Об идеализации

Константин Челлини
С интересом прослушал беседу знакомого психоаналитика из Казахстана Евгении Лашковой и ведущей программы Марии Ковалевой «Просто о сложном», посвященную такому понятию в психологии и психоанализе как Идеализация.

В начале программы Мария предложила рассмотреть вопрос о сути идеализации,  о том, почему мы идеализируем людей, в особенности тех, кто нам дорог, почему наделяем их несуществующими качествами, почему на основе идеализации выстраиваем ожидания по отношению к ним, которые не могут быть реализованы, поскольку нередко данными качествами эти люди не обладают, почему в результате этого страдаем, и можно ли не идеализировать людей, а воспринимать их такими какие они есть…

Евгения ответила, что в основе,  разумеется, лежит механизм приписывания тех или иных (идеальных) качеств людям, который необходим для адаптивного нормального функционирования в социуме. Кроме того, способностью к идеализации обладают практически все; эта способность базируется на внутренней потребности наделения другого человека ценностями, если  это значимый человек (учитель, родитель, гуру, врач)  и мы зависим от его оценки и мнения.
Идеализация — это «естественный процесс, который в психоанализе относят к защитным механизмам», и он основан на обработке информации, поступающей из внешнего мира, в той форме как мы ее воспринимаем. Евгения отметила, что следует различать первичную идеализацию и идеализацию как механизм функционирования психики взрослого человека.

Первичная идеализация  необходима для формирования стабильной психики у ребенка, который, как правило идеализирует родителя, и если родителя нет (смерть, развод родителей), или он деидеализирован слишком рано, то в психике ребенка формируется дефицитарность, и тогда он, вырастая, будет испытывать проблемы в коммуникации, и искать людей, которых будет идеализировать, чтобы восполнять недостаточную функцию.  Поначалу , когда ребенок маленький, он наделяет взрослых (родителей) всемогуществом, особой силой,  при этом у него возникает  желание либо приобщиться к этой силе, либо слиться с ней… Этот первичный механизм важен для формирования нормальной психики ребенка.

Во взрослом возрасте идеализация ограничивается механизмами рефлексии и осознанности.  Как показатель недостаточно зрелой психики психоаналитик отметила  такой  показатель дефицитарности,  когда один человек относится к другому, как если бы он был «Солнцем, на котором нет пятен», не замечая никаких недостатков в другом человеке.  С другой стороны, для нормального процесса обучения, повышения квалификации, успеха на курсах необходим элемент идеализации,  нам «нужна фантазия, что мы заслуживаем любовь», а если у ребенка такой фантазии в детстве нет, то он потом «испытывает проблемы в обучении».

Женя также отметила, что во взрослых отношениях – особенно профессиональных и личных («романтических»), у каждого человека есть как бы свой райдер  (список) требований к другому человеку, будущему партнеру или коллеге,  это можно назвать символической метафорой Любви. В конечном счете, Любовь нас побуждает  совершенствоваться, развиваться, не останавливаться на достигнутом. По мнению специалиста, взрослая идеализация, в которой присутствуют моменты рефлексии и осознанности, в разной степени, связана с пониманием того, что человек нравится, что он «особенный», но  что у него есть недостатки, и мы их осознаем.  В случае же, если мы используем фразу типа «мы идеально друг другу подходим», это как если бы мы "затыкали определенную дыру в душе", пытаясь восполнить дефицитарность, наделяя другого человека порой несуществующими функциями. И, как результат, рано или поздно наступает разочарование.

Идеализация, по мнению Евгении, важна для формирования независимости, креативности, чувства юмора и мудрости, она является источником нашего творческого роста и совершенствования.  Другое дело, что во взрослом возрасте идеализация порой бывает сопряжена с последующим разочарованием, когда иллюзии, говоря метафорически,  «бьются стеклами вовнутрь», и когда влюбленные вовлекаются в отношения со всей «нерастраченной любовью», по сути, воспринимая как ответные чувства другого свою радость в связи с процессом отношений.  Это и есть один из моментов идеализации.  Поэтому так необходим принцип тестирования реальности, который позволяет лучше и тоньше осознавать как свою психическую реальность, так и реальность коммуникации с другим человеком.  Однако этот принцип, как справедливо заметила Евгения, « очень сложная вещь, нам трудно выдерживать неопределенность, страх,  и срабатывают защитные механизмы, подсказывающие как себя надо вести, и подчас речь идет не о реальной коммуникации, а о  фантазиях и отыгрывании».  Что же касается наших эмоций, то важно в полной мере проживать их,  и чем меньше непрожитых эмоций, тем меньше человек будет «скатываться в бессознательное» и тем выше его шанс выстраивать реальные отношения.

При чрезмерной идеализации в романтических отношениях один из влюбленных как бы « отдаляется от реального человека», нарушая принцип реальности, создает какой-то идеальный образ, под который подстраивает формат и  ожидания относительно этого человека и отношений с ним. На вопрос Марии, «как понять, что это действительно происходит», Женя ответила, что «отсутствует критичность», это как если бы один считал , что «на Солнце нет пятен», и кажется, что ты искал (а)  этого человека всю жизнь. При такой идеализации срабатывает первичный процесс и  как бы появляется возможность слиться с другим человеком,  получить любовь, что дает ощущение безопасности, кайф… Мы испытываем всегда потребность в безопасности, но если  она слишком сильно выражена («затапливает»), то присутствует идеализация. Но вместе с тем, на пике слияния с идеальным человеком, вытесняется чувство стыда (мы его не ощущаем). Появляется чувство безопасности, устраняется критичность мышления.

На вопрос как компенсировать дефицит Любви, чтобы избежать глубокой степени идеализации, Евгения отметила, что степень травматизации  - по сути, поколенческая проблема, наследуемая всеми поколениями после II мировой войны, а компенсация дефицита зависит от степени нарушенности психики. Те качества которые ты приписываешь другому человеку, прежде всего обусловлены недооценкой тех или иных качеств родителями или значимыми другими, по сути представляют собой не столько дефицит, сколько «не до конца высвеченное достоинство личности».

В конечном счете для того, чтобы идеализация была более или менее контролируемой, продуктивной, необходимо находится в контакте со своим внутренним миром и внешней реальностью, надо в отношениях с Другим  (другом, романтическим партнером или коллегой) уметь ставить и задавать вопросы по существу отношений, а не выдумывать за него/ нее, сохраняя критичность мышления, — полагает аналитик. Оборотной стороной идеализации становится разочарование и даже демонизация, отметила Евгения.
 
Подводя итоги беседы, Евгения еще раз подчеркнула, что  «идеализация важный  компонент креативности», если у скульптора нет идеального образа, что он хочет получить из куска мрамора, он ничего не сможет сделать». Она полезна при групповых медитациях,  очерчивании «круга силы». В отношениях  же с объектом симпатии, если человек склонен к идеализации, то надо себя сдерживать, стараться быть критичным к себе и другому, и не только лучше узнавать человека, но и себя в отношении с этим человеком, так как «с каждым мы раскрываемся по-разному, каждый встреченный нами человек что-то рассказывает про нас, о нашей личности»…