге Бен-Цви «Народы нашей земли», опубликованной в 1932 году, сказано, что к западу от реки Иордан есть 277 деревень, носящих названия близкие или точно те же самые, что и известные еврейские поселения времен Второго Храма, стоявшие на тех же самых местах. Это уже само по себе, пишет Бен-Цви, доказывает, что жители этих деревень были евреями, которые остались здесь после разрушения Храма. «Если бы еврейские поселения были захвачены и заселены другими людьми, они не сохранили бы еврейские названия (что и произошло в большинстве тех поселений, где население сменилось, как, например, к востоку от Иордана)».

Что же касается семейных фамилий, то многие палестинские арабы носят фамилии, происходящие из иврита, что тоже отражает их еврейское происхождение. Бен-Цви пишет, что еще в 1860 году полковник Кондор из Института исследования Израиля обнаружил библейские имена у крестьян в Палестине. Многие из этих имен не имеют корней в арабском языке. Большие семейные кланы в разных частях страны носят такие еврейские имена как Абу-Хацира (по свидетельству Кондора, этот клан контролировал значительную часть рыболовства в Газе), семья еврейских иммигрантов из Марокко Эльбаз; семейство Абулафия, происходящее от знаменитого испанского каббалиста Рабби Авраама Абулафия; семья Альмог в Дженине; Дауды (Давид) в Хевроне. Всё это еврейские имена, которые очень распространены среди евреев сефардского происхождения в Израиле. Что уж говорить о 4000 живущих в Иордании Коэнов, предки которых когда-то подверглись насильственной исламизации…

Плюс к этому, палестинский диалект арабского языка содержит такие слова и термины, которых нет в «стандартном» арабском, что является результатом интеграции иврита и арамейского языков в арабский, который местным евреям пришлось выучить после начала арабских и затем турецких завоеваний.

Тот же Кондор доказал, что во времена крестовых походов «арабы» Эрец Исраэль говорили на арамейском, то есть на языке, которым пользовались евреи до арабского нашествия. Это означает, что эти говорившие на арамейском «арабы» были на самом деле евреями. Существует еще много исторических свидетельств, доказывающих еврейское происхождение здешних арабов.

Бен-Гурион был настолько увлечен идеей возможного возвращения этих потомков евреев в лоно иудаизма, что в 1956 году создал специальную группу под руководством Моше Даяна и Хаима Левкова (создателя бедуинского подразделения следопытов), которой было поручено разработать пути для «иудаизации» бедуинов. Для этой цели их следовало познакомить с современной жизнью и традициями евреев и интегрировать их среди народа Израиля, если не с точки зрения религии, то хотя бы этнически. Бедуины проявляли большую заинтересованность, но еврейские «учителя» отказались от участия в программе из-за тяжелых условий жизни среди бедуинов.

Последнюю точку поставил Моше Даян, убедивший Бен-Гуриона, что идея вызовет противодействие в исламском мире. Тот же самый Даян, который на том же основании десятилетие спустя отдал арабам управление Храмовой горой, заявив, что «нам не нужен этот Ватикан»... Трудно сказать, какими были бы последствия этих усилий, если бы еврейское государство под влиянием Даяна от них не отказалось.

Известно, что в пору мирных переговоров между Израилем и Египтом в 1978 году бедуинские племена, считающие Синай своей исконной территорией, обращались к премьер-министру Менахему Бегину с просьбой не отдавать Синай Египту, а аннексировать полуостров и присоединить его к Израилю. Они мотивировали это тем, что они вправе сами решать свою судьбу. Эта просьба приобретает совсем иное звучание на фоне исторических исследований, доказывающих еврейское происхождение этих бедуинских племен.

Но с тех пор прошло почти 40 лет, два поколения бедуинов выросли под влиянием антиизраильской пропаганды, и сегодня в Синае хозяйничает «Исламское государство» (террористическая организация, запрещена в РФ), готовящееся атаковать Израиль с юга...

Цви Мисинай не настолько наивен, чтобы верить, что многие или даже некоторые палестинские арабы захотят перейти в иудаизм. По крайней мере, не в ближайшем будущем. Он прекрасно понимает, что от этой идеи не будут в восторге и многие раввины. И даже если возникнет тенденция к возвращению местных арабов к иудаизму, многие израильтяне, как религиозные, так и светские, будут подозревать, что это делается - даже если не ради проникновения в Израиль с целью совершения терактов - то во имя получения израильского гражданства со всеми причитающимися вместе с ним политическими и финансовыми благами.

Но при этом Мисинай считает, что постепенная этническая реинтеграция этих арабов вполне возможна. В своей книге «Брат да не поднимет меча на брата» он пишет, что этот постепенный процесс может занять 40 или 50 лет, причем одновременный рост алии и растущая еврейская рождаемость помогут сохранить демографический баланс в пользу евреев.

А если этот процесс покажется кому-то уж очень долгим, то можно напомнить, что после победы Израиля в Шестидневной войне прошло уже почти 50 лет, и за все это время многократно сменявшиеся израильские правительства так и не придумали, что делать с арабами, живущими в Иудее и Самарии.

Элеонора ШИФРИН,

портал newswe.com

август - сентябрь 2016 года

Оригинал материала:

1 часть: http://www.newswe.com/index.php?go=Pages&in=view&id=9001

2 часть: http://www.newswe.com/index.php?go=Pages&in=view&id=9032

Читайте журнал «Интересант» в Яндекс.Новостях
Поделиться: