Храбрый Антошка

Торшина Валентина
 В одном городе жил мальчик по имени Антошка. В ту пору ему было шесть лет. Об Антошке родители отзывались хорошо, но иногда он вёл себя не совсем правильно. Однажды, когда в доме все были заняты, мальчик начал всем  домочадцам мешать и капризничать. Он не давал никому делать свои нужные дела, и этим самым расстраивал и маму, и папу.

Папа Антошки, наблюдая за сыном,  подумал, что сын  несносно ведёт себя, потому что не умеет занять себя, не знает, как распорядиться  свободным  временем, а ведь на следующий год  он пойдёт в первый класс.

Папа оставил все свои дела, подошёл к Антошке, посадил к себе на колени и начал с ним разговор:

- Сынок, почему же ты всем мешаешь? Ведь каждый из нас занят своим важным делом. Ты тоже должен найти себе дело по душе и тогда тебе не будет скучно. Понимаешь, - добавил он, - никто не должен бездельничать и слоняться без дела по квартире. Ты можешь почитать детскую книжку и таким образом, узнаешь что-то новое для себя. Ты же умеешь читать? Так ведь?

- Папа, я умею читать, но мне не интересно, я эти книжки уже все посмотрел и хочу просто ничего не делать.

 - Ну, тогда пойдём  на улицу, и я  покажу тебе, что нет ни одного, даже самого маленького  живого существа, который бы не занимался полезным делом.

Папа взял сынишку за руку, и они вышли на улицу.

- Посмотри, - сказала папа, - вон птичка летит, видишь?

- Да я вижу. Она, что-то несёт в своём клюве,- ответил Антошка.

- Это она нашла жучка и несёт его своим птенцам, чтобы накормить их. Так она заботиться о своих детках. - А, вот,ещё взгляни! Это кто? Как ты думаешь, и что он делает? – спросил папа Антошку.

- Это муравей, я знаю, что он всегда трудится.

- Правильно, сын, он такой маленький, а тащит большой лист от дерева. Тоже заботится о своём доме. Он укрепляет своё жилище, чтобы в нём было тепло и уютно, - пояснил папа. - Как ты считаешь? Он бездельничает? Или вон, посмотри другой муравей, тоже трудится, тащит веточку, - и задал вопрос сыну, - они мешают друг другу?

- Нет,  каждый из них несёт свою ношу, – со знанием дела ответил мальчик. - Это значит,что они свои важные дела делают? Да, папа?
 
- Конечно, - ответил папа, и, заметив гусеницу, продолжил разговор, - эта гусеница тоже не зря ползёт по ветке, она ищет себе место, чтобы на нём устроиться. Затем, из неё вырастет бабочка.

- Как это?  Из гусеницы получится бабочка? - поинтересовался Антошка.

- Это сложный вопрос. Вот, слушай. -  Многие насекомые в процессе роста сильно меняют свой облик, и такие изменения называют метаморфозом. Например, бабочки, прежде чем стать такими красивыми, проходят три стадии. В каждой  стадии они меняют свой цвет, размер и облик. Взрослые бабочки откладывают яйца  на такие  растения, которые потом послужат пищей для личинок — маленьких вылупившихся гусениц. Молодые гусеницы  много едят и очень быстро растут. Их развитие до такой степени быстрое, что на них даже лопается кожа, ведь она не может растягиваться!               
Однако под старой кожей у них уже образовалась новая кожа, более просторная. Когда гусеница расстаётся с предпоследней оболочкой, она сплетает себе твердый кокон. Вот так, дружок, гусеница становится куколкой. Внутри кокона тело гусеницы превращается в кашеобразную массу, из которой постепенно формируется бабочка.
 Когда твердая оболочка куколки лопается, бабочка выходит из нее, но прежде чем взлететь она должна немного отдохнуть. Крылья у неё мягкие и сморщенные, поэтому они на солнце быстро высыхают и расправляются.

- Как интересно! Папа, расскажи ещё что-нибудь, - попросил сын.

- Обязательно расскажу, но только дома, ты согласен?

- Конечно, папа, это мне нравится.

 Антошка подумал немного, помолчал и возобновил разговор:

- Папа, вот мой друг говорит, что он делает много добрых дел, и поэтому  у него много друзей, и ему всегда интересно проводить с ними свободное время. А ещё он говорит, будто я эти добрые дела не делаю, поэтому у меня жизнь скучная. Скажи, как  же сделать эти добрые дела?

- Сын, твой друг прав. Когда ты будешь добр ко всему, что тебя окружает, вот тогда и у тебя будет много интересных событий. А чем твой друг увлекается?

- Он посещает зоологический уголок, и заботится о животных. Потом он об этом рассказывает мальчишкам, и они с удовольствием слушают его. Ещё он говорит, что маме помогает по хозяйству.

- Ну, да. Твой друг делает хорошие  и добрые дела. Можно даже позавидовать.А ты настроен их делать?

- Хорошо, папа, я согласен! Я буду делать добрые дела! Только, как я узнаю, где их делать?

- Тогда пойдём и погуляем. Хочешь?

- Хочу, конечно. В лесу интересно, много всякой живности.

- А ты не испугаешься этой живности? – улыбаясь, спросил отец.

- Постараюсь, папа, не испугаться. Мне с тобой не страшно. Ты большой и сильный.


Папа и Антошка направились в близлежащую рощу, где росло много разных деревьев и кустарников. А кроме всего прочего, там водились маленькие зверьки. Когда они зашли вглубь парка, то услышали странный писк. Сначала папа с Антошкой не обратили на этот писк внимание. Они продолжали идти и горячо обсуждать вопросы, которые задавал Антошка папе.

- Папа, - рассуждал мальчик, - я очень хотел бы иметь какого- нибудь зверька, чтобы с ним играть. Мне бы с ним было интересно. Я бы заботился о нём.

Так они шли и рассуждали о том, что жить надо весело, помогать друг другу и не обижать маленьких, вот тогда никто ни на кого не будет сердиться.

За разговором, они не вслушивались ни в шелест деревьев, ни в другие  звуки природы.  Как вдруг, необычный звук привлёк внимание Антошки и папы.  Остановившись, они услышали, что звук становится всё настойчивей и жалостливей.

- Папа, слышишь, там впереди кто-то  плачет, - с тревогой в голосе, проговорил Антошка.

- Да, сынок, ты прав! Оттуда, действительно, слышится тревожный плач. Послушай, Антош, он становится всё громче! Давай, подойдём поближе.

Наши путешественники пошли на звук. Когда они  подошли к большому дереву, то поняли, что здесь рядом, действительно кто-то жалобно скулит тоненьким голосом.

 Антошка обошёл дерево, обхватил его руками и приложил ухо к дереву.

- Папа, я догадался откуда слышен плач зверька. Он в дереве!

- Как это в дереве? – возразил папа, - сын, не может такого быть!

- Может, папа, может! – утверждал Антошка, - он туда, наверно, упал и не может выбраться! Его надо спасти!

- Но, как? Мы его даже не видим, - возразил папа.- Но, если ты, всё же, уверен, что кто-то  находится внутри дерева, тогда мы должны его найти.

Мальчик с папой обошли необычное дерево несколько раз. Звук был рядом, но увидеть кого-либо не удавалось. Вдруг, совсем неожиданно мальчик запрыгал от радости.

- Папа, смотри!  Вон, под деревом большое дупло, наверно, он там.

Папа внимательно осмотрел необычных размеров дерево и  начал рассуждать, обращаясь к сынишке:

- Да, Антошка, ты прав. Зверёк, вероятнее всего, залез в дупло и не может оттуда выбраться. Слышишь, Антошка, как он жалобно и настойчиво зовёт на помощь.

- Я, папа, слышу. Он плачет и мне его жалко! – разглядывая  большую дыру под деревом, поделился своими мыслями мальчик. - Ему там, в темноте, страшно и он, вдобавок ко всему, ещё, наверное, проголодался. Папа, как же ему помочь? Он  ведь может умереть!

- Действительно,- задумался папа, - сложная нам задана задачка, сынок. Давай решать, как этому бедолаге помочь.  Антошка, думай и предлагай вариант, как будем спасать зверька.

Антошка притих и задумался. По выражению его лица, было заметно, что он  изо всех сил пытается найти способ спасения. Внимательно осмотрев дупло, Антошка обратился к папе:

- Я знаю, как помочь зверьку! – решительно заявил Антошка. - Папа, ты как считаешь, он маленький?

- Думаю, что да, - не задумываясь, ответил папа.

- Ты, папа, попробуй засунуть туда руку, она у тебя большая и ты, возможно, сможешь зверька достать.

- Не знаю даже! – с неуверенностью в голосе, рассуждал папа. -  Кто его знает, что  на уме у этого зверька. И, вообще, кто он? Ведь может укусить.

Но всё же, папа подошёл к дереву, опустился на колени, низко пригнулся к земле и попытался просунуть руку в дупло. Потом, вдруг, резко отдёрнул руку.

- Что, папа, укусил? – заволновался сынишка и подошёл ближе к отцу.

- Нет, я просто нащупал что-то мягкое и пушистое и от неожиданности отдёрнул руку.

Потом папа вынул из кармана большой носовой платок, обернул им  кисть руки и начал снова потихоньку засовывать руку в дупло. Но дупло оказалось довольно глубокое, оно уходило вниз под дерево. Видимо, зверёк испугался и забился дальше вовнутрь.

- Не могу дотянуться, и плечи не пролазят в дупло, - говорил папа, стараясь просунуть свои плечи. Но у него это не получилось.

- Можно я попробую пролезть туда? Я маленький и мне легче это сделать, чем тебе, - попросил Антошка.

- Нет, сын, я не могу тобой рисковать, мы не знаем кто там. А если он укусит тебя? Я пойду  и поищу палку.

- Хорошо, - поддержал отца мальчик, - я с тобой!

Папа с сыном пошли вглубь рощи, в надежде найти длинную палку. Пока они её искали зверёк, вероятно, догадался, что помощи не будет и начал вновь жалобно скулить.

- Папа, он снова зовёт нас, - с грустью в голосе, произнёс Антошка.

- Слышу, слышу, - наклоняясь за увиденной  палкой, ответил папа.

- Придётся нам с тобой, малыш, поторопиться. Зверёк, видимо, решил, что мы его бросили и сейчас паникует.  Пойдём скорее, я думаю, этой палкой мы аккуратно пододвинем зверька к краю дупла.

Отец с мальчиком подошли снова к дереву. Зверёк почуял людей и начал с удвоенной силой скулить.

- Не скули, дружок, сейчас мы тебе поможем, - ложась на траву и просовывая палку в дупло, папа начал успокаивать зверька.

Осмотрев внимательно большую дыру под деревом, папа произнёс:

- Представляешь, Антошка, это вовсе не дупло, я думаю, что это нора небольшого зверя, который здесь сейчас не живёт. Но я никак не могу дотянуться до зверька даже палкой, он её, по-моему, боится, - объяснял сыну папа.

Пошурудив, в норе палкой, папа поднялся с травы и решительно заявил:

- Не достать его! Зверёк пугается и забирается дальше вглубь норы.

- Послушай, папа,  разреши мне попытаться туда влезть. Видишь, он боится нас и поэтому меня не рискнёт тронуть, - настаивал Антошка, - он, скорее всего,  маленький и беспомощный.

Папа стоял и молчал, глядя на нору, и ничего не говорил. Он всё тщательно обдумывал.

- Ладно, - наконец-то согласился папа, - я буду рядом на страховке. На всякий случай просуну внутрь палку. Если он к тебе будет придвигаться и пытаться обороняться и нападать на тебя, я его отгоню палкой, но  ты сразу должен  вылезти. Если произойдёт именно так, тогда будем думать о другом варианте спасения, согласен, сынок?

- Согласен, конечно же.  Я, папа, на всё согласен, - и Антошка полез в нору.

Мальчик ловко, почти во весь рост, залез в нору, а отец лежал рядом и держал на изготовке палку для подстраховки.

- Ну, что там видишь? – спрашивал  папа.

- Вижу в самом углу маленький беленький комочек, он  очень  крохотный, и я его сейчас постараюсь достать рукой.

Антошка хотел ухватить зверька в темноте, но у него никак не получалось это сделать. Зверёк пугался и прижимался к земляной стене. Тогда Антошка залез ещё глубже в нору и просунул обе руки.  После некоторых усилий, ему удалось взять в руки зверька.

- Антоша, ты его взял?

- Взял, да! Папа, он пушистый и маленький. Помоги мне вылезти, а то у меня руки заняты, - попросил сынишка.

Папа, без особого труда, обхватив сына за пояс, вытащил его вместе со зверьком. Когда же он взял у Антона зверька на руки, то оба они сильно удивились. Это был обычный маленький щенок.

 На широких ладонях отца, щенок прятал голову и сильно дрожал.

- Папа, он боится нас? Поэтому дрожит? – взволнованно спрашивал Антошка.

- Вероятно! Но как он попал в эту нору? – пытался догадаться папа. - И  тут же последовал ответ. - Он, скорее всего, убежал из дома и заблудился.

- Что с ним будем делать? – спросил папу малыш. - Давай возьмём его к нам, а то он пропадёт. Такой крохотный и, наверно, хочет кушать.

- Я пока не могу тебе дать положительный ответ.  Возможно, хозяин  найдётся.

- Папа, его нужно сейчас же отнести домой. Его обогреть надо, накормить, - настаивал мальчик.

- Разумеется, не оставлять же его сейчас на улице, - ответил папа, поглаживая щенка.

 Потом папа с Антошкой ходили по соседним домам и спрашивали  у жильцов,  не пропадал ли у кого щенок.

- Если хозяин щенка найдётся, мы его отдадим, да? - не очень весёлым голосом поинтересовался Антошка.

- Отдадим, а как же! Его уже, вероятно, ищут!

Папа с сыном понесли щенка домой, совсем забыв о том, что Антошка хотел понаблюдать за насекомыми. Настроение у Антошки испортилось. Мальчик совсем не хотел возвращать щенка.

- Ну, сын, чего это ты нос повесил?

- Папа, а можно мы не будем отдавать щенка? Дадим ему прозвище, и я буду ухаживать за ним.

- А, вот в чем дело. Вот почему ты хмурый такой! Но нет, так нельзя. Возможно, хозяева уже с ног сбились, а какой-нибудь маленький мальчик или девочка плачут горючими слезами.

- Но, папа, это же мы нашли его, он бы пропал и никому не достался!

- Давай сделаем так: дадим объявление, что нашли щенка и если хозяин отзовётся, то отдадим, а если нет, то оставим у себя. Ты согласен?

Антошка тяжело вздохнул и ответил:

- Я согласен, только не до конца.

- Это как не до конца? Я что-то тебя не совсем понимаю.

- Папа, это нужно понимать так, что я не хочу, чтобы нашелся хозяин Пушка.

- О! Дружочек! Ты ему уже и кличку придумал. Возможно, его иначе зовут.

- А я буду пока его так звать, ведь должен же он  отзываться на какое-то имя?

- Хорошо. Пусть будет по-твоему. Пока будем звать его Пушком. Но, как же, твоё желание понаблюдать за природой? - лукаво улыбаясь, спросил папа:

- Оно у меня не пропало, только на время отодвинулось. Меня сейчас больше интересует Пушок.



****
Прошло две недели. По объявлению о пропаже щенка никто не обратился. Антошка совсем успокоился и посчитал, что щенок принадлежит теперь ему. Мальчик играл с ним, выводил гулять с папой в рощу и был очень рад своей находке.

В один из дней, гуляя с Пушком в очередной раз, Антошка решил  научить щенка  бегать за брошенной  палкой. Пушок радовался тому, что мальчик с ним играет и радостно бегал за палкой туда и обратно. Так они играли несколько минут. Устав от быстрого бега, Пушок сел рядом со скамейкой, на которой папа Антошки читал газету.

- Пушок, вперёд! – командовал мальчик. – Ну, Пушок, давай играть!

Пушок сидел и не намеревался двинуться с места. Мальчик обижено сказал ему:

- Не хочешь играть, не надо! Я больше с тобой гулять не пойду.

Папа, наблюдая за сыном, решил успокоить его.

-  Антошка, Пушок совсем ещё маленький и слабый. Видишь, он тяжело дышит. Значит устал. Ему такая нагрузка ещё не под силу.

Антошка посмотрел на пёсика и заметил, что собачка загрустила. Мальчику стало жалко щенка. Тогда он наклонился, поднял щенка с земли, прижал его к себе и, гладя по спинке, заговорил:

- Пушок, я погорячился. Я буду гулять с тобой каждый день, и учить тебя разным собачьим командам. Ты вырастешь и будешь очень умным псом. Мы будем ходить с тобой на выставки, и ты станешь чемпионом. Мы все будем тобой гордиться.

Пока Антошка разговаривал с Пушком, а папа дочитывал газету, к ним подошёл дедушка.

- Здравствуйте, - первым заговорил он. – Скажите это ваш щенок?

- Да, наш! – поспешил ответить Антошка, и посмотрел на папу.

Папа покачал головой, но ничего не сказал, а дедушка продолжил:

- Понимаете, купил щеночка внучке, а тот каким-то образом сбежал. Мы его везде искали, но не нашли. Внучка уже несколько дней расстроенная. Она очень полюбила своего Пушика. А я  каждый день брожу по этой роще и надеюсь, что щенок вдруг объявится.

Антошка слушал дедушку и, вдруг, слёзы навернулись на глаза.  Он расплакался громко навзрыд.

- Сынок, ты, что плачешь? Что с тобой? – будто ничего не понимая, спросил папа.

- Папа я не хочу расставаться с Пушком! Я полюбил его, но мне также жалко девочку, которая огорчена пропажей её любимого друга.

Дедушка, слушая папу и Антошку, недоуменно спросил:

- Не понимаю, почему плачет мальчик? Ведь его щенок у него на руках, правда, он очень сильно схож с  нашим Пушиком.

- Его зовут не Пушик, а Пушок! – с обидой в голосе произнёс мальчик и продолжил. - Да, это мы нашли этого щенка в норе под деревом. Он скулил и звал на помощь. Мы спасли его. Он бы умер там без еды и воды. Наверно, это ваш щенок, - и снова горько заплакал.

- Ах, вот в чём дело! – с пониманием сказал дедушка. – Значит, это наш Пушик. Как здорово, что потеряшка нашёлся. Вот внучка обрадуется! Вы нам его вернёте? – осторожно спросил он.

- Конечно, вернём, - включился в разговор папа, - мы везде объявления развесили. Ждали, что хозяин найдётся. Время шло, но никто не откликнулся. Антошка и решил, что это теперь его щенок и назвал Пушком.  Вот такие дела!

- Понимаю! – ответил дедушка. – Антошке жаль расставаться с собачкой. Но я помогу вам. У моего друга, который продал нам щенка, есть ещё точно такой же. Если хотите, я поговорю с ним, чтобы он продал вам щенка.

- Поговорите! Пожалуйста, обязательно поговорите! – затараторил Антошка. – Я очень хочу такого щенка. Я его любить буду, - и, обратившись к папе, спросил, -  вы ведь с мамой не будете возражать, да?

- Конечно, сын, мы не будем возражать! И если дедушка согласен, то сейчас же пойдём все вместе к его другу.

- Я рад, что вы согласились. Конечно, пойдём. Только сначала обрадуем мою внучку!

Антошка вместе с папой пошли  к дому дедушки. По дороге, пока папа общался с дедушкой, Антошка прижимал к себе Пушка и тихонечко шептал ему на ухо:

-  Пушок, ты не сердись на меня. У тебя нашлась твоя хозяйка, но я тоже полюбил тебя, и мы останемся друзьями. У меня будет новый друг, и я назову его Пушком, а ты останешься Пушиком. Мы будем встречаться на прогулке, и вы подружитесь. Ты же согласен, да?

Пушок слушал Антошку и, чувствуя его  добрые слова, прижимался к нему сильнее, как бы соглашаясь с его словами.


В доме  дедушки внучка Ирочка, при виде  щенка, радостно запрыгала и, взяв у Антошки щенка, прижала его к себе, приговаривая:

- Нашёлся, нашёлся мой любимый  Пушик! Я так скучала без тебя! Теперь я не оставлю тебя без внимания  ни на секундочку.

- Ирочка, ты поблагодари этого мальчика и его папу. Это они спасли твоего друга. Он мог погибнуть без их помощи. Он жил у них две недели и Антошка очень привык к нему потому, что  твой Пушик, стал ему дорог. Антошка очень расстраивался по поводу, что придётся вернуть щенка.

- Деда, я не знала, что всё так грустно. Как же теперь быть с этим добрым мальчиком?

- Не волнуйся, внучка, я обещал, что сегодня отведу их к дяде Коле, и они купят у него другого, похожего на твоего Пушика. У Антошки будет свой друг - Пушок.

- Ой! Дедушка, я очень рада, что выход найден, и Антошка не будет грустить.

Потом Ирочка обратилась к Антошке:

- А давай с тобой дружить? Вместе гулять будем  со своими собачками.

- Конечно, я согласен! – обрадовался Антошка, - будем не только гулять с ними, но и учить их разным командам.

- Да, да! Будем водить их в собачью школу, хорошо!

Вот так познакомился Антошка с девочкой Ирой. Дедушка сдержал своё слово. Он  отвёл своих новых знакомых к дяде Коле, и папа с сыном стали настоящими хозяевами милого Пушка.

Дома, сидя на диване, лаская своего щенка,Антошка  задал папе вопрос:

- Папа, а, как ты считаешь? Я доброе дело сделал?

- Ты, сынок, смелый мальчик и добрый. Ты не испугался залезть в нору, а там ведь было темно и, вероятно, страшно. Ты, ради спасения живого существа, рисковал. Мы не знали, что там за животное, которое могло оказаться не очень  ласковым. Ты молодец!

- Папа, теперь у меня есть своё дело – заботиться о Пушке, и мне не будет скучно.

- Правильно, Антошка. О своей собаке нужно много заботиться и тогда он из щенка вырастет верным другом.